Накануне "Марша москвичей" наблюдается прелюбопытная ситуация. Средства массовой информации вовсю трубят о том, что готовящийся 31 марта "Марш москвичей" организован совместно КПРФ и ОГФ, а также рядом других организаций. То же следует и из манифеста марша, размещённого на официальном сайте КПРФ. Черным по-белому написано там: "Мы, организаторы митинга - КПРФ, ОГФ (Объединенный гражданский фронт)..." Еще на сайте КПРФ висит анонс о пресс-конференции организаторов марша, где тоже вполне мирно уживаются друг с другом 1-й секретарь МГК КПРФ Улас и исполнительный директор ОГФ Билунов. Притом организатором пресс-конференции значится широко известный в узких кругах активист КПРФ Милосердов, который давным-давно прославился своими националистическими взглядами и связями с ДПНИ. Это не мешает ему, кстати, быть одновременно помощником заместителя председателя КПРФ Мельникова. Подчеркну, все это висит и поныне на самом что ни на есть официальном сайте КПРФ. Забегая вперед, можно сказать, что конференция прошла вполне успешно.
И в то же время в некоторых СМИ появились бледненькие опровержения руководства КПРФ относительно совместной с ОГФ организации марша. Опровержение изобилует крепкими словечками вроде "бред" и "провокация". Далее заместитель Зюганова Кашин выдает совершенно нелепое утверждение о том, что-де КПРФ в этот день планирует совершенно другое мероприятие в другом месте. Газета "Правда" также отличилась довольно кондовой формулировкой:
Участники заседания [Штаба протестных действий - авт.] расценили как провокацию против КПРФ сообщения о том, что митинг на Театральной площади Москвы 31 марта якобы проводится по инициативе Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова. Было подчеркнуто, что акция организуется по решению Общероссийского штаба протестных действий, МГК КПРФ и Комитета защиты прав граждан.
Как же разобраться в этом хитросплетении противоречивой информации? С одной стороны, 100-тысячным тиражом разошлась по Москве выпущенная Милосердовым газета "Защитим Москву" с логотипами КПРФ, ОГФ и других организаций, а также со статьёй Каспарова. Упоминания о совместном характере акции по-прежнему висят на официальном сайте КПРФ. С другой стороны, налицо довольно неуклюжие попытки руководства КПРФ в последний момент откреститься от собственной инициативы.
Пролить свет на происходящее можно, обратившись хотя бы к достоверной информации о последних двух заседаниях Штаба протестных действий. По словам его постоянных участников, заседание 20 марта носило скандальный характер. Пришедшие на заседание представители различных организаций, получив на руки упомянутую газету "Защитим Москву", в шоковом состоянии рассматривали статью Каспарова. "Неужели будем митинговать вместе с этими?" - раздавался один и тот же вопрос. Представители городского и областного комитета КПРФ выступили с резкой критикой совместной акции. Руководители некоторых других организаций заявили, что вообще не дадут людей на это мероприятие. Ведший заседание член ЦК КПРФ Серегин был вынужден отбиваться от нападок со всех сторон. Тем не менее, он с настойчивостью бульдозера проталкивал идею о необходимости участвовать в марше, особо упирая на то, что это решение секретариата ЦК КПРФ. То есть, инициатива спущена сверху, а значит, надо взять под козырек.
Спустя неделю, 27 марта, можно было наблюдать результаты кропотливой аппаратной работы руководства КПРФ. Горком и обком КПРФ были почти полностью укрощены. Почти без сопротивления они заявили о мобилизации своего актива на акцию. Организации-сателлиты также взяли под козырек, хотя и не без бурчания: нам-де эта акция все равно не нравится, но мы подчиняемся решению. А для остальных, более строптивых была подготовлена подслащенная пилюля из уст Кашина о том, что акцию проводит только КПРФ и никаких либералов мы на трибуну не допустим. Нашли и "стрелочника", им стал депутат Мосгордумы от КПРФ Никитин, который занимался технической стороной подготовки акции. На него обрушился град критики и самых грозных намеков и обещаний. Кажется, все эти слова возымели свое действие на участников заседания. Жесткую позицию по поводу "Марша москвичей" выдали лишь представители РКРП-РПК и некоторых других небольших организаций, которые заявили, что не будут участвовать в акции. Так ли это, покажет ближайшее будущее.
Из всего этого можно сделать кое-какие неприятные выводы, иллюстрирующие ход развития событий.
Вывод первый. Инициатива сближения КПРФ и ОГФ исходит от верхушки КПРФ. Видя набирающих силу и организованность либералов, сопоставляя это с собственным бессилием и инертностью, руководство КПРФ закономерно делает шаги навстречу "Другой России". Желание любой ценой удержаться на плаву, остаться в "большой политике", подпереть дряхлеющую партийную машину свежевыструганным костылем толкает на самые противоестественные союзы. В силу этих причин гибрид ежа с ужом - нелепый союз умеренных левых и "оранжевых" - представляется вполне возможным. Ведь подружились же с либералами молодежные радикалы вроде НБП и АКМ, а это выглядит куда нелепей.
Вывод второй. Взяв курс на сближение с ОГФ, руководители КПРФ по старой аппаратной привычке решили действовать нахрапом. В надежде, что актив КПРФ и чиновники среднего звена, как всегда, останутся послушной и исполнительной массой. Дали приказ - выполняйте. И нечего тут рассуждать. там, наверху лучше вас знают, что правильно, а что нет. Раз сказано идти на митинг вместе с ОГФ - значит, так надо.
Однако, в этом руководство КПРФ просчиталось. Возмутились все: и рядовые партийцы, и функционеры немаленького уровня. По свидетельству некоторых членов горкома КПРФ, довольно бурные обсуждения происходящего происходили на собраниях многих первичных организаций. Люди заявляли, что не будут распространять газету "Защитим Москву" и не пойдут на совместный с либералами митинг. Разразился скандал. Ситуация грозила выйти из-под контроля. КПРФная махина, рассчитывавшая тупым окриком подавить любое инакомыслие, оказалась под градом мелких, но чувствительных укусов. Именно поэтому руководителям этой партии пришлось неуклюже, неповоротливо давать задний ход и отделываться гневными заявлениями про "провокацию". Этим и объясняется вопиющая разноголосица между официальными заявлениями заместителей председателя КПРФ и официальными же заявлениями на сайте КПРФ.
Наконец, вывод третий, самый грустный. Потерпев поражение в лобовой атаке, руководители КПРФ вряд ли откажутся от союза с ОГФ. Скорее всего, они будут искать какие-то обходные пути, будут прорабатывать партийную массу, более аккуратно готовить почву для союза с либералами. Опыт такой уже есть - ведь протаскивала же КПРФ на выборах олигархов по своему списку, при этом активу вешалась лапша на уши про то, что это-де "свои" олигархи.
Чем закончится этот детектив? Ответ на этот вопрос, помимо внешних факторов, зависит от того, как поведет себя партийная масса. Если рядовым коммунистам удастся сплотиться и дать по рукам зарвавшимся руководителям, тогда союз с либералами может и не состояться. Если же партийцы не смогут что-либо противопоставить своему руководству, тогда возможно все: от полного перехода КПРФ в стан либералов до развала партии.
<<<