От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинoв Игорь) Ответить по почте
Дата 06.04.2007 00:20:36 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

left.ru: «Триста спартанцев» против Ирана (и Геродота)


Персидское чудовище против свободолюбивого Запада

http://left.ru/2007/6/leupp158.phtml

Гарри Леупп
«Триста спартанцев» против Ирана (и Геродота)

Я всегда смотрю голливудские драмы о Древней Греции и Риме. Моему увлечённому кино сыну тоже это нравится, поэтому на прошлой недели мы решили сходить на премьеру «300 спартанцев», - блокбастер киностудии «Уорнер Бразерс», снятый Заком Снайдером и основанный на графическом романе Франка Миллера про эпическую битву при Фермопилах между греками и персами. Прокатные сборы к этому времени перевалили за сотню миллионов долларов, а сам фильм без сомнения повлиял на умы многих зрителей.

Сюжет фильма строится вокруг известного исторического события (вернее, оно должно быть известным, однако, обучение истории в наших бесплатных школах не всегда соответствует уровню). В 480 г. до н. э. Греция столкнулась с угрозой вторжения персидской армии, мощнейшей военной машины того времени. Империя царя Ксеркса простиралась от Инда до Египта, а его армия пополнялась воинами со всех уголков ойкумены. С царём во главе они вступили в войну с греками. Точнее, с некоторыми из них. Греция в то время представляла собой скопление городов-государств, политически разрозненных, разделённых в той же мере, как и объединённых общим языком и культурой. Некоторые города-государства, включая Аргос и Феб, фактически находились в союзе с Ксерском. «Отец истории» Геродот, возможно первый профессиональный историк в мире, рисует картину «свободной» Греции, объединённой против «угнетательской» Азии. Но это шовинистическое упрощение. На самом деле, Персия и греческие города-государства были обществами, чей уклад базировался на рабовладении, а их понимание «свободы» имело мало общего с современным.

Согласно Геродоту (наш единственный источник), 300 спартанцев вместе с 700 феспийскими добровольцами защищали Фермопилы от оккупантов, и задавали жару армии Ксеркса. Под предводительством царя Леонида они пали смертью храбрых, но это дало вражеским Афинам время на подготовку флота, который окончательно сокрушил персов в битве при Саламие несколько месяцев спустя.

Эта история была экранизирована ранее в 1962 году в Голливуде; тогда Леонида сыграл Ричард Эган, а Ксеркса – Дэвид Фаррар. Новая версия отличается тем, что один критик назвал «монотонным, мультяшным качеством её компьютерных спецэффектов» - и событиями, к которым она приурочена.

«Уорнер Бразерс» планировали сделать римейк фильма 1962 года ещё в 90-х. Он должен был быть основан на романе Стефена Пресфилда «Огненные врата», на роль Леонида претендовал Брюс Уиллис. Однако, проект приберегли до того времени, когда он смог бы поспособствовать формированию «нужных представлений» голливудской публики о персах в преддверии войны с современной империю зла, которой так настойчиво добивается вице-президент Дик Чейни и его шайка неоконов.

Персия – это Иран. (Я хочу сказать, «Персия – это несомненно Иран». Впрочем я не могу знать понимают ли все или почти все американцы эту связь).

Слово «Персия» происходит от «Фарс» - древней иранской провинции, а «Иран» связан со словом «арийский» и означает «земля Ариев». В 1935 году иранский шах избрал название «Иран», однако, оба слова остаются взаимозаменяемыми.

В слове «Персия» просто нет такой эмоциональной подоплёки как в слове «Иран». Во время кризиса с иранскими заложниками в 1979-81 гг. торговцы иранскими коврами решили называть их «коврами из Персии». Персия по случаю использовалась как обозначение хорошего Ирана, исторически культурного Ирана, в противоположность современному злейшему врагу. Однако, в «300» Персия также означает зло.

Иранское правительство запретило фильм; в прошлую среду Президент Ахмадинежад в новогоднем обращении назвал его элементом «психологической военной кампании» против его страны. Джавад Шамакдар, советник по вопросам культуры при иранском правительстве, также назвал фильм «психологическим оружием», обвиняя его создателей в «ограблении исторического прошлого Ирана и оскорблении его цивилизации». Редакторы иранской газеты Аяндэ-Но заявили, что фильм «имеет целью внушить людям, что Иран, будучи включённым в Ось Зла, всегда был источником зла, а современные потомки иранцев это тупые и жестокие дикари, изображённые в «300». Миссия Ирана в ООН заявила, что фильм «настолько неприкрыто расистский, настолько переполнен умышленной стилизацией персов в качестве опасной, дьявольской силы, угрожающей цивилизованному «свободному миру», что он без сомнения служит поощрению «современного дискурса ненависти…и «столкновения цивилизаций».

Некоторые западные кинокритики выразили похожие возражения. Димитрис Даникас замечает, что «300 спартанцев» изображает персов «кровожадными, недоразвитыми зомби» и питает «расистские инстинкты в Европе и Америке».

Дана Стивенс из «Хлопушки» называет фильм «азбучным примером того, как расистские фантазмы и националистические мифы могут служить побуждением к тотальной войне».

С другой стороны, кинокритик Дейл МакФеттерс называет иранцев «придирчивыми», заявляя (ошибочно): «Ваш лидер угрожал стереть Израиль с карты». А Стэндфордский историк Виктор Девис Хэнсон, восхищающийся Чейни и его женой (профессиональным историком), высказывает своё мнение на правом сайте «RealClearPolitics»: «Мы справедливо считаем древних греков основателями современной западной цивилизации и, как чувствуют миллионы тех, кто посмотрел фильм, они больше похожи на нас, чем (иранский) враг, который в конце концов не смог победить их».

Даже если у Зака Снайдера и Франка Миллера не было намерения создать антииранский фильм или какой-то тип «психологического оружия», они сделали картину, в которой иранцы действительно изображены в худшем свете.

Представитель «Уорнер Брозерс» говорит, что «300 спартанцев» – это работа инспирирована графическим романом Франка Миллера и основывается на реальных исторических событиях. Киностудия создала это фильм исключительно как кинематографическую работу с единственной целью развлечения зрителей; фильм не оскорбляет какую-либо культуру или нацию и не имеет никакой политической подоплёки». Однако же, это не правда.

Геродот изобразил персидского правителя в достаточно положительных чертах: «Среди всего множества (персидских) мужей» - писал он, - «не было такого, которой бы по своей красоте и величию, заслуживал бы такой широкой власти, как Ксеркс». (Персидские войны, Книга 7, 187). Однако, Ксеркс Миллера-Снайдера даже не похож на иранца, а (как некоторые другие персы в фильме) скорее напоминает африканца, изображенного злым и жестоким. Напротив, Леонид изображён белым, мужественным и героичным в борьбе за «свободу».

Роль цвета сведена к минимуму в фильме; воины кажутся тенями чёрного и белого. Греки одеты в красные плащи, которые вызывающе смотрятся на фоне брюшного пресса героев. Персы напротив выглядят уродливыми и нескладными.

«Греки будут знать, что свободный человек боролся с тиранами», - говорит мультяшный Леонид (Геральд Батлер), готовясь к смертельной защите от злых персов. Греция – «единственная надежда мира на разум и справедливость» против «тёмной воли персидских царей». «Мы спасаем мир от мистицизма и тирании», объявляет он. «Не отступать и не сдаваться. Это закон спартанцев. Наступает новый век, век свободы, и все узнают, что спартанцы будут бороться за неё до последней капли крови».

Послание действительно ясно. Спарта=Греция=Западный Мир= свобода. Персия= рабство и угнетение. Наверное, это было сутью послания Геродота; он писал это в то время, когда греки знали, что все люди свободны, а «азиаты» знали, что свободен только один (правитель). Понятие свободы было неуместным в его время, однако, его неадекватное использование сегодня приводит к опасным последствиям, когда Иран находится под прицелом неоконсерваторов. Снова подчеркну, что большинство зрителей на вряд ли проведут параллель между древними персами и современными иранцами, однако, мотив «столкновения цивилизаций» от этого никуда не девается. Я предположу, что те, кто поближе познакомится с его историей, представят себе другого Ксеркса, а не карикатуру с пирсингом в носу, которую мы видим в фильме. Представьте Ксеркса, который обращается к американским зрителям, включая христианских фундаменталистов таким образом:

«Я Ксеркс, Император Персии, сын Дария, внук Кира. Мой дед Кир освободил евреев из вавилонского изгнания и позволил вернуться им в Иудею и восстановить свой храм. Мой отец Дарий заставил наш народ уважать «Бога Даниила». Сам я женился на еврейке Эсфири».

«Я происхожу из давнего рода верующих в единого бога, восхваляемого Заратустрой, нашим персидским пророком, учения которого повлияли на евреев во время их пребывания среди нас. Я имею в виду идеи Сатаны, Рая и будущего Мессии, которые не были частью их религиозной системы до изгнания и, очевидно, позаимствованы ими из нашей персидской религии».

«Сейчас я начинаю завоевание Греции, отсталой земли, населённой примитивными политеистами, которые преклоняются перед безнравственными капризными божествами и практикуют абсурдные религиозные ритуалы. Мои предки и я, уже завоевав большую часть Ионической Греции, уважаем греческую философии и действительно можем многому поучиться у греков. Мы создали многонациональную империю. В этой империи, от Средиземного моря до Индии греки играют важную роль».

«Спартанцы, противостоящие нам при Фермопилах, являются жестокими людьми, которые ежегодно – для забавы! идут войной на беззащитных илотов, живущих рядом с ними. Им нечего сказать нам персам и всему миру в целом о «свободе»!

Автор этого текста мог бы подтвердить сказанное авторитетом Библии. В Исайи 44:28 Господь Израиля через своего пророка объявляет, что Кир это «мой раб и должен служить моей цели». В 45 Исайи он обращается прямо к Киру – «его помазаннику», называя его «справедливым» и сообщая ему, что «богатство Египта и торговля Эфиопии» будут «принадлежать ему». Книга Эзры начинается с того, что Кир издаёт указ, в котором сказано, что «Господь, бог небес, дал мне все земные царства и поручил мне построить храм в Иерусалиме в Иудее». В Данииле 6:26 Царь Дарий издал указ, говорящий, что «во всех моих королевских владениях люди должны дрожать и бояться Бога Даниила». Эсфирь 2: 15- 18 описывает свадьбу Ксеркса с еврейской девой Эсфирь. Эти факты не являются, конечно, надёжными с исторической точки зрения; Даниил и Эсфирь скорее всего являются вымышленными, а не реальными персонажами истории. Суть в том, что эти тексты, почитаемые как Священное Писание многими если почти не всеми американцами, изображают Персию с положительной стороны.

Греки, с другой стороны, являются причиной «многих проявлений земного зла». Они строят гимназию в Иерусалиме, см. например (1 Макаби 1:8) Евреи не одобряют эту затею греков, поэтому Иудея поднимает восстание против Селусида во втором веке до н. э. Их восстание против «свободной», «рациональной» Греции изображается как героическое.

Греко-римский мир продолжал вести войны с Персией до распада Римской империи. Но Алесандр Великий, победив персидского царя Дария через полтора века после битвы при Фермопилах и создав большую империю, восхищался персидской культурой и активно способствовал культурному синтезу, который мы называем эллинизмом. Римские армии вернулись из своих персидских походов с новым богослужением персидскому богу Митра; культ этого бога, родившегося 25 декабря, был крупным соперником христианства вплоть до 4 века. Величайший из поздних римских философов, неоплатоник второго столетия Плотин восхищался персами и черпал многие знания от них. Манихейство, учение созданное персидским пророком Мани, также, начиная с третьего века, стало религиозным оппонентом христианства. Знания персидских магов (зороастрийских проповедников-астрологов) почитались в Риме, и они также упоминаются в Новом Завете. (Матвей 2: 1-12).

Короче говоря, изображение битвы при Фермопилах в «300» не только неточно, что непозволительно для любой экранизации исторического романа. Оно является именно таким, как говорят иранцы: расистским и оскорбительным. Кинокартина сталкивает греков, которым должны симпатизировать зрители, с «мистической» и «тираничной» культурой, представляющей неминуемую существенную угрозу. Фактически фильм является антиперсидской/антииранской пропагандой и должен соответствующим образом оцениваться: не только как расистский, но и чрезвычайно тупой и несвоевременный.

Гарри Леупп является профессором истории в Университете Тафта и профессором Сравнительного Религиеведения. Он автор книг «Рабы, ремесленники и рабочие в городах Японии в эпоху Токугава», «Мужские цвета: Конструирование гомосексуальности в Японии эпохи Токугава» и «Межрасовая близость в Японии: западные мужчины и японские женщины. 1543-1900». Так же автор принимает участие в сборнике «Имперские походы» сайта CounterPunch, в котором освещались события в Ираке, Афганистане и Югославии.

Оригинал статьи опубликован по адресу: http://counterpunch.org/leupp03312007.html

Перевод Кирилла Гольцмана