Микола сообщил в новостях
следующее:4160@vstrecha...
> День добрый!
> >тема.
> Спасибо за подсказку. В интете кое-что есть --
> >Еще обязательно доставайте Дж.Гибсон "Экологический подход к
> >восприятию." Теория "способностей" (возможностей - affordances). У
нас
> >издана давно, в 1980х, отрывок есть в сети, но сейчас уже есть
> >продолжение сюжета, на рууских сайтах маловато. Оно у делезовцев
есть
> >(Ди Ланда)
> Обязательно ознакомлюсь.
"Агрессия", или "Так назваемое зло".Конрад Лоренц
Блестящая, яркая работа по узловому вопросу -помните, я писАл "Основной
инстинкт",про спинозовский "конатус"(впрочем, он и у Гоббса есть).
Формулировка _сущности_ вещи в динамике на латыни совпадает и с
первым законом Ньютона. Perseverantia. УпорстВование в собственном бытии
,характерное не только человеку и лососю, но и дереву
Обратите внимание, что открытый и "поставленный во главу угла" Лоренцом
на колоссальном материале этологии (он ее отец) "четвертый" из "великих
древних инстинктов" - голод,пол.влечение,страх,агрессия - трактуется
Лоренцем оч.широко,от лат aggredi -"приступать ,наступать, пытаться,
предпринимать"( в примечаниях к книге).
"Молодец,так держать! И не надо четырех слов,товарищ Лоренц! ---- с ком
приветом. Ульянов-ленин-со товарищи"
"Эгокультурность" один в один описана в главе 10 . Ее бы сейчас
на все угарные вопящие "кондопожством" форумы надо транслировать
>
рекомендовал бы в виде первой прививки от пропаганды "эгокультурности"
(по Шушарину) начинать с чтения "АГРЕССИИ" Конрада Лоренца, глава 10ая
"Крысы" (и в противовес - про любимых Лоренцом гусей). "На уровне кланов
крыс" реагировать на мир нам было бы весьма чревато.
В двух первых главах я начинаю с описания простых наблюдений типичных
форм агрессивного поведения; затем в третьей главе перехожу к его значе-
нию для сохранения вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктивных
проявлений вообще и агрессивных в частности - достаточно для того, чтобы
стала ясной спонтанность их неудержимых, ритмически повторяющихся проры
вов. В пятой главе я разъясняю процесс ритуализации и обособления новых
инстинктивных побуждений, возникающих в ходе этого процесса, - разъясняю
в той мере, насколько это нужно в дальнейшем для понимания роли этих но
вых инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит шестая глава в
которой дан общий обзор системы взаимодействий разных инстинктивных
побуждений. В седьмой главе будет на конкретных примерах показано, какие
механизмы "изобрела" эволюция, чтобы направить агрессию в безопасное
русло, какую роль при выполнении этой задачи играет ритуал, и насколько
похожи возникающие при этом формы поведения на те, которые у человека
диктуются ответственной моралью. Эти главы создают предпосылки для того,
чтобы можно было понять функционирование четырех очень разных типов об
щественной организации.
Первый тип - это анонимная стая, свободная от
какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосозна-
ния, и общности отдельных особей.
Второй тип - семейная и общественная жизнь, основанная лишь на ло-
кальной структуре защищаемых участков, как у кваквы и других птиц, гнез-
дящихся колониями.
Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не различают друг
друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг к другу
образцовую лояльность; однако с любой крысой, принадлежащей к другой
семье, они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненавистью.
И наконец, четвертый вид общественной организации - это такой, в котором
узы личной любви и дружбы не позволяют членам сообщества бороться и
вредить друг другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного
человеческому, под- робно описана на примере серых гусей.
>>