Открыт предварительный вариант финального номера за этот год. Просьба
посмотреть и высказать соображения. Обсуждение материалов номера в
этой ветке тоже приветствуется
СТАТЬИ
Выпуск: N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г
Политика
За кулисами ядерной программы Ирана
Владимир Сапрыкин
Почти год информация об Иране занимает первые строки в мировых СМИ.
Информационные поводы касаются не нефтегазовой отрасли, в которой страна
по запасам нефти и газа занимает второе место в мире, а преимущественно
намерений и действий Ирана, направленных на создание замкнутого ядерного
топливного цикла (ЯТЦ), а также реакции на это международного
сообщества. Главным противником этой программы являются США
Социальная философия
Теория Формаций. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
В.В. Крылов
Общественному процессу не свойственна геометрически-линейная
детерминистская скука именно потому, что его многовариантность имеет
своим источником и множественность самих отдельных общественных связей,
и множественность индивидов, в которых они субъективируются в виде
личности. Самое большее, что обусловливает этот примат объективного
бытия общественных отношений над своим субъективным существованием, так
это большую или меньшую типологическую схожесть отдельных групп людей в
зависимости от одинакового для них всех комплекса их же собственных
общественных связей (формационный тип общества), места в этой системе
отношений (социальная группа, класс), профессии, возраста, пола и т.п.
Если в прошлом многовариантность развития человечества, разбитого на
отдельные изолированные общества, которые сами, в свою очередь, делились
на классы, сословия и т.п., имела своим источником локально-естественные
особенности, то уже сейчас, а еще более в будущем, когда все
человечество будет единым общественным организмом с одинаковыми для всех
людей возможностями удовлетворения всех своих материальных и духовных
целей и потребностей, именно величайшее усложнение самой системы
общественных , связей явится основным источником неповторимости каждой
личности.
Работы В.В.Крылова по теории формаций публикуются в дополнительном
Сводном номере Альманаха http://www.situation.ru/app/j_jn_28.htm
История
Москва революционная. Декабрь 1905-го года: репетиция гражданской войны
Петров Ю.А.
О царившей в Москве атмосфере после объявления манифеста метко отозвался
современник, так описавший обстановку на митинге в здании Московской
консерватории 18 октября: <В вестибюле уже шел денежный сбор под
плакатом <На вооруженное восстание>. На собрании читался доклад о
преимуществах маузера перед браунингом> В тот же день черносотенцами был
убит один из руководителей большевистской организации в Москве - Н. Э.
Бауман. Похороны Баумана 20 октября превратились в грандиозную
демонстрацию революционных сил. Десятки тысяч человек шли в траурной
процессии за гробом, который охраняла боевая дружина. Всеобщая стачка по
решению социал-демократических организаций 22 октября была прекращена,
но движение за вооруженное восстание приобретало все новых сторонников,
тем более что в тот же день был опубликован указ об амнистии за
политические преступления, благодаря которому в революционную армию
влились значительные силы. Поляризация общества, выделение крайних
радикальных течений, как правых, так и левых, являлись характерной
приметой московской жизни.
К 100-летию Русской революции
Москва революционная. Февраль 1917-го года: "дни свободы"
Петров Ю.А.
Еще за неделю до 2(15) марта, когда Николай II подписал акт об отречении
от престола, никто в России и предположить не мог, что страна стоит на
пороге революции, хотя атмосфера в обществе все более
наэлектризовывалась.
К 100-летию Русской революции
Революционная борьба московских печатников за свободу печати в 1905г
В. П. Мельников
Одной из ярких страниц в историй революционной борьбы москвичей является
борьба рабочих московских типографий за свободу печати осенью 1905 г., в
результате которой около 40 дней в Москве все периодические издания
выходили без предварительной цензуры.
К 100-летию Русской революции
Великий западный поход чингизидов
Роман Храпачевский
Основная причина полного поражения Северо-Восточной Руси во время этой
кампании - стратегическое и тактическое превосходство монголов. Войска
главных русских княжеств сидят по своим местам, что дало возможность
монголам, имевшим превосходство в маневре и инициативе, бить их по
частям, имея в каждом конкретном случае подавляющее преимущество. Причем
монголы, пользуясь своей маневренностью и превосходством в системе
планирования, имеют каждый раз на каждом своем направлении локальное
превосходство над русскими. Возможность подхода подкрепления к монголам
была обусловлена скованностью русских сил, которые разбивались
монголами, имевшими локальное преимущество в каждом пункте, по частям и
не могли подавать друг другу помощи. Конечно, внутрирусские причины
(вспомним "княжее непособие", сформулированное на века в чеканных
строках Автора "Слова о полку Игореве": "Усобица князем - на поганыя
погыбе, рекоста бо брат брату: "се - мое, а то - мое же!" И начаша князи
про малое, "се великое" молвити, и сами на себя крамолу ковати, а
погании со всех стран прихождаху с победами на землю Рускую") неоказания
помощи тоже сыграли свою роль, но и чисто военная составляющая такого
положения является весьма важной. Это все факторы первого порядка.
Память
Побиск Кузнецов в норильских лагерях
П.Г. Кузнецов, Борис Витман
Меня постоянно влекло к этому человеку. От него шел как бы ток высокого
напряжения, и этот ток изливался неизвестными тебе доселе познаниями,
всегда основанными на доскональном изучении предмета, свободе мышления,
развитой интуиции. Его интеллект базировался на мощной жизненной
энергии-его не сломила ни война, ни репрессивная машина. Все это
вызывало во мне жгучую зависть-мне постоянно хотелось достичь его высот
и мощи. Только в общении с Побиском Кузнецовым БУДУЩЕЕ прорывалось и
присутствовало почти всегда. Он был как бы инициатором этого прорыва. И
этим он был действительно уникален.
- Смотреть назад-это смотреть в грязь!-говорил он.-Вперед смотри-там
подлинный облик человечества. Здесь, в ГУЛАГе, нет будущего. Оно в твоей
голове должно сидеть. И тогда состоится обязательно. Носи его в своей
башке - расти, пестуй, и оно сбудется!
памяти П.Г.Кузнецова (18.05.1924 - 3.12.2000)
"Я , сын трудового народа"... Тексты присяг разных стран мира
Интернет
Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на
себя звание воина рабочей и крестьянской армии.
Перед лицом трудящихся классов России и всего мира, я обязуюсь носить
это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу
ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения.
Я обязуюсь, по первому зову рабочего и крестьянского правительства,
выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и
покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую
Республику, за дело социализма и братства народов - не щадить ни своих
сил, ни самой жизни...
Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то
да будет моим уделом всеобщее презрение, и да покарает меня суровая рука
революционного закона
А что за праздник отмечают теперь в России 4 ноября?
Интернет
Это старый надежный метод заставить народ забыть нежелательные
праздники: сохранить выходной, изменив смысл. Опробовано Церковью.
Перспективы
"Вся власть советам" advanced version. Концепция "ячеистой" демократии
Фред Е. Фолдвари
Многоуровневая ячеистая демократия, действующая по принципу снизу-вверх,
несет в себе структурные стимулы поддерживать децентрализацию управления
и минимизирует стремление к трансфертам, реализуя предложение о том что,
"там, где это возможно, общественная активность должна быть организована
путем малых, а не больших политических единств".
Культура и образование
Трансляция теоретического знания в деятельностной эпистемологии
В.В.Давыдова
Н.В. Громыко
Пытаясь ответить на эти вопросы, наш научный коллектив разработал
метапредметную технологию формирования теоретического мышления у
школьников, которая уже в течение 15 лет успешно применяется в нашей
экспериментальной школе ? 1314. Эта технология выложена в виде четырех
метапредметов - <Знание> <Знак>, <Проблема>, <Задача>, которые можно
считать новыми учебными дисциплинами. Основу метапредмета <Знание>
составляет мыследеятельностная эпистемология.
Самоидентификация сознания учащихся в условиях информационного
воздействия
Н.В. Громыко
Один из методологических сюжетов, который включаем в свою работу на
метапредмете "Знание" - это обучение детей работе на схеме полифокусного
видения объекта. Посвящение детей в смысл данной схемы, а также обучение
работе на ней позволяет вызвать у ребят рефлексию тех типов знания,
которые неконтролируемо используются ими при обсуждении происходящих
событий.
В качестве иллюстрирующего примера я приведу всего один из вопросов,
который рассматривался нами в рамках метапредмета "Знание". Этот вопрос
звучал так: "Что произошло 11 сентября 2001 года в США? Объясните смысл
произошедшего события."
Методические аспекты работы в современном Интернете
С. Пуденко
Бурдье - очень сложный и многогранный, плодовитый автор. До появления
(через механизмы обратной связи в сети) этого "реферата" и еще
нескольких эксклюзивных переводов мэтра (из газет и публицистики,
практически у нас не известных), работать с Сетью - "актуализировать" и
"просвещать" мотивированных и заинтересованных освоить наследие Бурдье,
несмотря на все усилия, практически не удавалось. Есть ли еще подобные
примеры "доходчиво внятно и ясно ввести в бурдьевизм" - мне неизвестно.
Короче, гиперссылка на этот 20 страничный "студенческий реферат" сейчас
находится в центре главной страницы сайта, среди отобранных
концептуальных материалов всей базы знаний.
Черновики , архивы
ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН
Интернет
Новый интернет-форум "ВСТРЕЧА"
Как они уничтожали СССР
Г. Павловский
Американцы признались в существовании тайной стратегии администрации
США, приведшей к распаду Советского Союза и социалистического лагеря
Обзор книги П.Швейцера "Победа"