|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
19.01.2016 13:04:31
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Спросите Маршалла
Прочитал 5 страниц из книжки Маршалла. Очень хорошая книжка из серии как не надо делать.
Что в книге есть
Смысл книги сформулирован в заголовке — как 30-летним детям выстроить отношения с 5-летними детьми и избежать при этом конфликтов. Материнство и отцовство из тяжкой ноши должно стать приятным потреблением отношений между детьми и родителями.
Книга учит как воспитать человека нужного обществу контроля — безответственного эгоистичного конформиста.
Книга носит отпечаток интернет-литературы — в качестве подтверждения используется не научный метод исследования и доказывания, а ссылки на опыт конкретных персонажей, возможно вымышленных. Заголовки глав не соответствуют их содержанию.
Книга про болтовню, про «отношения». Человек воспитывается в совместной деятельности с другими людьми.
Чего в книге нет
В книге не рассматривается процесс воспитания как часть производства человека. В ней отсутствуют институты: класс, нация, семья. Они подменены либеральной стратификацией меньшинств — дети рассматриваются как меньшинство которое не должно подвергаться никакой оценке, положительной или отрицательной. Такая модель общества полностью соответствует фантому рыночной модели экономики как сфере взаимодействия формально равных субъектов. Именно формализмом юридического равенства определяется центральная доктрина либеральной идеологии — права человека.
Отношения между ребенком и взрослым рассматриваются не как производство, а как азартная игра с нулевой суммой в которой если один проиграл, то другой выиграл. Это соответствует рыночной модели, но не соответствует интересам ребенка и взрослого. От отношений внутри семьи или коллектива должны выигрывать все.
Изменения в обществе и семье
В первобытной семье которую часто называют традиционной равенство заключается в том что ребенка не причисляют к особой социальной группе. Его рассматривают как равного человека, но недоразвитого.
Промышленному капитализму реальной экономики соответствует общество изоляции, заимствованное у абсолютизма. В таком обществе нет убежища от войны всех против всех, кроме тюрьмы. Под тюрьмой понимается любой общественный институт: семья, община, больница, казарма и т. п. Финансовому капитализму фиктивной экономики соответствует общество контроля. Нет ни тюрьмы, ни убежища. Ближний безопасен потому что ни на что не способен. Атомизированный индивид находится под контролем государства и корпораций. При этом ему оставляют возможность контроля за своей жизнью в строго ограниченных рамках — выбор потребителя.
В обществе изоляции взрослый отвечал за свою судьбу и судьбу своих детей. Дети считались не отдельной социальной группой, тем более не неприкасаемым меньшинством, а продуктом незавершенного производства, переходной стадией развития человека, человеком в становлении. Поэтому предъявлялись ограниченные требования к их биологии (физическая работа) и полноценные требования к их социальности (мораль и право).
Книга обобщает современную практику воспитания детей которое осуществляется в основном незрелыми инфантильными женщинами. В первобытном обществе основное производство — демографическое. Остальные производства — обеспечивающие. Центральная фигура этого производства — мать семейства. Она полноправная хозяйка в доме, распорядительница семейного бюджета. При капитализме основное производство — товарное. Но торговля людьми запрещена потому что она препятствует реальному рабству — присвоению капитализмом работника произведенного в другом укладе и за его счет. Демографическое производство превращается во вспомогательное, материнство — в прихоть самих родителей, женщина — в домохозяйку, бесплатную прислугу, содержанку. Она уже не принимает решений внутри дома, а если принимает, они мало на что влияют. Общество изоляции было деформировано капитализмом таким образом что женщина из взрослого ответственного человека превратилась в большого ребенка. Этот ребенок воспитывает собственных детей по собственному образу и подобию и делает это так как описано в книге.
Ответственность или контроль
Ответственность простолюдина в эксплуататорском обществе предполагала обязанность претерпеть наказание за нарушение права. У человека Возрождения появилось, а в СССР массово реализовалось понимание ответственности как обязанности предусмотреть все реальные возможности своих действий и их последствия, а затем выбрать оптимальный вариант. Отчасти массовое формирование такого типа ответственности было связано с плановым характером экономики.
В книге ущербное понятие ответственности через наказание осуждается и заменяется понятием контроля, который подается как возможность индивида контролировать свой собственный выбор. Это тоже производная от рыночной экономики в которой процедура выбора потребителя считается более важной чем условия и результат такого выбора. В отличие от учебников по экономике в книге прямо говорится, что варианты из которых предлагается выбирать, уже определены сверху взрослым и никакого реального выбора у ребенка нет. Родитель ограничивает ребенка для его же безопасности так же как капиталистическое государство ограничивает избирателя на псевдодемократических выборах.
Отрицание обязанности, долга и замена ее иллюзией свободного выбора. Если ситуация не оставляет выбора — придумайте его, но не ищите выхода из ситуации, смены обстановки. Играйте по правилам которые мы вам навязали.
Обязанность выбора
Декларируется обязанность сделать выбор даже если все предложенные альтернативы тебя не устраивают. Возможность выхода за пределы предложенного не предусматриваются. Выбор всегда ограничен реальным хозяином положения — взрослым. Возможность выбора создает иллюзию персонального контроля, хотя реальный контроль у того кто формирует варианты выбора. Процедура выбора играет вспомогательную роль — она не дает реальной возможности управлять своими действиями, а только порождает позитивную мотивацию — уверенность объекта что он поступает правильно. Умение выбирать не выходя за пределы предложенных вариантов автор называет качеством человека 21 века, понимая под 21 веком общество тотальной негарантированности.
Больше внимания уделяется приятным последствиям, а не печальным. Конфликт, противоречие — двигатель развития личности. Этот двигатель автором книги умышленно выключается. У воспитанного по рекомендациям автора человека не будет устойчивости в конфликте, умения «держать удар». Он вряд ли сможет реализовать главную человеческую добродетель — доблесть как способность сохранить свою личность независимо от условий обстановки.
Дети рассматриваются как меньшинство
Правило обычно применяемое в отношении меньшинств — отказ от принуждения, особенно от насилия. Меньшинство всегда знает что ущемляет чьи-то интересы и боится насильственной реакции на это. Поэтому первая норма обеспечивающая безопасность меньшинства — его физическая неприкосновенность. Следующая — отсутствие обязанности подчиняться общепринятым нормам. Из них вытекает уже норма диалога — меньшинства не должны оцениваться, так как это снижает их самооценку, их восприятие себя как варианта нормы. Любая критика воспринимается представителем меньшинства не как указание на нарушение правил, а как попытка переделать его, изменить его неповторимую уникальную личность.
В воспитание детей переносится практика стигматизации которая в обществе изоляции применяется к меньшинствам. В первобытной семье отсутствуют оценки ребенка как плохого или хорошего. Оценивается всегда его деятельность, поступки. Автор книги рассматривает эту практику с точки зрения защиты прав меньшинства, навязывает отказ от стигматизации, которая к детям и без того не применялась. Идет борьба с вымышленной проблемой ребенка и настоящей проблемой представителя меньшинства.
Признание достоинства личности вместо похвалы как оценки — также практика применяемая меньшинствами. Одна сторона защиты — отказ от критики. Другая — подмена похвалы как положительной оценки поступка признанием положительного качества личности. Поступок всего лишь шаг на пути к качеству. Признавать качество за тем у кого оно еще не выработалось преждевременно. Происходит подмена процесс воспитания качества, формирования привычки, признанием состояния которое должно завершать процесс.
Преувеличенное значение самооценки свойственное представителям меньшинств, всегда знающим в чем заключается их ненормальное поведение и какой оценки им стоит ждать от большинства если бы ему не затыкали рот. Акцент на смягченной оптимистичной, «позитивной» форме выдает позицию представителя меньшинства который напряженно ждет дискриминации.