От Константин Ответить на сообщение
К Константин
Дата 09.12.2015 17:40:54 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Российскую космонавтику ждет критическое сокращение финансирования

если кратко
1. Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016-2025 гг будет сокращена с 2.4 трл руб до 1-1.5 трл.
2. Приоритет будет отдан военным и другим прикладным (дистанционное зондирование и связь) проектам. Остальное, в т.ч. фундаментальную науку и пилотируемую космонавтику - по минимуму.
...
Последние полтора года продолжалась изнурительная эпопея с принятием Федеральной космической программы – документа, определяющего цели, задачи, проекты и объемы финансирования Роскосмоса на следующие десять лет. Предыдущая ФКП была принята правительством в 2006 году. Она должна прекратить свое действие 31 декабря 2015 года.

Первая редакция проекта ФКП на 2016-2025 годы была подготовлена весной-летом 2014 года, когда во главе Роскосмоса стоял Олег Остапенко. Она предполагала, что общий бюджет космической отрасли за 10 лет составит около 2,4 трлн рублей, а в 2020-х годах Россия начнет разработку сверхтяжелой ракеты и подготовку к полету на Луну. Впрочем, нереализуемость этих планов стала понятна уже к прошлой осени. К зиме же неуступчивость и конфликтность Остапенко привела к поистине тектоническим сдвигам в российской космонавтике: руководство страны приняло решение избавиться от Остапенко, а с ним и от Федерального космического агентства. 21 января 2015 года временным главой ФКА, больше известного как Роскосмос, был назначен Игорь Комаров. Позднее он возглавил госкорпорацию Роскосмос, которая взяла на себя функции по управлению отраслью. ФКА же сейчас находится на стадии ликвидации.


Игорь Комаров, в прошлом работавший в автопроме и банковской сфере, пришел в космическую отрасль осенью 2013 года, после увольнения из ФКА Владимира Поповкина. Он возглавил новую структуру, Объединенною ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), которая должна была поглотить все государственные предприятия космической отрасли страны. Судя по публичным выступлениям, Комаров даже в конце 2015 года недостаточно хорошо ориентируется в специфике отрасли. В то же время, он близок к руководству госкорпорации Ростех. Возможно, именно в связи с этим вскоре после его назначения главной Роскосмоса в космонавтику из Ростеха вернулся Юрий Коптев, бывший главой ФКА и ФАКА в 1992-2004 годах. Зимой 2015 года он возглавил Объединенный научно-технический совет Роскосмоса и ОРКК. Под кураторством НТС весной 2015 года был подготовлен новый вариант проекта ФКП 2016-2025. При этом бюджет программы был сокращен до 2 трлн рублей. Благодаря оптимизации расходов основные направления развития космонавтики при этом удалось сохранить.

О том, как развивались события с апреля 2015 года до текущего момента, достоверно мы не знаем. Очевидно, что двухтриллионная Федеральная космическая программа абсолютно не устроила Министерство финансов, экстренно секвеструющее госрасходы на ближайшие годы. В прессе время от времени появлялись сообщения о требованиях сократить расходы до 1,7, позднее – 1,5 трлн рублей. В августе Юрий Коптев заявил, что из программы удалено все, что можно было, и сокращать в ней больше нечего. Вероятно, на дальнейшие уступки он идти отказался, и договориться с Минфином не удалось. Переговоры возобновились 12 ноября в Сочи в присутствии Владимира Путина. Дальнейший ход событий описан предположительно, так, как он выглядит по отрывочным сообщениям СМИ и косвенным замечаниям пресс-релизов.


Судя по всему, в Сочи Игорь Комаров и Юрий Коптев, который хорошо понимает структуру расходов и важность описанных в ФКП проектов, должны были убедить Путина в необходимости сохранить 1,5-триллионную версию программы. В ней подверглись существенному сокращению (до 50-70%) расходы на пилотируемую космонавтику. СМИ также писали, что Роскосмос оказался просто не в состоянии подготовить ФКП в рамках бюджета, который требует Министерство финансов – 1 трлн рублей. По итогам совещания прийти к единому мнению не удалось.

Сегодня, 26 ноября, опять в присутствии Путина состоялись повторные переговоры, на этот раз с участием двух сторон. Космическую отрасль представляли Игорь Комаров и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Кроме них на совещании присутствовали министр финансов Антон Силуанов и помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. Ожидалось, что по итогам встречи будет принято окончательное решение о бюджете ФКП, однако этого не произошло. И отсутствие решения свидетельствует о том, что новая Федеральная космическая программа все-таки будет вновь сокращена.

Согласно пресс-релизу, опубликованному на сайте Кремля, федеральная целевая программа «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» (еще один источник финансирования Роскосмоса) будет продлена на 2016 год. В связи с невозможностью прийти к соглашению, решение о принятии новой десятилетней ФЦП «Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы» перенесено на следующий год. На этот раз она будет принята только на девятилетний срок (2017-2025).

Объяснить такое решение можно двумя причинами. Во-первых, специалистам потребуется время, чтобы переработать свой проект ФКП – я напомню, к настоящему моменту сильнее сократить расходы, как этого требовал Минфин, Роскосмос не смог. Во-вторых, осень и декабрь – время заключения контрактов между Роскосмосом и предприятиями-исполнителями на следующий год. Таким образом, по большому счету отменять крупные проекты в 2016 году уже поздно. Чтобы смягчить удар по отрасли, проекты лучше закрывать постепенно: научно-исследовательские работы – по завершении, опытно-конструкторские – по сдаче текущих этапов проектирования. Например, разработка условного космического аппарата, находящегося на этапе эскизного проектирования, будет закрыта после защиты эскизного проекта. Такое плавное закрытие работ займет 0,5-1,5 года.

В то же время, нельзя утверждать, что требования Минфина будут полностью удовлетворены. Наиболее вероятен компромиссный вариант, при котором расходы на космонавтику в 2016-2025 годах уложатся в 1,1-1,3 трлн рублей. Давайте проанализируем, что в целом означает такой секвестр и каких проектов коснется практически двукратное урезание бюджета.

За прошедшие десять лет реальный эффективный курс рубля снизился более чем в два раза – только в 2015 году он упал на 18%. По признанию Юрия Коптева, падение рубля по отношению к доллару в декабре 2014 года привело к подорожанию опытно-конструкторских работ в космонавтике в среднем на 30%. Таким образом, если расходы на космонавтику по ФКП в ближайшие 10 лет действительно составят немногим более 1 трлн рублей, можно считать, что они будут меньше, чем в уже прошедшем десятилетии (около 0,75 трлн). Результатов работы от космической отрасли стоит ждать соответствующих.

Путин перед совещанием в Сочи подчеркнул, что приоритетом для космонавтики должны стать прикладные и военные программы, в первую очередь – дистанционное зондирование Земли и связь. Науке отводится второстепенная роль, а пилотируемые полеты и вовсе не являются приоритетом. Собственно, в этом российские власти очень последовательны. Сферы общественной жизни и экономики, не приносящие прямой или хотя бы отложенной прибыли, в последние десятилетия финансировались по остаточному принципу. В период высоких цен на нефть и профицита госбюджета расходы на науку и космос выросли. Как только у государства закончились лишние деньги, финансирование науки и космоса подверглось наибольшему и первоочередному сокращению.

Можно ждать, что самый большой удар придется на пилотируемую космонавтику. В лучшем случае Россия запустит к МКС уже созданные модули – узловой и Многофункциональный лабораторный модуль. Разумеется, о всяких программах развития пилотируемых полетов после МКС и новом пилотируемом корабле можно забыть. Как и о ракете повышенной грузоподъемности для него «Ангара-А5В».

В научной части ФКП должны сохраниться космическая обсерватория «Спектр-РГ» (аппарат практически готов) и хотя бы первая автоматическая лунная станция «Луна-Глоб» (Луна-25).

Несмотря на описанную выше расстановку приоритетов, уберечь имеющиеся планы по развитию группировки спутников прикладного назначения вряд ли удастся. Можно ожидать как отказа от перспективных проектов, так и сокращения числа запускаемых космических аппаратов по большинству направлений.

В заключение можно отметить, что цели ФКП 2006-2015 к ее окончанию выполнены приблизительно наполовину. С учетом того, насколько сильнее неустойчивость экономической ситуации в сегодняшней России, каким бы ни был новый десятилетний (или, точнее, девятилетний) план, он все равно будет иметь мало общего с реальностью. Это одновременно и плохая, и хорошая новость.
...
http://kosmolenta.com/index.php/759-2015-11-26-fkp-hard-cut