|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Zakat
|
|
Дата
|
16.03.2015 10:51:58
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: последний "деревенщик". Мир праху
две хорошие прижизненные статьи о явлении, которое он воплощал , с которым ушел. Деревещиков можно реленвантно воспринимать только оттуда, когда появлялись их книги, из 1960-70х. Это было огромное явление. В него записали почти всех хороших писателей, самых разных.
Впрочем, выше всех тогдашних я ставлю как раз "чистого горожанина" Юрия Трифонова и (тоже пост-деревенского по всем параметрам)упомянутого Вампилова. Распутина уважаю и люблю только потрясающие "Уроки французского",больше в памяти ничего, кроме картины в конце поста
А Абрамова и тем более Шукшина я д-щиками не ставлю ни в коей мере. "Две зимы и три лета" Абрамова и более поздние его вещи, включая горькую и жесточайшую его публицистику ("не в ту строну", в какую страдали Распутин и Ко - в обратную) во первых, относятся к родине, с которой он не терял контакта никогда, во-вторых, ПМСМ именно тут лучшая проза о поствоенной деревне. Реализм без эпитетов и добавочных определений. Без никакого дешевого мистифицирования.
Д-шики кончились как писатели уже очень давно,эпоху или две назад,до перестройки, которую не пережили ничем литературно (об этом по ссылке ниже)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B8
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/03/150314_rasputin_author_dead
Старшие собратья Распутина по перу пережили детьми сталинскую коллективизацию и горько оплакивали разрушенный ею мир размеренной жизни, физического труда, близости к природе, традиционной морали, крепких многочисленных семей и затопленных рукотворными морями церквушек.
"Деревенщики" не вступали в конфронтацию с советской властью, но их моральные и эстетические пристрастия были очевидны. Они скептически относились к интернационализму, находили индустриализацию и урбанизацию разрушительными, городскую цивилизацию безнравственной, осуждали бывших крестьян, подавшихся в город за лучшей долей, и видели идеал в деревенских старухах, безропотно сносивших непосильный труд и бедность, а теперь доживавших век на опустевшей и пришедшей в упадок "малой родине"
http://a.kras.cc/2015/03/blog-post_672.html
теперь приходится мне писать о Распутине своими словами, ну, конечно, с цитированием его многочисленных манифестов. И чужих о нем слов, которых тоже немало сказано — и друзьями, и поклонниками, и недругами. И, как ни странно, трезвыми литературными критиками
+героиня
...Улучшение бытовых условий, по ее мнению, отнюдь не приводит к улучшению человека, а делает его ленивым, избавляет от необходимости трудиться, от необходимости служить своему жилью.
...в 2006 году в Иркутске провели опрос, и оказалось, что самый выдающийся местный писатель — Александр Вампилов (19,9% голосов). Валентин Распутин — вот ведь неожиданность — занял только 9-е место (3,9% голосов).
1992
http://magazines.russ.ru/continent/2011/150/e10.html
Старуху Дарью в «Прощании с Матерой» мучит: что же будет с предками, когда она покинет остров, а тот, вместе с кладбищем, уйдет под воду нового водохранилища? «Ей представилось, — пишет Распутин, — как потом, когда она сойдет отсюда в свой род, соберется на суд много-много людей — там будут и отец с матерью, и деды, и прадеды — все, кто прошел свой черед до нее. Ей казалось, что она хорошо видит их, стоящих огромным, клином расходящимся строем, которому нет конца, — все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами. И на острие этого многовекового клина, чуть отступив, чтоб лучше ее было видно, лицом к лицу одна она. <...> Они спрашивают о надежде, они говорят, что она, Дарья, оставила их без надежды и будущего».
Жуткая, зловещая картина! После гоголевской «Страшной мести» российская словесность подобных, кажется, и не знала...