|
От
|
Дмитрий Кропотов
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
20.03.2013 07:56:49
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Что такое...
>Вопрос риторический, нг тем не менее, раз уж решили отличать
Вопрос не риторический, т.к. в советском обществоведении, пораженном язвой псевдомарксизма понимания этого вопроса было мало.
>параформации от ортоформаций, то хорошо бы для начала понять что такое формация вообще и чем она отличается от способа производства. Что такое способ производства — понятно это единство форм деятельности и общение. «Капитал» это описание одного способа производства - товар, отношения по поводу товара, стоимость, прибавочная стоимость, процесс производства, процесс обращения и т. д. - часть логических звеньев я опустил но в общем понятно о чем речь.
В первом приближении согласен. Но не вообще деятельности, а производственной деятельности, т.е. деятельности людей в процессе общественного производства и обмена.
> В кондовых советских учебниках формация это способ производства+ надстройка, т. е. для полного описания ОЭФ надо заполнить таблицу из 8 категорий ( https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/18804.htm ). А что было у классиков — формация была особым понятием (не буду говорить о том, что у С. Чернышева формация это вообще антоним категории),
А здесь полнейшая путаница. Формация - это ТИП общества, поэтому, например, в чистом виде они не существуют, как например, не может существовать в чистом виде тип хордовых среди животных, значение целого типа в языках программирования. Всегда необходимо вести речь о конкретном экземпляре данного типа. То есть, если вернуться к формациям, о конкретных обществах, типических для той или иной формации.
> Следующий вопрос — критерий. «Производительность общественного производства» это несколько расплывчато.
Имеется ввиду даже не производительность, а продуктивность общественного производства на душу населения. Причем не имеет значения, как именно получены продукты на душу населения.
Например, для империи Чингисхана они получались способом систематического грабежа прочих обществ, что не помешало им стать основой расцвета культуры и организации в обществе (Яса Чингисхана, военная организация и т.д.)
>Кроме того, это характеристика количественная, а формации должны отличаться качественно.
количество, как известно, переходит в качество, но может измеряться и количественным ростом.
Качественно изменяется способ производства, а количественно можно считать, например, в условных лошадиных силах на душу населения или киловаттах доступной мощности и т.д.