От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.06.2006 22:28:24 Найти в дереве
Рубрики Наука & природа; Образование & просвещение; Северо-Запад; Версия для печати

"Школа будущего." Рабочие материалы программы

Готовится к печати ряд публикаций по результатам работ в рамках
долговременного окружного эксперимента в Северо-Западном округе Москвы

привожу два материала


------
1

СЗАО - игра на опережение


21 век будет веком конкурирующих техно-промышленных укладов и
мировоззрений в мировом масштабе. Жизнеспособными оказываются здоровые
общности, здоровые сознания, воспроизводящиеся на собственной
цивилизационной основе, устойчивые к "цивилизационной перевербовке"
своими конкурентами . Россия была в 20 веке и способна остаться в
наступившем веке мировым лидером в ключевых областях . Задача -
сделать страну привлекательной в планетарном масштабе - реализуется
через конкретные социальные и национальные проекты.

В своем послании Федеральному Собранию Президент Путин В.В. сказал:
"России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном
случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от
современных требований: Нам в целом нужна сегодня такая инновационная
среда, которая поставит производство новых знаний на поток." Добавим к
этим словам Президента : "поставить производство новых знаний на
поток" без установления тесных связей между наукой и наукоемкими
производствами - в принципе невозможно.

О необходимости создания Школы Будущего, где может складываться тип
работы со знаниями, отвечающий задачам высокотехнологичного
перевооружения общества, говорил на заседании Госсовета по национальным
проектам Ю.М.Лужков в марте этого года. В Москве уже накоплен опыт
обновления содержания образования. Он связан с работой на
экспериментальных площадках, где ориентируются не просто на новые темы,
а прежде всего на образцы новой образовательной ПРАКТИКИ, которая
действительно может быть положена в основу ШКОЛЫ БУДУЩЕГО.

Школа Будущего должна предоставить плацдармы, где ученик мог бы
применять знания, которые у него уже есть, чтобы порождать
принципиально новые знания, двигающие вперед - как это не может
показаться непривычным для многих - и современную науку, и общественную
практику в целом. К числу таких плацдармов мэр Москвы относит (что для
нас особенно важно) детско-взрослые производства, позволяющие расширять
инфраструктуру школы в направлении укрепления связи между образованием,
наукой и промышленностью.

Связь, интеграция науки, образования и промышленности - вот то, что
создает необходимые условия для устойчивого воспроизводства общества и
его мировоззрения в целом. Это то, что позволит прекратить утечку
обученных и подготовленных молодых людей из России, "утечку мозгов" из
нее за рубеж. Ведь если такой связи нет, то налицо трагический парадокс:
чем более качественное образование получает молодой человек (сначала в
школе, затем - в вузе), тем больше вероятность, что он уедет из нашей
страны. В молодежь вкладываемся - здесь, а качество жизни
лучшается - там. Потому что именно там преуспевают науки и
инновационные производства, которые нуждаются в подготовленных,
прекрасно обученных кадрах.

Современная экономика основана на знании. , что означает обязательный
оборот обновления знаний из циклов их обновления в различных
бластях - науке ,промышленности, культуре. В этих сферах оборот
обновления происходит теперь достаточно быстро, а самый медленный цикл
смены знаний - в системе образования, где он составляет не один десяток
лет. Так обстоит дело не только у нас, но и в Европе. Это - реальная
угроза развитию экономики и общества, считают в Европейском сообществе.
Чтобы ответить на вызовы времени, нам нужно научиться обновлять
содержание образования соответственно ритмам 21 века. Можно ли ускорить
этот процесс "здесь и сейчас", не откладывая этой насущной для
выживания и процветания страны задачи на будущее, не отгораживаясь от
вызовов времени заборами слов и "мероприятий для галочки"? Технологиями
таких прорывов являются инновационные образовательные практики,
основанные на лучших отечественных традициях. В ядро такой
образовательной практики вводятся новые типы деятельности, прежде
всего - проектной, что изменяет и тип, и цикл прихода знаний в
образование - дабы они не добирались сюда за 50-70 лет, как сейчас.

Необходимые заделы для прорывов в будущее могут составить взрослые и
дети вместе, в совместной деятельности. Плацдармами прорыва становится
образовательное пространство таких передовых территорий, обладающих
необходимой инфраструктурой, каким является Северо-Западный округ
Москвы. Богатый традициями, связанными с лучшими достижениями
отечественной практико-ориентированной науки, он был и остается базой
создания основ ядерных технологий, ракетно-ядерного щита Родины,
отсюда же начинался и отечественный Интернет. На сегодняшний день РНЦ
"Курчатовский институт" , возглавляемый академиком Е.П. Велиховым,
является одним из передовых в области атомной, термоядерной и водородной
энергетики, сверхпроводимости, молекулярной физики и в других научных
направлениях.

СЗАО накопил большой управленческий и научно-педагогический ресурс,
которые может быть использован для дальнейшего развития всей системы
столичного образования и выступить форпостом реализации программы
"Столичное образование -4". В качестве следующего шага движения
должен выступить нестандартный проект соорганизации сферы образования,
науки, промышленности. Отсюда название новой окружной экспериментальной
программы развития СЗАО, которая реализуется нами в течение 2006 - 2007
гг. - "Северо-Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство
фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и
стратегические типы занятости молодежи".

В рамках этой программы мы пытаемся сложить в СЗАО такие формы
экспериментальной работы, которые могли бы двигать в указанном
направлении - к Школе Будущего - всю практику образования в округе в
целом.
Для этого была создана Школа генеральных конструкторов имени Побиска
Кузнецова . Здесь нами постепенно складываются пилотные проекты
детско-взрослых научно-образовательных производств. Школа начала
работать в СЗАО с февраля. В процессе экспериментальной деятельности
данной школы нами была построена новая образовательная форма,
ориентированная на введение результатов новейших научных прорывов в
содержание образования и тем самым обеспечивающая как ускорение оборота
знаний в нем, так и связь науки, промышленности и образования на
СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ уровне.

Школа генеральных конструкторов - это не еще одно учреждение
дополнительного образования, а образец нового опыта образовательной
практики, который может постепенно сдвигать сферу массовой
образовательной практики навстречу к Школе Будущего. Чтобы повернуть
сознание взрослых - нужно повернуть сознание детей, между ними должна
возникнуть своего рода каталитическая реакция

Наша задача заключается в том, чтобы вовлечь старшеклассников в
совместную работу с учеными и экспертами, обладающими реальным опытом
научных и проектных разработок передового фронта, чтобы связать
деятельность детей с проектными прорывными разработками, которые
представляют собой своеобразную "футурозону"- образчик формирующегося
нового техно-промышленного уклада. Конкурс таких проектов позволит
создать у управленцев, людей бизнеса образцы формирования целых новых
отраслей, связанных с границами развития общества. Это для нас и есть та
форма интеграции образования, науки и производства, которую мы
планируем построить в окружном масштабе и в форме разных проектов
продемонстрировать на окружной Выставке "Молодежная ЭКСПО" в марте 2007
г.


--------
2

СЗАО
Лекция Джонатана Теннебаума
15 мая 2006 года.

Ведущая . Я хотела бы, прежде чем предоставить слово Джонатану,
рассказать только про один факт из его биографии, который меня
потрясает. Вы знаете, что многие стремятся в Кембридж. Это считается
престижным - когда твой ребенок попал в Кембридж. Джонатан был направлен
туда из Калифорнийского университета, а потом сознательно покинул
Кембридж, проработав там несколько лет, потому что ему - он математик -
показался недостаточным уровень научного знания там. Он увидел
следующее, что люди ориентированы не столько на развитие наук, а на рост
своего социального статуса. А вот наукой там заниматься не очень
получается. Поэтому Джонатан и сам считает, что это редкий случай, но я
таких случаев не слышала, что человек, поав туда, сознательно оттуда
ушел и сказал: меня здесь не устраивает, здесь низкий уровень науки.
И второй занимательный факт, что нашего гостя часто приглашают ученые на
свои конференции - есть такие конференции, которые проходят для того,
чтобы понять, нет ли шарлатанства в науке. Очень часто мы слышим
какой-то сложный язык и думаем: это точно светоч, и тому подобное. Вот
на такие конференции приглашается Джонатан для того, чтобы проверить, а
стоит ли за этим наукообразным языком хоть что-нибудь действительно
научное, передовое и т.д. Спектр его интересов - научные прорывы. И я
могу сказать, что поскольку Джонатана Тенненбаума приглашают на те
конференции, где собираются люди, заинтересованные в обсуждении реально
прорывных научных проблем, то это тот редкий человек, который имеет о
них представление. Поэтому нам было очень важно пригласить его сюда к
вам в округ, который занимается экспериментальной программой по данной
теме.


Тенненбаум Дж. Конечно, я не смогу здесь вам привести все свои
аргументы. Я остановлюсь только на тезисах. Их достаточно много.

Главный вопрос в том, каковы будут требования к знаниям XXI века. Я
думаю, что мы находимся в переходном моменте истории человечества, очень
кризисном моменте. С одной стороны, есть кризис экономических моделей,
кризис так называемой социальной модели. Но сейчас в Германии, США и
России мы видим и кризис так называемой свободной рыночной модели.. и
мне не ясно, как такое получается. В США идет дискуссия о Франклине
Рузвельте, который использовал в свое время - во время Великой депрессии
1930х годов - возможности государства для того, чтобы управлять
тенденциями экономики. Даже ваш президент Владимир Путин недавно
говорил о Рузвельте, что очень любопытно. Но я не хочу на этом
останавливаться. Более подробно я хочу остановиться на том, каковы не
собственно политические аспекты. Они есть. Физические, экономические
аспекты условий выживания человечества в XXI веке. Потому что сейчас
ведутся разговоры о том, например, что такое "физическая экономика".
Это экономика не с точки зрения денежных процессов, а с точки зрения
общественного метаболизма , сложного процесса с учетом энергии, с учетом
технологий, влияния науки и т.д. Это учитывает "физическая экономика".
Я не буду говорить - может быть скажу в конце немножко - о политике. Я
остановлюсь на физической экономике. Какие объективные потребности
связаны с таким подходом.. Побиск Кузнецов - я знал его и имел
возможность с ним общаться, когда он был еще жив - у него очень хороший
подход к экономике, здоровый подход. Он говорил о системе
жизнеобеспечения на планете, потому что нас, живущих на ней - шесть
миллиардов . Такое население не способно выживать без сложной системы
жизнеобеспечения. Системы энергообеспечения, водообеспечения,
обеспечения продуктами питания и т.д. То есть, с точки зрения физической
экономики основной вопрос - как создать для этого нужные, хорошие
системы полного жизнеобеспечения. Связанная с этим основная задача
физической экономики - как успешно поддерживать население, развитие
общества. С этим вопросом связан гигантский вызов, гигантские задачи.
Вот в чем вопросы: откуда брать огромное количество энергии, вода - это
тоже очень большая проблема, может быть, для многих даже более
серьезная, чем вопрос энергии, - чистая вода. Есть проблемы
транспорта - наземного, водного, воздушного. И обеспечение сырьем.
Этот вопрос стал очень важным из-за быстрого развития Китая и Индии.
Спрос на сырье и минеральные ресурсы драматично ускоряется . Есть
проблема защиты жизнт- проблема эпидемий и болезней. Очень велика
опасность возникновения новых эпидемий. Казалось бы хорошо известное
заболевание может внезапно превратиться в опасную эпидемию. Вот такие
вызовы есть. Я хочу немного поговорить о этом, как системно
воспроизводить жизнь . Потому что сейчас мы живем в начале XXI века с
системой жизнеобеспечения, которая базируется на технологиях ХХ века.
Большинство этих технологий - из времен, когда на Земле жило 2
миллиарда людей. Сейчас - шесть.
Каковы основные источники такой системы? Есть нефть, двигатель
внутреннего сгорания - это вещи, которые все еще являются базовыми.
Сырьевые ресурсы. Мы используем сырье, но мы не воспроизводим эти
ресурсы. Это - также основной вопрос. Потребление сырья не может
продолжаться бесконечно, это нужно изменять.
Еще раз о вопросе здравоохранения. Сейчас тут основными элементами
являются антибиотики и антивирусные препараты. Без антибиотиков - это
ужасно. Но создалась такая ситуация, что мы как бы вступили в
соревнование с микробами. Мы делаем новые антибиотики, а микробы
эволюционируют. Разработка новых антибиотиков ускоряет эволюцию
микробов. Это видно сейчас в области вирусологии - именно то, что наша
защита провоцирует новые угрозы. Вот вопрос: кто выиграет - человечество
или микробы.
Утверждают, что существует определенная модель экономического
мышления - " постиндустриальное общество". Это идея о том, что сейчас
развивается электроника, есть компьютер - и что будет прогресс
экономики, что рост ее будет связан с мышлением, с нематериальными
производствами. А материальная часть экономики будет уменьшаться. Но,
представляется, это не так. Прежде всего - после прорыва Китая, Индии,
стран так называемого третьего мира, они сейчас хотят хорошо жить. А
ситуация в мировой экономике изменилась. Очень серьезные проблемы - как
раз материальные. Сейчас очевидно, что экономика будущего будет
энергоемкой, будет материалоемкой и будет наукоемкой, потому что без
науки нельзя организовать такие колоссальные потоки энергии, сырья и
т.д. Это будет и духовная, и материальная экономика - и та, и другая
вместе. Во всяком случае, сейчас будет период возобновления такой
системы жизнеобеспечения. Это огромная система. Можно представить,
насколько теперь огромна система энергообеспечения человечества. -
нефть, газ, атомная энергия и т.д. Все это надо модернизировать.
Здесь же есть вопрос о ноосферной экономике. Вернадский - великий
ученый - говорил о ноосфере, говорил, что будет переход к ноосфере.
Конечно, ХХ век с трудом можно назвать веком разума. Это был век мировых
войн. И XXI век тоже не очень хорошо начался, но, во всяком случае, я
оптимист. Материальное развитие мировой экономики означает, что
возрастает роль научного творчества, если не будет хаоса и войны. Но я -
оптимист.

Важный вывод из этих соображений звучит так: решения самых сложных
технологических задач, которые необходимы для системы жизнеобеспечения
человечества - лежат за пределами сегодняшних научных знаний. То есть -
обязательно нужна новая наука. Многие вопросы не имеют решения без новых
знаний. Они необходимы, таково объективное требование. Но возникает
вопрос: кто будет создавать эти новые знания, кто будет внедрять их в
технологии, кто будет организовывать социальные процессы реализации этих
технологий? Молодые люди, которые сейчас учатся в школах и
университетах, прежде всего. Но для этого необходимо коренное изменение
школьного образования. Нужна ориентация на темы, которые необходимы для
выживания человечества, не только России, не только Европы. Сейчас у
нас есть планета, и эти системы - глобальны. Хотя я думаю, что очень
важна суверенность наций, что не только мир, но и страны, и Россия
развивается . Но все-таки это проблемы - глобальные.
Хочу привести некоторые примеры этого развития, примеры некоторых
технологических задач, для решения которых нужно изобретать новые
подходы. Я покажу, как эти задача конкретно связаны с необходимостью
порождения новых знаний , и в заключение, вернусь к вопросу обновления
школьного образования.
Первый пример - это ядерная техника. Я предполагаю, что выживание
человечества в этом веке без ядерной технологии невозможно. Китай уже
принял решение в том направлении, что это будет ядерная техника. Но
какая - очень важный вопрос. Сегодняшняя ядерная техника, по моему
мнению, техника, которая базируется на расщеплении ядра, довольно
примитивна. Она работает, но , если мы представим, что вся мировая
экономика базируется на ядерной технике, - то будеи другой порядок
проблем. И важны не только проблемы безопасности. Например, в Германии
есть очень хорошая технология, сейчас она развивается в Южной Америке и
в Южной Африке, которые хотят сейчас стать основными экспортерами
ядерных технололгий в мире. Очень хорошая, надежная, но я все-таки
говорю, что эта современная атомная, ядерная технология - весьма
примитивна. Почему? Пример. Вот - источник ядерной реакции, который
имеет концентрацию энергии в 50 тысяч и даже в миллионы раз выше, чем
химические реакции, а все-таки, что мы делаем? Мы производим пар ,для
паровых турбин, мы теряем 60% или больше как термические отводы. Это
термическая энергия, но это плохо, потому что мы не используем в этой
технике самые важные характеристики атомной энергии. Надо подумать,
каким образом могло бы производиться электричество непосредственно из
ядерных реакций. На это физика пока не имеет ответа.
Другой вопрос - это вопрос о мусоре, радиоактивных отходах. Когда
ядерная энергетика занимает маленькую часть экономики, это не очень
большая проблема. Но когда Китай, Индия, весь мир пользуется этой
технологией, то будет очень большое количество таких отходов. Надо
подумать о том, что с этим делать. Возможности трансмутации уже имеются,
можно ускорять процессы ядерного распада. Но пока все это очень
неэффективно. Для него требуется 100 лет или даже 200 лет. Есть также
проблема термоядерного синтеза. Это очень интересно. Термояд работает в
водородной бомбе, но к сожалению, не управляемо. Нужен управляемый
термоядерный синтез. Сейчас создается во Франции огромный реактор ИТЕР.
Там работают русские ученые, ученые многих стран. . И это может
работать, но это очень большая и сложная система. Я уверен, что это не
самый лучший подход. Потому что если действительно ядерный синтез
возможен, если ядерная энергия лучше, чем каменный уголь, то
эффективность должна быть на порядок выше. Но по самым оптимистическим
оценкам , выход энергии термоядерного синтеза в таком реакторе ,
ТОКАМАКе, будет сопоставим с полученным традиционным путем. Из-за этого
есть много причин думать, что окончательных ответов еще не получено. И
это проблема, что мы не умеем - я говорю о человечестве и об ученых - мы
пока не умеем реальным образом использовать ядерную энергию. У нас все
еще примитивный подход. А это связано с недостатками самой ядерной
физики. Например, есть догма в ядерной физике - это идея о том, что есть
ядро, есть электронные оболочки, и что есть ядерные процессы, и есть
химические процессы. Химические процессы - как говорят - связаны с
электронами, а есть ядерные процессы, которые связаны с другими видами
сил, с так называемыми сильными силами, ядерными силами. Но это -
догма, это - схема, которая говорит о том, что есть два мира: есть
ядерный мир и есть химический мир. Отделение ядерной физики от
физической химии. Я думаю, что это очень большая ошибка. Это не так.
Нельзя сказать, что ядерные процессы и химические изолированы друг от
друга. Может быть есть ядерные процессы низкой энергии, ядерные
процессы, которыми мы, может быть, можем управлять. Например, создается
лазер на частоте гамма-излучения - уже очень длительное время ученые
занимаются этим. Но это все из-за того, что теория слишком примитивна.
Этот гамма-лазер до сих пор не существует. Есть возможность так
называемых изомерных переходов. Это что? Это изменение конфигурации
ядра. Нечто другое, чем энергия расщепления ядра или химической
реакции. Очень интересно может быть. Врзможен так называемый холодный
ядерный синтез. Я не знаю, что это. Есть что-то загадочное. Есть эффект.
Но мы очень мало об этом знаем. Мы знаем, что есть аномалия. И есть
проблема возможности катализа ядерных переходов, ядерных реакций.
Существует ли что-то похожее на катализ в химических реакциях, в ядерных
реакциях? Интересный вопрос. Может быть, если ядра в определенном
состоянии, в определенном окружении, и ядерные реакции происходят другим
путем. Это серьезные вопросы.
Я хочу сказать, что ученые очень долго думали, что процессы ядерного
распада - это статистические процессы. Ими нельзя управлять. Я
предвижу, что может наступить момент, в который человек может управлять
такими процессами.
Другой пример - это транспорт. Автомобильный транспорт. Как я сказал,
опора- двигатель внутреннего сгорания, 150 лет мы все еще работаем с
этим двигателем. КПД этого двигателя очень низкий, нагрузка на экологию
очень высокая: шум, загрязнения. Я думаю, что чуть не половина площади
Германии - это автодороги. Если в Китае будет автомобилизация, то это
будет конец Китая. Это уже видно в Пекине. Но вообще, горение: Может
быть горение - это каменный век человечества. Как Менделеев сказал, что
сжигать нефть - это преступление, потому что нефть - сложная химическая
структура, это безобразие, "топить нефтью - все равно что топить
деньгами". Отсюда, кстати, вопрос о новых видах транспорта. Это очень
важный вопрос, который сейчас ставится - новые автомашины, как они будут
выглядеть. Первый вопрос - лучшее топливо для них - водород, например:.
но водородное топливо - это проблема. Оно имеет очень низкую плотность,
можно конечно создавать метанол, это интересно. Это - огромная область
развития. Представьте, сколько машин на нашей планете работают, какова
инфраструктура заправки машин бензином. Это - не маленький вопрос, а
очень сложный . Лучше, по-моему - электрический двигатель для
автомашин. А вот откуда электричество для него - вопрос. Первое - это
"гибридная" машина. Есть двигатель, который работает в постоянном режиме
и производит электричество. И такие машины могут быть относительно
эффективны. Сейчас создаются такие машины. Для меня более интересны
топливные элементы, потому что если в машине есть электрический
двигатель, то нужен источник электричества: аккумулятор. Очень
длительное время мы не умеем делать хорошие аккумуляторы, для того,
чтобы делать для всех такие автомобили на электричестве. Лучше - это
топливные элементы. Топливные элементы на водороде и топливные элементы
на метаноле. А если водород, то сколько водорода нужно? Кто будет
производить этот водород - это сейчас очень дорого. Производство
водорода - это химия. Топливный элемент - это электротермохимия. Из-за
этого, может быть, наступит новая эра в химии. Я не могу точно сказать,
какие новые знания потребуются , но я могу сказать коротко: может быть
это развитие химии в области когерентных реакций. Лазер - когерентная
реакция. Когерентные переходы. Хорошая химия будет в фотонике, которую
предлагал Кузнецов, или в чем-то похожем - химические реакции, которые
работают когерентным образом. Можно сказать - резонансным.
Другая возможность - это магнитная подвеска, дорога на магнитной
подвеске. Немецкая технология, работает в Китае, а не в Германии. 500
километров в час. Работает хорошо, но дорого. Но это только первое
поколение. Потому что надо понимать, что изобретение колеса человеком -
это было 20 тысяч лет тому назад, а сейчас в наше время, впервые, в
наземном транспорте есть что-то новое - это использование магнитных
полей. Это может быть совсем новая эра. Немецкий "трансрапид" - это
первое и очень примитивное изобретение. Будут десятки разных систем, я
уверен, надо их создать. Почему это очень дорого? Это трасса, это не
вагон, а трасса. Трасса для поезда на магнитной подвеске очень дорого
стоит, потому что там есть магнитные катушки. Двигателем является
трасса. Это сложная механическая конструкция. Это очень интересно с
точки зрения строительства. Это - строительная проблема, совсем новая.
Потому что это статическая структура, и вот поезд, который движется со
скоростью 500 километров в час , при этом очень сильно изменяются
механические нагрузки Это новая область строительства. Очень мало таких
систем, может быть только в авиации есть немного подобного.
Есть вызов - как создать такие сичтемы. Может быть, новыми материалами
строительными, нужны сверхпрочные материалы. Создать трассу таким
образом, что стоимость трассы уменьшается вдвое или ы десять раз -
тогда везде будут такие поезда. Это еще пример.
Конечно, еще одно очень важное в этих новых направлениях
сверхпроводимость. Область, в которой мы тоже не очень хорошо работаем.
Используются моменты сверхпроводимости в медицине и в определенных
областях экономики, но этот эффект происходит при очень низких
температурах. Все аппараты охлаждения для него очень сложные. Но 10 лет
назад был прорыв в этом направлении - высокотемпературные
сверхпроводники. А где они? Они все еще не работают в экономике, очень
сложно оказалось создание таких материалов. И кажется, что наши физики
не умеют реализовывать хорошие высокотемпературные сверхпроводники.
Может быть это связано с тем, что мы все еще не знаем, что такое
электрический ток.
Чернопольский А.Д. Не знаем.
Тенненбаум Дж. Вот это эксперт говорит. Мы не знаем, что такое
электрический ток.
Воздушный транспорт. Безусловно, в мировой экономике, в которой бурно
развивается Азия, очень большую важность приобретает
трансконтинентальный воздушный транспорт. Но люди сидят в самолете 10
или 15 часов, если, например, рейс Париж - Токио. Это очень не
эффективно. Нужно сокращать время в три раза. Для этого нужны
сверхзвуковые самолеты. Существовал "Конкорд", но "Конкорд" - дорог.
Очень много топлива. Но работал.
Х.Х. Еще и не безопасный.
Тенненбаум Дж. Это был несчастный случай. Но это старые технологии. Но
задача - как развивать надежный, безопасный, сверхзвуковой воздушный
транспорт. И это очень интересная задача. Оня касается вопроса развития
плазменной аэродинамики. В России есть очень интересные уникальные
работы. Я думаю, что это будет огромной новой частью промышленности. Она
по объективным причинам будет реализована. Если не здесь, то в Китае,
все равно будет Но для того, чтобы создать хорошее новое , нельзя
использовать старые технологии, нужны новые идеи. Конечно, это и вопрос,
связанный с будущим освоением космоса, потому что такие самолеты
работают как бы между атмосферой и тропосферой. И вот еще очень
интересная задача - возможность создания новых способов достижения
космоса, вдвое дешевле нынешних. Может быть один вариант - это
воздушные, аэродинамические системы, которые могут стартовать с любого
аэродрома и достигать орбиты. Это должно быть так же просто, как полет
из Берлина в Москву. Это очень важно, потому что вопрос освоения
космоса, по моему мнению, не излишество , это - постулат. По моему
мнению крупномасштабная программа освоения космоса и Марса как первого
объекта, - необходима для мировой экономики, потому что мировая
экономика нуждается в научном двигателе. И может быть, вы знаете, что
программа "Аполлон" в США, программа полета человека на Луну, была одной
из самых прибыльных программ инвестиций в истории США. На каждый
вложенный доллар было получено от 7 до 10 долларов добавочной стоимости
за счет увеличения производительности экономики. Это были очень хорошие
инвестиции. И Кеннеди, и другие - знали что делали.
Хочу привести еще только два примера. Первое - это квантовая биология,
биофотоника. Нет времени это обсуждать подробно, но я уже говорил о
соревновании между человеком и микробами. Это - серьезная вещь.
Недостаточно современное знание в биологии. Такие знания господствуют в
молекулярной биологии. Сложные молекулы, - они существуют, но это только
инструменты жизни, а не жизнь. Очень важно различие между молекулами,
которые являются инструментом жизненного процесса, и жизненным процессом
самим по себе. Если мы не развиваем новый подход к принципу жизни - не
только в органической химия, - то может быть , мы проиграем. Сейчас
есть очень сильный подход Гурвича - крупный русский, украинский ученый -
который показал, что существует очень интересный вопрос о взаимодействии
живых организмов. Мы сейчас думаем, что это квантовые процессы.

В заключение хочу сделать выводы относительно того, что касается
школьного образования, потому что этих примеров хватает для того, чтобы
показать, что обязательно надо создавать новые знания. И я думаю, что
самое важное - это вопрос о том, что знание надо рассматривать с точки
зрения происхождения знания. Большая разница, если знания
рассматриваются только с точки зрения их содержания, объективного
содержания. Или если мы говорим, что содержание знания -зависит от
процесса их произведения. К сожалению, не только в России, но и везде
на 100% в университетах и школах такой подход к преподаванию
существует, и он не предполагает, что молодежь должна сталкиваться с
настоящим процессом происхождения нового знания, важных новых знаний, то
есть - с научными революциями. Я - член политического и философского
движения Ларуша. Для нас самый важный пункт - освоение творческого
мышления. Мы используем, я бы сказал, резонансные методы. Если кратко
говорить, мы используем возобновление старых знаний, т.е., как уже
сказано, переоткрытие открытий. Например, я понимаю, как Кеплер сделал
открытие настоящей формы , законов движения планет - движения по
эллиптическим орбитам, и принятие принципа тяготения, который невидим.
Он создал новую астрономию - это книга Кеплера. И действительно,
астрономия до Кеплера и астрономия после Кеплера - это две вещи
совершенно разные. Это настоящая революция.
Очень важно, как Вернадский провел доказательство фундаментальной
разницы между живым веществом и неживым веществом в биосфере. Это так
важно, потому что это - научная программа, которая в течение столетий
остается актуальной. Поэтому, я думаю, мы стараемся - конечно для
преподавании это очень большой вызов, я об этом знаю - с целью развития
включить в преподавание процесс настоящего открытия через изучение
классических работ, потому что, к счастью, Кеплер очень явно описал
процесс открытия, очень гуманистично. Это - великолепный человек,
который для нас задокументировал процесс, каждый шаг. Это, конечно же,
большая работа, но это - "резонансный подход". Творческое мышление - это
не программа, это не компьютер, это очень загадочный процесс. И вместо
того, чтобы описывать точно, лучше мы познакомимся прямо с творческим
мышлением самых великих ученых прошлого "резонансным" образом. Это
значит, что у нас есть вложенный в нашу душу принцип творчества. А
резонансный подход - это то, что создает резонанс с процессами
творчества Кеплера, Вернадского и т.д., то есть - с тем, каким образом
делались научные революции.
И последнее. Я живу в Берлине. У нас есть избирательная кампания по
выборам в муниципальные власти, есть свое молодежное движение. И есть
наш кандидат в бургомистры. Ему 25 лет. Самое важное, что движение
молодежи создало программу для реиндустриализации Берлина. Некоторые
идеи в программе написаны, мы используем ее для дискуссий. Мы не пишем
окончательный вариант. Мы делаем варианты для общественных дискуссий. У
нас издано 200 000 экземпляров, в Берлине - 3 миллиона. Надеюсь, мы
издадим 1 миллион до сентября. Вопрос о реиндустриализации Берлина стал
уже предметом дискуссий.

Спасибо.