От Константин Ответить на сообщение
К Кактус
Дата 04.10.2012 11:53:16 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: И ещё...

>Чего так все уцепились за фантастическую гипотезу о том что пассионарность спровоцирована космическими лучами? Мало ли бредовых предположений историками выдвигалось?

Под вопросом даже не лучи, а сама пассионарность.
Существует ли она как объективное свойство, а не литературный эпитет (драйв, крутизна, энергичность) ? Если да , то чем обусловлена?

У ЛНГ образование этносов (точнее суперэтносов, групп родственных этносов , термин родственный , но не тождественный понятию "цивилизаци") происходит в результате резкого подъёма (взрыва) пассионарности. При чём затрагивает этот подъём только небольшой , в географическом смысле , участок Земли. (Ось пассионарного тлчка , по его терминологии) Для того , что бы это как-то объяснить потребовалось привлекать мутации и космические лучи. Другого агента он придумать не мог.

Если отказаться от пассионарности, то остаётся представление об этносе , как форме адаптации к ландшафту. Вполне нормально для науки, но не тянет на "учение", которое может овладеть умами миллионов.
Тут ситуация такая. У концепции пассионарности есть один прикладной момент, за который многие уцепились в 90-е гг. Она предсказывает, что все суперэтносы проходят через схожие стадии развития. Так вот получалось, что Россия находится в стадии "надлома" (что-то вроде кризиса среднего возраста), а Запад (европейский суперэтнос) близок к обскурации, т.е. своеобразному "старческому маразму".
Первое сразу объясняло все наши проблеммы, а второе придавало оптимизма- мол ничего, всё равно им кранты, а мы победим.

Тут вспоминается высказывание Грамши:
“Можно наблюдать, как детерминистский, фаталистический механистический элемент становится непосредственно идеологическим “ароматом” философии, практически своего рода религией и возбуждающим средством (наподобие наркотиков), ставшими необходимыми и исторически оправданными “подчиненным” характером определенных общественных слоев. Когда отсутствует инициатива в борьбе, а сама борьба поэтому отождествляется с рядом поражений, механический детерминизм становится огромной силой нравственного сопротивления, сплоченности, терпеливой и упорной настойчивости. “Сейчас я потерпел поражение, но сила обстоятельств в перспективе работает на меня и т.д.” Реальная воля становится актом веры в некую рациональность истории, эмпирической и примитивной формой страстной целеустремленности, представляющейся заменителем предопределения, провидения и т.п. в конфессиональных религиях”.

Если учесть, что для патриотов 90-е это как раз непрерывный ряд поражений, то популярность концепции становится понятной.