От Константин Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь
Дата 07.06.2012 11:00:21 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

о белорусском образовании

В скепсисе статья на этот счёт , не столь оптимистично.
Вроде как той же дорогой, хотя не столь быстро
...
Л.М.: В первом номере нашего журнала есть материал по проблемам образования — одной из тех сфер, в которой государство, которое называет себя социальным, должно проводить продуманную социальную политику. Для Беларуси в целом характерны общемировые и общеевропейские тенденции, а также реформы, схожие с теми, которые были проведены в России — например, к централизованному тестированию выпускников и абитуриентов мы пришли даже раньше. Но что характеризует специфику Беларуси в этой области? Замаскированный, латентный перевод образования на коммерческие рельсы за счет того, что численность школьников снижается (своего рода демографическая яма), но при этом студентов, учащихся в университете платно становится всё больше и больше. Можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, образование становится более доступным — но эта доступность не для всех, а для тех, кто в состоянии образование оплачивать. Эта демографическая ситуация — уменьшение количества выпускников школ (в сравнении с прошлым десятилетием, например) бьёт по вузам, которым, естественно, необходимо поддерживать стабильный набор. Этот набор обеспечивается за счёт студентов, которые по разным причинам (главным образом — низкая успеваемость) не могут поступить на бесплатную форму обучения, и готовы платить. Это проанализировано в статье Лины Медведевой, которая продемонстрировала, как эти скрытые тенденции выглядят на практике.

Заметен в Беларуси и общемировой тренд, связанный с постепенным закатом гуманитарных наук и уходом философии из университета. Резко сокращаются общие гуманитарные курсы, которые читаются на непрофильных специальностях. В будущем планируется ввести некий гибридный предмет, который будет состоять из элементов философии, педагогики, психологии, вместо общей психологии, философии и педагогики, которые раньше читались на всех специальностях. То же самое грозит и логике как университетской дисциплине.

Д.И.: Сейчас идёт речь о том, чтобы сократить на год обучение в технических вузах за счёт ликвидации гуманитарного блока.

Т.С.: В Болонский процесс Беларусь не вступила официально, но всеми силами стремится начать с этого года имитировать эту модель — четыре плюс два года обучения. Такой как бы «бакалавриат» за счёт сокращения непрофильных предметов, в первую очередь, гуманитарного блока. Что касается магистратуры, то количество мест там будет ограниченно и, скорее всего, все места будут платными.

Юриспруденцию и экономику как специальности вообще собираются переводить полностью на платные рельсы. Что касается бесплатного образования на бюджетной основе, то тут тоже сыр в мышеловке. В Беларуси существует обязательное распределение для тех, кто учился бесплатно. Распределение, которое, как правило, мало кому нравится, потому что молодых специалистов направляют в удалённые местности, на очень невысокие оклады. Два года такой принудиловки, и если человек отказывается, то через суд с него взимают довольно крупные суммы денег.

Ещё один момент по поводу коммерциализации образования, которая душит наш социально-гуманитарный блок, то же происходит и в науке. Сейчас в Академии наук собираются убрать институты философии, социологии, языкознания, хотят из них сделать один гибридный центр. Т.е. собираются три института пустить под нож.

Л.М.: Почему мы стали об этом говорить? Сейчас университетское образование рискует превратиться в имитацию образования. Ведь университет отличается от других ступеней образования именно подкреплением специальных знаний сильным общеобразовательным гуманитарным блоком. Мы имеем имитацию Болонской системы, которая должна нагрянуть через год, эти самые четыре плюс два года, которые могут свестись просто к четырём годам, отмене степени специалиста — пятигодового обучения. Скорее всего, мы получим платное образование с очень слабым гуманитарным блоком, ещё и четырехгодичное. И о каком социальном регулировании в сфере образования можно говорить в такой ситуации?

Т.С.: Тут есть ещё один момент. У нас высшее образование, можно сказать, массовое: у нас по приблизительным подсчетам где-то 450 тыс. студентов на 9 млн населения. Это массовое высшее образование наращивается за счёт постоянного увеличения количества платных мест. Бюджетных мест остается столько же, сколько и было в 1996 году, например, а платных всё больше, сейчас две трети платников и одна треть бюджетников. Судя по тому, что выпускников школ становится всё меньше, а деньги институты и университеты хотят получать прежние и даже больше, прирост платников будет обеспечиваться за счёт полного сокращения бюджетных мест.

Сейчас достаточно получить один из трёхсот баллов общего государственного экзамена для поступления в вузы, чтобы поступить на платное. Планка снижается, аудитории забиваются студентами, а качество образования не растёт.

Что касается школ, то тут тоже есть такие неприятные тенденции, с которыми в России, как я понимаю, сталкиваются уже давно. Тоже есть известные школьные поборы, у нас довольно давно уже отменили бесплатные факультативы, т.е. лицеистские и гимназические классы учатся по обычной программе, а чтобы получить больше часов иностранного языка или химии, школьники и их родители должны платить за это, за факультативы. Причем, официально. В вузах давным-давно введены платные пересдачи. Коммерциализация образования стала фактом, и удивительно, что никто этого не замечает.
...
http://www.scepsis.ru/library/id_3234.html