"новый Рузвельт" как панацея, дискуссия о ВД и снос экономиц.парадигмы
как будто все сошлось в пучок.
Только что посмотрел недавние свары об уроках Великой депрессии" с участием ведущих либерал-колумнистов и Хазина. Тема разумеется обострилась и детонировала в посл.недели всвязи с динамикой Кризиса(тм) и рефлексией якобы изоморфизма его с ВД. Пока не ясно,собезьянничали ли обамономику с Нового курса и анонсированную только что медведономику с обамономики
И всплыло несколько ключевых моментов. Соединяет их воедино контур проектного хода на заявленную попытку разораться с введением антиэкономицистской парадигматики и почерпнутым оттуда знанием в обществоведение и т.д. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/13790.htm
Перед этим прошли дискуссии на ВС с любопытными разворотами участников по мере того, как начался курс Обамы. Во 2ой части - об этом
немного припаздываю, ну да ладно,нужно догонять динамику
Дмитрий Данилов
17 февраля 2009 г.
Русский Рузвельт
Дмитрий Медведев решил выдвинуть личную антикризисную программу. В минувшее воскресенье глава государства в рамках еженедельной программы «Вести недели» рассказал об антикризисных мерах правительства. При этом Президент РФ пообещал сделать такой формат общения со страной регулярным - не меньше, чем раз в месяц. В Кремле убеждены, что сейчас власть должна откровенно и прямо рассказывать народу о реальном положении в стране. Программа профпереподготовки и создание новых рабочих мест, инфраструктурные проекты, усиление госконтроля над финансовыми институтами, да и само регулярное выступление президента с отчетом перед нацией – все это напоминает доктрину Рузвельта. Но совершенно очевидно, что в ситуации, когда всей стране предлагается затянуть потуже пояса, а чиновникам продолжают увеличивать зарплаты, полумерами не обойтись.
...
Сейчас, когда курс рубля немного стабилизировался, Минфин считает, что появились основания ждать скорейшего оживления кредитования, без которого экономику не спасти. Такого мнения придерживается министр финансов Алексей Кудрин. «Процесс девальвации — сильное лекарство, оно позитивно повлияло на здоровье экономики, — цитирует газета Кудрина. — Сейчас появятся деньги в экономике, восстановится ликвидность и оживет кредитование реального сектора».
Но остается вопрос: кого именно будут кредитовать банки, если те огромные транши, которые были и без того им выделены, ушли в прямо противоположном направлении? Тем более, что стабилизация рублевого курса прямо зависит от относительно стабильных цен на нефть, пока еще держащихся на психологической отметке 40 долларов за баррель. Но что будет со страной, если цены упадут еще ниже?
Легко заметить, что «новый курс» Дмитрия Медведева по своему формату очень напоминает «новый курс» президента США Франклина Рузвельта. Программа профессиональной переподготовки и создание новых рабочих мест путем активизации широкомасштабных инфраструктурных проектов, усиление госконтроля над финансовыми институтами, да и само регулярное выступление с отчетом раз в три-четыре недели перед нацией – все это напоминает доктрину Рузвельта. Даже озвучивание Дмитрием Медведевым идеи замены в учреждениях пенитенциарной системы небольших сроков заключения исправительными работами напоминает существующую в США со времен Рузвельта систему общественных работ. Там до сих пор государство не сажает провинившегося в незначительном проступке человека в тюрьму, тратя на него немалые бюджетные средства, а заставляет поработать на общество – убирая улицы, работая на стройках или на иных работах социального значения.
Действительно, курс Рузвельта вывел США из эпохи Великой депрессии 30-х годов. Но нельзя забывать тот факт, что политика Рузвельта так до конца и не справилась с Великой депрессией. Окончательно справится с ней помогла лишь Вторая мировая война, военные заказы для экономики и крайне благоприятная послевоенная конъюнктура для Америки – что то же является более, чем красноречивым уроком для сегодняшней России. К тому же именно Рузвельт, предлагая действительно спасительные меры, в то же время окончательно «подсадил» американскую экономику на иглу международного финансового капитала. Но даже при этом немногие сегодня вспоминают, что многие меры Рузвельта по выходу из кризиса через массированные капиталовложения со стороны государства, вплоть до достижения полной занятости, выстроенные по лекалам «экономической революции» одного из умнейших экономистов XX века Джона Мэйнарда Кейнса, были заимствованы из сталинской модели мобилизационной экономики. Часть американских специалистов была специально послана в СССР, чтобы на «полевых условиях» изучить советский опыт. Тогда опираясь на советский мобилизационный опыт и потенциалы государственного регулирования Рузвельту удалось, несмотря на сопротивление либеральных экспертов и частного бизнеса, сократить безработицу с 26% до 1,2% при росте производства вдвое.
Поэтому, если говорить о реальном «рузвельтовском варианте» для России, необходимо вернуться к тому мобилизационному сценарию, который был изначально заложен в рузвельтовский «исходник». Без него победить кризис нам вряд ли удастся. А для этого нужно иметь политическую волю, как минимум, отказаться от неолиберальных моделей, господствующих в головах современной политической и экономической элиты страны и убивающих любую мобилизацию в зародыше. Равно, как и начать «чистку» самих их рядов, за которую народ скажет только «спасибо».
Почему-то люди решили, что Великую Депрессию удалось преодолеть с помощью реформ, которые провел Рузвельт, а это, мягко говоря, не так...
Нынешний экономический кризис часто сравнивают с Великой депрессией, а, сравнивая, обращают особое внимание на пути преодоления его негативных последствий. В связи с этим выходит много статей о Ф.Д. Рузвельте и политике, получившей название «новый курс». Авторы статей часто оценивают «Новый курс» положительно, а также приходят к выводу об огромной роли, которую Рузвельт сыграл в стабилизации ситуации в стране в период глубокого экономического спада. Говорят и о том, что «новый курс», позволил избежать тяжких социально-политических потрясений и помог улучшить экономическое положение американцев.
В рамках «Нового курса» не удалось добиться стабильности экономики. Уже во время второй администрации Рузвельта в 1937 году страна пережила очередной экономический спад, вызвавший новое падение цен на сельскохозяйственную продукцию и рост безработицы. Если демократы называли крах 1929—1933 гг. «гуверовской депрессией», то республиканцы, окрестили очередной кризис «рузвельтовской рецессией». Новый кризис подорвал веру в эффективность реформ.
Чтобы справиться с таким объемом заказов, американская промышленность должна была заработать в полную силу. С 1939 г. США постепенно наращивают объемы производства. Его наивысший уровень во время "Нового курса" был достигнут в 1937 г. и составил 91,9 млрд. долл. Однако уже в следующем 1938 году произошел спад до 86,1 млрд. долл. Аналогичный показатель последнего докризисного года равнялся 103,6 млрд. долл. в период реформ его не удалось достигнуть. До уровня производства времен "просперити" американская экономика доросла только в 1941-1942 гг.
Во многих отраслях стало необходимым строительство дополнительных производственных мощностей. Однако предприниматели не спешили вкладывать деньги в расширение производства. Правительство провело ряд преобразований, направленных на расширение военного производства и усиление контроля над промышленностью. 30 июля 1941 г. было образовано Управление экономической обороны во главе с вице-президентом Г. Уоллесом. 28 августа под его же председательством возникли Управление по очередности снабжения и размещения заказов, в которой наряду с главами правительственных ведомств вошли представители крупного капитала — Д. Нельсон, Н. Рокфеллер. Кроме того, правительство приостановило действие законов против трестов. С помощью государственных субсидий, займов и налоговых льгот в пользу промышленников оно поощряло строительство частных предприятий. Государство строило заводы военного назначения и передавало их корпорациям.
После вступления США в войну важную роль в установлении государственного контроля над экономикой сыграло Управление военного производства (УВП).
выводы автора ЖЖ
Комплекс мер, получивший название «Новый курс» не привел к стабилизации экономики. Администрации Рузвельта не удалось ликвидировать перепроизводство промышленных товаров, безработицу и прочие негативные последствия депрессии. Первая и вторая администрации Рузвельта не привели к возвращению основных экономических показателей к уровню начала 1929 г. Более того, по некоторым показателям (сравните национальный доход 1934 и 1931 гг.) наблюдался спад.
Кризис был преодолен только после начала Второй мировой войны. и не благодаря реформам, а за счет появления новых рынков сбыта продукции и усиления эксплуатации рабочих.
спасибо, очень интересно! убедительно показано, насколько ограниченной является способность государства регулировать, стабилизировать и "рационализировать" капитализм, причем как в тех случаях, когда оно действует, по преимуществу, в качестве орудия крупной буржуазии (NIRA), так и тогда, когда оно выступает как орган, "относительной автономный" от класса капиталистов (социальные и трудовые реформы)
[info]sheil
2009-02-01 09:26 am UTC (ссылка)
)
и спасет его только война.
--------
3 поп-Калашников 2006
17.05.2006 http://iraqwar.mirror-world.ru/article/88477
Максим Калашников
ГУД БАЙ, АМЕРИКА, О!..
...
Вашингтонский консенсус.
Тот слет либеральных фундаменталистов можно с полным правом назвать "съездом победителей"
...
С тех пор эта программа выполняется с железной непреклонностью. Вы понимаете, что она означает? Прежде всего полный отказ от прежней политики: Нового курса президента Рузвельта и программы "Великого общества" 1960-х. Социально ориентированное государство получило смертный приговор. К смерти приговаривался и западный средний класс. Предопределялся раскол народов самого "цивилизованного мира" на касту полноправных господ и отбракованных нищих париев. Более того, наносился смертельный удар по государствам как таковым. Его ослабляли перед лицом новых игроков: теневого сообщества сверхбогачей, транснациональных корпораций и сетевых структур: от сект до криминальных группировок. Их делали игрушками в руках влиятельной закулисы.
Нож в спину всаживался и научно-техническому прогрессу! Невероятный рывок в развитии человечества в 1930-е–60-е годы был достигнут благодаря социалистическим элементам в западных странах. Если говорить просто, то государства той поры собирали с богатых большие деньги — и на эти доллары—фунты—марки—йены финансировали стратегически важные программы. Так осваивалась ядерная энергия. Так создавались ракетостроение и космонавтика, компьютеры и компьютерная сеть Интернет, реактивная авиация, радиолокация, телевидение... Словом, все то, благодаря чему существует нынешний мир. В ту эпоху кейнсианского "социализма" государство заставило богатых раскошелиться на создание будущего. Ибо ни один толстосум не стал бы вкладывать деньги, например, в Вернера фон Брауна. Перспективы возврата инвестиций в космонавтику полвека назад были весьма туманны. Теперь же, когда все снова отдано на откуп магнатам, научно-технический прогресс обрекается на остановку. Все сводится к бесконечным частным усовершенствованиям, к проеданию рожденных в "социалистическую" эпоху великих разработок. Убивается развитие космонавтики, люди буквально приковываются к Земле. По опыту девятнадцатого века мы прекрасно знаем, что толстосумы предпочитают пускать деньги на роскошь и яхты, а не на финансирование великих исследователей и изобретателей. Наука, которая раньше была независимой за счет государственного финансирования, теперь превращается в служанку крупных корпораций и военного ведомства.
Элементы социализма в западных странах позволяли решать множество общенациональных задач. Тут и экологические мероприятия, и поддержание в порядке дамб-защитников от наводнений, и развитие общедоступного образования, и поддержка рождаемости. Теперь всё это отброшено! Когда-нибудь Вашингтонский консенсус 1989 года будут сравнивать с приходом к власти нацизма...
Он стал идеологией нынешней глобализации. Вашингтонская программа выполняется и по сию пору с железной последовательностью. И на Западе, и в РФ.
Итоги? Государственные аппараты на глазах превращаются в замкнутые "корпорации-для-себя-самих", в криминально-дисперсные системы. Идет удручающее падение интеллектуального уровня белого мира. Кризис школьной и вузовской системы в США и Европе. Запад наводняют безграмотные выпускники учебных заведений. Налицо какое-то отупление правящих элит по обоим берегам Атлантики.
И это — самое страшное. Власть, ядерное оружие и опасные технологии, порожденные умным ХХ столетием, оказываются в руках настоящих дебилов ХХI века.
Опасный момент наступит, когда потерпит крах нынешняя "глобализация по Вашингтонскому консенсусу" и грянет тяжелейший, всемирный экономический кризис. Он сорвет с места и все прочие кризисы...
------------
4 http://www.rus-obr.ru/idea/1253
Мировой кризис: Нацистский опыт для Великой Демократии
Опубликовано Михаил Покась 24/11/2008 -
(локомотивы -США и ФГ)
...
Третьим вариантом выхода из кризиса был англо-французский.
Строго говоря, общий смысл борьбы с кризисом в исполнении английских и французских политиков сводился к тому, что ничего делать не надо, ибо рынок - система саморегулирующаяся, рано или поздно кризис закончится. Вот они ничего и не делали.
Самое интересное, что Англия и Франция из кризиса таки выбрались! Но когда и за счет чего?
Выкарабкаться из кризиса им помогло оживление экономики в США и Германии. То есть как только заработала американская промышленность, ей понадобилось сырье, а мировым перевозчиком в первой половине ХХ века была Великобритания, заработал британский флот. Сырье транспортировалось в том числе и из французских колоний. И так далее. То есть сами из кризиса эти страны выйти не смогли, несмотря на то, что по ним кризис ударил в существенно меньшей степени, нежели по тем же Штатам.
...
----------
Палата представителей конгресса США одобрила план стимулирования американской экономики, предложенный президентом Бараком Обамой. Большая часть средств пойдет на организацию общественных работ и стимулирование внутреннего потребления. Г-н Обама не скрывает, что берет пример с Франклина Рузвельта, пытавшегося такими же методами вывести экономику США из Великой депрессии. Однако тогда решающим фактором, спасшим американскую экономику, стало вступление США во Вторую мировую войну. Не исключено, что и Барак Обама вынужден будет прибегнуть к аналогичным мерам.
Всего в рамках программы, принятой в среду нижней палатой конгресса, из федерального бюджета США предполагается выделить 819 млрд долл., из которых 544 млрд долл. пойдет на финансирование инфраструктурных проектов — строительство дорог, развитие системы общественного транспорта, переоснащение школ и тюрем. По расчетам г-на Обамы, реализация этих программ «даст Америке 3 млн дополнительных рабочих мест». Еще 275 млрд долл. планируется выделить на погашение налоговых послаблений, предоставляемых гражданам и бизнесу. Из подоходного налога каждого американца будет сделан единовременный вычет в 500 долл.
«Для стимулирования американской экономики единовременного вливания, даже столь масштабного, недостаточно», — считает директор Института макроэкономических проблем ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Он предсказал, что через несколько месяцев Обама вынужден будет продвигать через конгресс новый план, аналогичный нынешнему.
Саму идею стимулирования экономики путем организации общественных работ многие консерваторы в США считают порочной. «С тем же успехом г-н Обама мог запросить у конгресса денег на строительство пирамид», — заметил РБК daily аналитик вашингтонского National Center for Policy Analysis Лоренс Котликофф. Он считает, что налоговые льготы, направленные на стимулирование потребления, также не пойдут на пользу американской экономике. «США превратились из страны-производителя в страну-импортера, — констатировал г-н Котликофф. — Повысив уровень потребления, мы простимулируем экономику Китая, Индии, Европы — в общем, чью угодно, кроме нашей собственной».
Постоянные ссылки правительства Барака Обамы на опыт Франклина Рузвельта, также пытавшегося с помощью мер централизованного стимулирования вывести экономику США из Великой депрессии, по мнению Лоренса Колтикоффа, не выдерживают критики: «Тогда решающим фактором для спасения американской промышленности стало вступление США во Вторую мировую войну». Военные госзаказы дали мощный, а главное, перманентный стимул к развитию всем отраслям — от авиастроения до текстильной промышленности. Выйдя из Второй мировой войны, США немедленно ввязались в «холодную войну» с Советским Союзом, что опять-таки позволило американскому государству размещать внутри страны военные заказы, стимулируя национальную экономику. После развала СССР и окончания «холодной войны» эта схема перестала работать. Войны в Ираке и Афганистане не смогли спасти экономику США от сползания в рецессию.
Бараку Обаме, пришедшему к власти на антивоенных лозунгах, будет сложно объяснить американцам, что единственным способом дать второе дыхание национальной экономике станет втягивание США в большую войну — неважно, «холодную» или «горячую». Впрочем, первые шаги в этом направлении новый президент уже делает. По окончании встречи с высшими военными руководителями в среду Барак Обама предупредил американцев, что им следует «быть готовыми к суровым мерам» в Ираке и Афганистане.