От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 20.01.2009 09:00:53 Найти в дереве
Рубрики Экономика & финансы; Управление & методология; Версия для печати

Re: # Слово дня-3: [оптимисты]

кто одни из самых больших оптимистов в мире? конечно,
Россияне одни из самых больших оптимистов в мире.


N 008 за 20.01.2009
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Россияне снижают свои потребности медленнее, чем жители других стран
Остатки сладки
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200901200080022

По сравнению с другими развитыми странами россияне смотрят в будущее более оптимистично и снижают свои расходы менее активно.
В первую очередь жители России экономят на сладостях, бытовой технике и поездках. Многие переходят на более дешевые бренды по целым группам товаров. Но пока экономят наши соотечественники не слишком активно. Так, за последние полгода урезать свои расходы пришлось 80% турков, 78% американцев и 77% греков. В России это сделали всего 42% граждан.
Причина в том, что россияне лучше жителей других стран оценивают состояние родной экономики и с оптимизмом смотрят в будущее. Большинство (68%) уверены, что в течение года ситуация в стране не будет ухудшаться. Более того, 28% и вовсе уверены, что ситуация в этом году будет улучшаться. По степени оптимизма россияне уступают только бразильцам, датчанам и малазийцам. В среднем в мире оптимистов - 23%.
Почему россияне пока меньше меняют свое потребительское поведение, чем жители большинства мировых стран? Ответ прост: кризис пришел в Россию не в первую очередь и пока далеко не все почувствовали его на себе. Но это еще впереди.
Такие выводы можно сделать из опроса международной исследовательской компании Synovate. Компания опросила 11 500 человек в 18 странах мира, включая США, Великобританию, Францию, Турцию, Малайзию и Гонконг. В России компания опросила 1200 человек.

Другим тяжелее
Как конкретно люди меняли потребительское поведение из-за кризиса? В развитых странах начинали меньше инвестировать и экономить на горючем. Везде без исключения потребители стали присматриваться к ценам на товары и сравнивать их перед приобретением, а также отказываться от импульсивных покупок. Россияне оказались одними из самых беззаботных покупателей. Например, за последние полгода больше смотреть на цены стали только 36% россиян, но целых 65% американцев и 68% британцев. "У нас нет навыка экономить, - объясняет Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики института экономики РАН. - На Западе привыкли к системным периодическим кризисам и знают, как в таких случаях ужиматься".
Некоторые статьи расходов наши соотечественники почти не урезают. В большинстве развитых стран основная статья экономии - отказ от походов в рестораны с семьей и друзьями. Например, в США так экономят 31% опрошенных. В России этот показатель всего 2%. "Россияне мало ходят в рестораны и больше питаются дома по сравнению с жителями других стран", - отмечает Евгений Гонтмахер,

Наше дело маленькое
Потребители разных стран продемонстрировали диаметрально противоположное отношение к происходящему в мировой экономике. Несмотря на то что в Турции число граждан, сокративших расходы, абсолютное большинство (80%), 42% процента турок (один из максимальных показателей) не интересуются экономикой и не уделяют ей особого внимания. У американцев, которые тоже сильно пострадали от кризиса, этот показатель всего 11%.
Из-за кризиса людям также приходится менять важные жизненные решения (например, свадьба, рождение детей, переезд или смена работы). Некоторые делают это сравнительно легко, например турки и бразильцы, 60% и 59% опрошенных соответственно. Британцы же, напротив, крайне неохотно - около 16% опрошенных. Россияне в этом смысле находятся посередине - 32% опрошенных (в США - 31%).

Нация оптимистов
Россияне одни из самых больших оптимистов в мире. Ухудшения экономической ситуации, по данным Synovate, ожидают 18% россиян. Скорее всего, это объясняется тем, что еще не все осознали глубину кризиса и то, что он будет развиваться.
"Кризис пока не сильно ударил по тем, кто связан с государством. Это работники бюджетной сферы, пенсионеры, студенты - в большей степени нервничают лишь представители частного сектора", - говорит Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМа. Но вскоре и они ощутят на себе перемены в экономике, и им тоже придется менять потребительские привычки. Так что оптимистами нам оставаться недолго, и экономить вскоре россияне будут больше, чем сейчас.
Косвенно это подтверждается последними данными, опубликованными Росстатом. В России существенно снижается индекс потребительской активности (он считается на основе личного материального положения и ситуации на рынке товаров и услуг), который снизился во всех возрастных группах. Больше всего - у молодежи в возрасте 16-29 лет (на 18 процентных пунктов). Люди среднего и старшего возраста менее пессимистичны: среди них индекс уменьшился на 17 и 12 процентных пунктов соответственно.
----


На чем россияне экономят в первую очередь*

Часть людей уже полностью отказалась от того, без чего в повседневной жизни можно обойтись. Но если кризис будет развиваться, некоторым придется экономить и на предметах первой необходимости

Сладости
13%

Поездки на выходные
7%

Бытовая техника
7%

Товары дорогих брендов
5%

Инвестиции
2%

Источник: Synovate
*Процент от числа опрошенных

Кому пришлось урезать траты из-за кризиса*

80%
Турция

78%
США

77%
Греция

71%
Франция

70%
Мексика

69%
Великобритания

63%
Бразилия

55%
Канада

42%
Россия

33%
Голландия

* % от числа опрошенных
Источник: Synovate

Кому пришлось поменять важное жизненное решение из-за кризиса*

60%
Бразилия

59%
Турция

52%
Голландия

32%
Россия

31%
США

22%
Франция

17%
Канада

16%
Великобритания

*% от числа опрошенных. Под важным жизненным решением подразумевается женитьба, решение завести ребенка, начало образования, выбор школы или вуза для ребенка, а также переезд
Источник: Synovate




Что изменилось в вашем потребительском поведении*

38%
Чаще сравниваю цены продуктов перед покупками

37%
Чаще смотрю на цену товара, который покупаю

29%
Делаю меньше необдуманных покупок

28%
Экономлю на предметах роскоши

19%
Меньше откладываю денег

14%
Меньше инвестирую

12%
Экономлю на товарах первой необходимости