|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Alex~1
|
|
Дата
|
30.09.2010 15:18:48
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Вдогонку
Фурсов не марксист, потому что не описывает реальность в терминах производства. Он не националист, потому что определяет как предмет исследования не нацию, а Россию. Не зацикливается на особом пути русской цивилизации, отличном от всего мира. Он больше социолог, чем публицист и еще меньше философ, чем публицист. Не наш человек, но и нашим противникам, которые его пытаются записать своим, тоже не товарищ. Это нормально, хотя как человек тоталитарной закваски я думаю что мужик окончательно оформляется когда становится под какое-то знамя, пусть даже под собственное и пусть даже стоит под ним один. Дон Кихот мне как-то ближе чем Акакий Акакиевич.
Фурсовские тексты – критика валлерстайновской мир-системы с позиций наработанных Крыловым, точнее с той части этих позиций которая актуальна сейчас. Кажутся мутными потому что он описывает действительность не в той системе координат к которой мы привыкли, вот все и расплывается. Эту беду русских «мыслителей» Палыч подметил – каждый приходит так как будто до него философии не было, создает свою терминологию, свой мир, как у писателя-фантаста. И предлагает все видеть в своей системе координат (точка отсчета – он сам), думать его мыслями и говорить его словами. Это граждане не наука и не публицистика, это тоталитарная секта получается. Но читать Фурсова стоит, хотя бы потому что он вклинился интересно между валлерстайном и западным философским мейнстримом.
У них обоих есть тема плохо раскрытая в советское время и ими как мне кажется запутанная – черты капитализма в социализме. Валлерстайн просто причисляет социалистические и националистические движения к капиталистической антисистеме и объединяет их в одно целое. Это мы проходили как «Гитлер и Сталин – близнецы-братья». Но он говорит об антисистеме как реакции капиталистической полупериферии на свинское поведение центра.
Фурсов идет дальше – он просто объявляет реальный коммунизм объективным условием существования капитализма. Не капитализм объективно не желая того породил социализм как следующую стадию развития человеческого общества (по Марксу), а капитализм создал социализм как уравновешивающий систему противовес. Валлерстайн и Фурсов едины в том что у них капитализм и социализм по шкале условного прогресса помещаются не один за другим, а рядом. Что подразумевает существование некоего нормального внеисторического вечного общества.
Как только слышу «нормальное общество», «как в нормальных странах» - понимаю, что люди стесняются прямо назвать себя защитниками естественного неотъемлемого права всякого свободнорожденного белого на частную собственность.