От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 17.02.2009 00:03:07 Найти в дереве
Рубрики Образование & просвещение; Версия для печати

Несколько комментариев вдогонку.

>Я говорил как раз о внутриколлективном статусе. Если «крутизна» будь то умение решать олимпиадные задачи по математике или владение восточными единоборствами, поверятся умением научить этому другого, то конкуренция заменяется автокаталитическим процессом взаимного обучения — подтверждение статуса нивелирует различия, и для нового обретения статуса нужно чему-то новому научиться . Естественно это требует искусственно организованного коллектива. Как минимум это интеллектуально обогащенная среда — ФМШ, затем кампусы сильнейших ВУЗов где такие процессы могут развиваться спонтанно. И то такой интеллектуально обогащенной среде нужна программа, и её развитие нужно направлять.

Почему недостаточно спонтанных процессов? Потому что умение учить, передавать знания и даже навыки это специфическая деятельность, которой ребенок не владеет и которой его нужно учить. Чтобы не было попыток «учить» «вколачиванием ума» деятельность по взаимообучению нужно специальным образом организовывать. Поэтому особо важны те методики Громыко, где средства обучения рефлексируются и дети понимают не только что они выучили, но и каким образом.

Еще один момент неразрывно связан со следующим пунктом. Интеллектуально обогащенные среды создаются под определенные задачи, например в СССР это была в первую очередь ракетно-ядерная программа. А постановка задач априори лежит вне сферы образования. Сейчас это изменение типа производства — тотальная автоматизация, и переход к разработке самовоспроизводящихся приборных комплексов, отражающих новые типы физических взаимодействий и процессов. Если приводить конкретные примеры, то сейчас, да и вообще, наиболее вычислительный емкими являются обработка данных ускорительных экспериментов и астрофизических наблюдений, причем сама техника требует массу нетривиальных технологий, не говоря уже об автоматизации разработки всё более усложняющихся систем. Здесь же можно упомянуть задачи моделирования климата, не говоря уже о чисто гипотетическом управлении им, а также расшифровку генома и исследование структуры белка, как основу будущего управления физиологическими процессами. При автоматизации «обычных» производств основным потребителем продукции выскотехнологической промышленности и основной сферой человеческой деятельности окажется наука, одновременно выступающая источником применяемых технологий. Таковы материальные, уже не экономические, а технологические по Шушарину (как централизация капитала экономические предпосылки социализма по Марксу), превращения науки в ведущую и непосредственную производительную силу общества, подчиняющуюся собственным законам общественных отношений


> Речь шла не о виртуальных сетях, а о реальных коллективах, связанных в когнитивную сеть. Каждая деятельность требует общественных предпосылок своего существования — коллектив, как бы он ни был высоко организован, должен включен в сеть социальных взаимодействий.

Такая обусловленность деятельности коллектива общественными отношениями непременно ставит вопрос о реорганизации последних. Третий тезис Маркса о Фейербахе - «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом ...
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.» Революционная практика в образовании лишь одна из сторон и частный момент революционной практики в целом, поэтом тов. Громыко не удастся «отсидеться» под прикрытием правительства Москвы и мимикрии под религиозность — вопрос непременно перейдет в политическую плоскость когда придется решать «или-или». Слава Богу :), что пока удается спокойно отрабатывать образовательные методики — это действительно дело важное и нужно, может быть даже самое нужное, но важно не только как учить, но и чему, а самое главное кого.