|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Кактус
|
|
Дата
|
31.07.2009 08:40:32
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Гундяев поделился со студентами схемами работы- как создавать "черную кассу"
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=28803
...
Патриарх Кирилл ответил на вопросы собравшихся.
Один из студентов КДА спросил о том, как материально содержать бедные приходы на периферии епархий. Патриарх особо отметил, что одна из главных причин малочисленности сельских прходов – общая депопуляция, вызванная как снижением рождаемости, так и трудовой миграцией. Далее он поделился собственным опытом на посту правящего архиерея одной из беднейших епархий России – Смоленской в 1980-е годы. Будучи переведен в Смоленск с должности ректора Ленинградских духовных школ в 1984 году, тогдашний архиепископ Кирилл столкнулся с ужасающей разрухой и нищетой: порой по внешнму виду храма было сложно понять, действующий он или нет. В то же время в епархии было несколько крупных и богатых приходов. Но поскольку любая взаимопомощь церковных объединений была в СССР строго запрещена, архиерею пришлось создать епархиальную «черную кассу»: богатые приходы отчисляли в нее определенную сумму, а будущий Патриарх выделял оттуда деньги бедным приходам. Сегодня, когда законы о религии перестали носить столь дискриминационный характер, «черные кассы» уже не нужны – однако принцип солидарности, в соответствии с которым богатые общины помогают бедным, по-прежнему актуален, отметил предстоятель РПЦ.
http://www.moskva.fm/play/4003/translation
слушаем в 10-22
транскрипт
http://www.radioera.com.ua/eranews/?idArticle=17552
ВЛАДИКА АНТОНІЙ: Пожалуйста, владыки, отцы и братья, ваши вопросы.
СТУДЕНТ Киевской духовной Академии: Ваше Святейшество, на сегодня в нашей церкви кадровая проблема не решена, однако подавляющее большинство вакантных приходов находятся на периферии, в тех селах, где нет возможности держать приход за счет прихожан. Мне интересно, есть ли перспектива централизованного церковного решения этой проблемы?
СВЯТІШИЙ ПАТРІАРХ КИРИЛ: Я бы, пользуясь вашим очень правильным вопросом, хотел бы вначале коснуться темы, которая меня очень беспокоит. Это тема депопулизации, сокращения нашего населения. Частично это связано с тем, что рождаемость очень невысокая. Вот эти перипетии политические 90-х годов привели к тому, что рождаемость в Украине, в России, в других странах, входящих в юрисдикцию Московского патриархата, резко сократилась. Мы вступили с вами в так называемую демографическую дыру, и она некоторое время, наверное в течение лет десяти будет нас преследовать.
Кроме того, есть и иные причины депопулизации в частности на Украине. Это большой отток населения с тех мест, где люди жили, в поисках работы. Я беседовал с некоторыми священниками, которые действительно очень переживают за то, что вдруг резко сократилось количество прихожан. Вот в этой связи поставленный вами вопрос приобретает очень большую остроту, потому что действительно храмы строим, а население сокращается, и, значит, сокращается и уровень финансирования этих общин за счет своих собственных ресурсов. Я вижу только один выход из положения, и как в прошлом в качестве митрополита Смоленского я действовал, мог бы посоветовать и сейчас действовать многим нашим владыкам.
Когда меня прислали на Смоленскую кафедру из Петербурга, сняв с должности ректора духовной Академии, я попал в самую бедную в то время епархию Русской православной церкви. Было всего 35 приходов, из них реально действовало 22. Но дело даже не в цифрах, а в качестве. Эти приходы все были открыты во время Великой Отечественной войны, во время оккупации, их техническое состояние было ужасным, иногда к потолкам еще были прибиты газеты оккупационного времени, земляные полы.
Однажды я поехал навещать приход в месте, где жил наш знаменитый философ славянофил Хомяков. Это была его усадьба в селе Липецы Смоленской области. И, подъезжая к чудному храму, я так и не мог понять, открыт этот храм или закрыт: покосившийся крест, выбитые стекла, на дверях был замок. Пришлось мне влезать на узенький стилобат, чтобы дотянуться до окна и заглянуть внутрь. Я понял, что храм действующий.
И вот возникла тогда проблема – как же ремонтировать эти храмы? В этих Липецах на литургии воскресной было 10-12 человек старушек. Потом я познакомился со священником. В советское время нельзя было переместить официально деньги из богатого прихода в бедный, нельзя было из епархии переместить деньги на приход. По закону запрещалось. Закон 1929-го года, советский закон, категорически запрещал взаимную помощь и поддержку. И тогда я пошел на такой опасный ход: я создал такую епархиальную черную кассу, и когда посещал богатые приходы, то батюшки всегда мне что-нибудь давали и я вносил в эту черную кассу. А из этой черной кассы мы начали финансировать ремонт и строительство, восстановление вот этих храмов.
Риск был очень большой, потому что каждый ведь мог сказать, что он получает деньги от митрополита на ремонт, и этого было достаточно, чтобы у меня возникли очень большие трудности с властями. Никто никогда этого не сказал, никто никогда меня не выдал. Мы восстановили все 35 храмов еще до начала 90-х, когда появилась возможность строить новые храмы.
Я не вижу никакой другой возможности, как проявление солидарности с бедными приходами. Богатые приходы должны понимать, что средства, которыми они обладают, это общецерковные средства. Как эти средства от богатых к бедным будут перераспределяться, это дело правящего архиерея. Ведь нужно помнить, что каждая епархия это поместная церковь, это местная церковь. Это, кстати, могло бы быть вступлением к серьезной дискуссии о том, что такое поместная церковь. Так вот, эклезиологически, богословски у каждой епархии есть церковь, местная церковь с определенными автономными правами. И все, что касается решения финансовых вопросов, это прямая ответственность архиерея. Поэтому владыки должны, конечно, видеть, что происходит в бедных приходах, должны думать о том, как осуществлять эту помощь.
Сейчас это просто: можно просто дать указание богатому приходу, чтобы он отчислял средства соседнему бедному или создать общий епархиальный фонд. Никто слова не скажет плохого, наоборот, миряне состоятельные будут в этот фонд жертвовать. Но вы правы, эта задача стоит перед всей нашей церковью, не только перед Украиною. Я думаю, что эту задачу нужно решать, потому что здесь еще и вопрос самочувствия людей.
Вот будучи в Смоленске, назначая священников на самые бедные приходы, я им давал такую же зарплату, какую имел священник в кафедральном соборе, платил эту зарплату из епархиального правления, потому что понимал, что тот факт, что он в трудных условиях, в тяжелейших условиях, и этот факт имеет для нас такое вызывающее значение, мы должны ответить на эту его проблему. И такая поддержка развивает чувство солидарности, очень меняется характер общения между священниками, очень повышается авторитет архиерея.
Я думаю, что это та схема, по которой следует идти для решения той проблемы, о которой вы сказали.
....
http://www.life.ru/video/10255
...
Встреча Святейшего и молодежи проходила в Трапезном храме Киево-Печерской лавры и напоминала больше не разговор учителя и учеников, а дискуссию единомышленников. Патриарх Кирилл вспомнил о своих студенческих годах и даже рассказал, как в советское время ради спасения церквей вынужден был создать "черную кассу"...
Касса
Отвечая на вопрос одного из студентов духовной семинарии о том, как выживать бедным приходам, у которых не хватает средств на поддержание церквей, патриарх Кирилл рассказал историю из своей личной жизни.
Еще в советское время сегодняшнего главу православной церкви направили в Смоленскую епархию.
- Когда меня направили на смоленскую кафедру из Петербурга, я попал в самую бедную епархию, - рассказал патриарх. - Было всего 35 приходов, из них действовали только 22. Состояние церквей было ужасное. Потолки оклеены газетами еще военных времен. Во многих - земляные полы.
Видно было, как волнуется патриарх Кирилл, заново переживая события прошлого.
- Однажды я поехал навестить один из храмов в селе Липецы Смоленской области, - продолжил святейший. - И, подъезжая к чудному храму, я вначале не мог понять, открыт он или закрыт. Покосившийся крест, выбитые стекла, на дверях - замок. Мне пришлось влезать на стилобат, чтобы дотянуться до окна и заглянуть внутрь. Храм оказался действующим! И вот тогда возникла проблема - как ремонтировать эти храмы.
В советское время по закону, принятому еще в 1929 году, категорически была запрещена какая-либо финансовая поддержка церковных приходов. Нельзя было даже передать часть средств из богатого прихода в бедный или перевести деньги из епархии в приход.
- И тогда, - вспоминает Святейший, - я решился на опасный шаг: я создал епархиальную "черную кассу". Когда я посещал богатые приходы, батюшки мне всегда что-нибудь давали, и я вносил это в эту "черную кассу". А из этой кассы мы начали финансировать ремонт и восстановление бедных храмов. Риск был очень большой - ведь каждый мог сказать, что он получает деньги на ремонт от митрополита. Этого было бы достаточно, чтобы у меня возникли очень большие трудности с властями. Но никто меня не выдал. И мы восстановили все 35 храмов еще до начала 90-х годов, когда вновь появилась возможность строить церкви.
-------
Часы Патриарха Кирилла стоят около 30 тыс. евро (ФОТО)
http://vip.glavred.info/?/articles/2009/07/28/181000-0