От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 05.04.2009 10:45:40 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

МуТВ- Международный конгресс«РУССКИЙ МЕДВЕДЬ»(Иваново-Плес; 21 мая 2009 года

>>из этих картинок небредовая только первая.
>>Вообще, 8-8-8 чуть ли не единственный непозорный эпизод ельцепутской истории.
>

>не понял вопроса. Карикатуры аутентичные,таких десятки если не сотни было. Образ после080808 России в глазках картунистов 90проц ведущих запСМИ. "СССР это Сталин это империя безжалостный Медвед страйк бэк, вау". Последняя и прочие в тему.

все оказалось еще похлеще, с медведем и его роли в Грузии

Посетите научный польско-ивановский конгресс
На сайте прорва изысканий (много польских, там и книжная серия "Русский медведь" есть)и картинок


http://cens.ivanovo.ac.ru/russianbear.htm
Международный научный семинар
«РУССКИЙ МЕДВЕДЬ»: ИСТОРИЯ, СЕМИОТИКА, ПОЛИТИКА
(Иваново-Плес; 21-22 мая 2009 года)


Лазари А. де, Рябов О. Миша и Медведь: «Медвежья» метафора России в дискурсе грузино-российского конфликта // Европа. 2008. № 2(27).
http://www.inosmi.ru/translation/243885.html

Канадская Calgary Sun представляет дядю Сэма, сидящего на медвежьей шкуре и пораженного тем, что шкура начинает двигаться.

http://inosmi-back.rian.ru/media/docs/08/09/08/pic1.jpg


флаг 'Вперед, Россия!', который появился на стадионе 'Лужники' перед матчем Россия-Англия 17 октября 2007 г. и с тех пор используется футбольными болельщиками.

Потребность в образе 'русского медведя' в западных СМИ, комментирующих недавние события на Кавказе, настолько велика, что The Independent дала своей редакционной статье заголовок 'Не надо раздувать медвежью паранойю'. По сути дела, медведь стал необычайно популярной фигурой в дискуссиях об этом конфликте. В том числе, в Польше: 'Русский медведь в очередной раз доказал, что он не спит и никому не позволит вторгаться в свою сферу влияния', читаем мы во Wprost; 'медведь по-прежнему грозен', вторит ему Newsweek
http://inosmi-back.rian.ru/media/docs/08/09/08/pic2.jpg


Профессор Анджей де Лазари - историк идей, специалист по России, работает в Лодзинском университете.

Профессор Олег Рябов - специалист по истории русской философии и в области гендерных исследований, преподаватель Ивановского государственного университета.


http://www.inosmi.ru/translation/241458.html
В качестве символа России медведь появился, безусловно, на Западе, в XVIII веке. Он отражал варварство, агрессию, лень. Европейскость - символ цивилизации - это лишь его внешняя маска: для Готфрида Лейбница русские были 'крещеными медведями'. Как правило, с медведем отождествляется вся империя, хотя порой он становится символом только архаичной и отсталой России, которую безуспешно пытается реформировать просвещенная власть. Это вызывает у европейцев чувство собственного цивилизационного превосходства, но также страх (как бы не разбудить опасную бестию!), а порой - желание приучить ее или хотя бы посадить на цепь.

Такой образ России-медведя определяет границы цивилизованного мира, способствует созданию 'европейского' сознания (не зря ведь 'русскому' сознанию для анекдотов нужен чукча). Пробуждая страх, он помогает обосновать определенную внешнюю политику в отношении СССР и России. 'Хищный медведь' лучше убеждает рядового жителя Запада в необходимости расширения НАТО, чем самые совершенные политологические трактаты, которые все равно никто не читает. Страх перед общим врагом помогает созданию 'европейскости' так же, как антиамериканизм способствует формированию 'российскости'. Разумеется, Россия неоднократно давала своим соседям основания для страха, однако, если бы русского медведя не было, его бы следовало придумать. Общий враг объединяет. По тому же принципу 'враждебный' Запад годами помогает россиянам решать их психологические проблемы.


научный подход

http://www.intelros.ru/readroom/nz/-63/3571-okhota-na-medvedja-o-roli-simvolov-v.html

«Русский медведь» как символический пограничник

Между тем «Russian Bear», «медвежий» символ России, - в значительной степени западное «изобретение». Образ России как медведя появляется в сочинениях европейских авторов, датированных XVII веком[7], и в дальнейшем занимает важное место в репрезентациях нашей страны, обнаруживая себя в записках путешественников, политических памфлетах, карикатурах[8]. Например, в «Письмах о России» (1759) итальянца Франческо Альгаротти Россию предлагается уподобить «огромному белому медведю, стоящему задними лапами на берегу Ледовитого океана, с хвостом, опущенным в воду, с мордой у Турции и Персии, в то время как его передние лапы распростерты на запад и восток». Альгаротти ссылается на мнение европейских политиков, предостерегающих тех, кто собирается дразнить этого медведя, и вспоминает Карла XII, который начал травить зверя, в результате чего тот поглотил часть его государства и превратился в ужас Европы[9].

«Русский медведь» был призван служить маркером границы, отделяющей «цивилизованный» Запад от «варварской» России. Сама идентичность Запада конструируется через исключение России[10], и, очевидно, образ «русского медведя» играет важную роль в обосновании положений и о цивилизационной чуждости России, и об ее отсталости[11]. Данный символ вызывает на Западе разнообразные чувства: и ощущение собственного превосходства, и страх, и уважение к огромной силе, и опасение разбудить свирепого хищника, и желание приручить, а то и посадить его на цепь. Не удивительно, что образ востребован в пропагандистском обеспечении военных конфликтов с Россией, будь то наполеоновские войны, Крымская война, русско-японская война, Первая и Вторая мировые войны, холодная война[12]. После окончания последней заговорили было о «смерти русского медведя»[13]. Правда, не все на Западе были столь «оптимистичны»; скажем, авторы футурологической «России в 2010 году» среди возможных сценариев развития нашей страны отметили и тот, который был обозначен ими как «Russian Bear»: установление диктатуры силовиков, русский национализм, антизападные настроения, ненависть к Америке[14]. Последние несколько лет медвежья метафора вновь обретает популярность при репрезентациях страны: так, на конкурсе World Press Cartoon в 2007 году первое место заняла карикатура, представляющая Владимира Путина в облике медведя, оттачивающего свои когти[15]. Ожидаемый всплеск интереса к «русскому медведю» был вызван избранием нового президента России.

Новая книга!!!

Денис Хрусталёв, Андрей Россомахин. ПОЛЬСКАЯ ДИЕТА РУССКОГО МЕДВЕДЯ
http://cens.ivanovo.ac.ru/image/polish-diet-of-Russian-Bear.jpg



Новая книга из серии «Россия как Медведь» / «Russia as the Bear»

SUMMAR Y

Фоном книги стали польские восстания 1793–1794 и 1830–1831 гг. – одни из самых драматичных событий в истории русско-польских отношений. Поводом для интереса к этим событиям стало знакомство с английской гравюрой Royal recreation, опубликованной в Лондоне 7 января 1795 года и выставляющей в монструозном свете императрицу Екатерину Великую и полководца А. В. Суворова.

…Начиная с середины XVIII века Польша была главным и почти единственным предметом тайной дипломатии европейских держав. В последней трети века, в связи с усилением России после первого раздела Польши и серии побед над Турцией, европейские политики прилагают серьезные усилия по сдерживанию российского влияния.

Французская и английская печать весьма предвзято изображала события 1794 года, после которых польское государство исчезло с политической карты на сто двадцать лет, – можно говорить о прямых пропагандистских фальсификациях и конструировании образа врага. Тремя десятилетиями спустя, к началу очередного «польского бунта», этот образ врага был уже вполне укоренен в массовом европейском сознании. Параллельно развивались феномены польской русофобии и русской полонофобии, с их клишированными образами «кичливого ляха» и «дикого москаля».

Сквозной образ книги – Русский Медведь, ставший для европейской публики стереотипным воплощением России и русских. Это уже вторая работа авторов в рамках серии RUSSIA AS THE BEAR. Издание содержит 36 иллюстраций, а также аннотированный Каталог английских гравюр 1826–1835 гг., представлявших Россию в образе Медведя .



Dennis Khrustalev, Andrey Rossomakhin. POLISH DIET OF RUSSIAN BEAR.

Saint-Petersburg: Red Sailor, 2009. 112 p., 36 ill. ISBN 5-7187-0874-6