От Evgeniy~K Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 23.12.2008 12:17:06 Найти в дереве
Рубрики Экономика & финансы; Управление & методология; Версия для печати

Разочарование в пролерариате

Сомнения в роли пр-та после поражения объективны (сам их разделял). Вот подборка цитат:

http://www.situation.ru/app/j_art_514.htm
Итак, вернемся к тройному силлогистическому опосредованию Истории, Пролетариата и Партии: если каждая форма опосредования - <истина> предыдущей (Партия, которая делает рабочий класс средством для осуществления его цели, основываясь на понимании логики исторического прогресса, - это <истина> представления о том, что Партия просто позволяет Пролетариату осознать его историческую миссию, что она всего лишь дает ему возможность узнать его <подлинный интерес>; Партия, безжалостно эксплуатирующая рабочий класс, - это <истина> представления о том, что Партия всего лишь реализует с его помощью свое глубокое понимание логики Истории), не означает ли это, что такой ход вещей неизбежен, что мы имеем дело с железной логикой, вследствие которой мы подтверждаем отправную идею - посылку, что Пролетариат - это по своему общественному положению потенциально <универсальный класс>, - мы с дьявольской необходимостью попадаем в процесс, в конце которого - Гулаг?
В отличие от этого представления, идея Ленина значительно глубже: в конечном счете, не существует никакой объективной логики <необходимых стадий развития>, так как <сложности>, возникающие в результате запутанного характера конкретной ситуации и/или непредвиденного <субъективного> вмешательства, всегда срывают последовательное течение событий. Согласно глубокому наблюдению Ленина, факт колониализма и сверхэксплуатации масс в Азии, Африке и Латинской Америке в корне изменил ситуацию и привел к <смещению> <чистой> классовой борьбы в развитых капиталистических странах: говорить о <классовой борьбе> и не брать в расчет колониализм - пустая абстракция, которая, если перенести ее в область практической политики, может завершиться потворствованием <цивилизующей> роли капитализма
На более общем уровне, история капитализма - это длительная история того, как господствующая идеолого-политическая структура приспосабливала - и притупляла разрушительную остроту движений и требований, которые, казалось, угрожали самому ее выживанию. Например, долгое время сексуальные либертарианцы считали, что моногамное сексуальное подавление было необходимым для выживания капитализма - теперь мы знаем, что капитализм может не просто терпимо относиться к <извращенным> формам сексуальности, но даже активно стимулировать и эксплуатировать их, не говоря уже о терпимом отношении к неразборчивости в сексе. Однако вывод, который следует сделать из этого, состоит не в том, что капитализм обладает безграничной способностью интегрировать и тем самым обезвреживать подрывную остроту разнообразных политических требований - вопрос времени, <ухватывания момента> является здесь решающим. Определенные частные требования в определенный момент обладают глобальной детонирующей силой, они функционируют как метафорический заместитель всеобщей революции: если мы будем безоговорочно настаивать на них, система взорвется; если же мы выжидаем слишком долго, то метафорического короткого замыкания между этими частными требованиями и всеобщим переворотом не происходит, и Система с глумливым лицемерным удовлетворением может ответить: <Вы хотели этого? Вы это получили!>, хотя ничего действительно радикального не произошло.

http://www.situation.ru/app/j_art_669.htm
Рабочий - сознающий себя товар, он - "самосознание" товара, а следовательно "самосознание", "самораскрытие" капиталистического общества.
Лукач предупреждает об опасности, все время угрожающей пролетариату - погрязнуть в свойственной буржуазии фактичности бытия. Ибо буржуазии выгодно вернуть пролетариат к такому положению, когда он является только элементом капиталистического общества, но не орудием его уничтожения. От всех этих опасностей пролетариат призвана уберечь коммунистическая партия, миссия которой - пробуждение революционного сознания. Своими действиями коммунистическая партия должна быть в царстве свободы. "Свобода не есть лишь плод, результат развития, должен наступить такой момент в истории, когда сама свобода становится движущей силой и ее значение как движущей силы должно постоянно приниматься во внимание, пока не настанет момент, когда она полностью возьмет руководство обществом, становящимся все более человечным... Придет конец пре- дыстории человечества и начнется ее подлинная история. Начало же этой эпохи совпадает с появлением революционного сознания, с основанием Коммунистической партии"12. Важнейшая задача пролетариата - вынесение приговора капиталистическому обществу, а наиважнейшая функция исторического материализма заключается не в чисто научном познании, а в том, чтобы быть самой практикой. Ведь диалектическая сущность познания заключается только в направленности на практические действия пролетариата. А формой опосредования между теорией и практикой выступает коммунистическая партия, она способствует претворению теории в адекватные действия. Партия выступает в качестве момента опосредования между конечной целью и кон- кретной ситуацией. Она помогает пролетариату осознать свою миссию и добиться осуществления "царства свободы".


//Забыл, откуда скопировал
Нас интересует, кто выступит могильщиком капитала, кто будет ведущей силой будущей социальной революции, на кого коммунисты должны опереться как на наиболее сознательный и организованный класс?
Опять же, мы должны как и Маркс с Энгельсом, заглянуть в будущее. Последние видели будущее как развитие промышленного материального производства. Пролетариат, таким образом, был основным строителем будущего общества.
И это было верно для того уровня развития производительных сил.
Промышленный пролетариат как передовая сила в силу тогдашней малочисленности и неразвитости жестоко угнетался капиталом, т.к. на него легла основная нагрузка по развитию промышленного, индустриального общества.
Вот и у нас свершилась пролетарская революция, где пролетариат был передовым, хотя и малочисленным классом. Крестьянство просто не могло выступить авангардом будущего общества, т.к. этот класс - класс прошлого, отжившего.
Что происходит сейчас. Индустриализация общества завершена. Громадное количество промышленного пролетариата высвобождается и превращается в "средний класс". Что такое средний класс? Это группа, занятая в основном в малом бизнесе. Чем занимается в основном малый бизнес? Торговлей, общепитом, оказанием мелких услуг, ремонтными работами, венчурными проектами. Что произошло? Пролетариат стал собственником средств производства? Нет. Средства производства по прежнему отчуждены от пролетариата и сосредоточены в ТНК и банковских и финансовых группах. Зачем нужен малый бизнес?
Во-первых, малый бизнес предоставляет человеку больше свободы и творчества. Привязка к капиталу завода, фабрике, к труду, который сейчас заменен машинами и автоматами, превращена в привязку к капиталу вообще, капиталу банков, ТНК. Свободный от привязки к промышленному производству пролетариат получил больше свободы в своей деятельности и стал осщуствлять уже творческую деятельность. Конечно, это иллюзия. Иллюзия, что предприниматель - собственник средств производства, что он производит, то что ему надо. На самом деле он занят обслуживанием ТНК, вовлечен в сферу обращения товаров и услуг, производимых ТНК, в разработке проектов будущего производства для ТНК, в доведения материалов, производимых ТНК до конечного предмета потребления (рестораны, строительство). Он зависит от банков, от заказов корпоарция, от тарифов на связь, тарнспорт. Его "собственнсть" в любое время может обратиться в пыль.
Таким образом, капитал решил проблему занятости населения, высвобожденного из промышленного массового производства. Скорое развитие электронной торговли и электронных расчетов высвободит массу клерков и малых предпринимателй из этой сферы.
Следует ли нам искать в среде производительных работников передовой класс, или, может, исходить из того, что пролетариат - это основа общества будущего.
Картина развитяи производительных сил сейчас очевидна: сокращение доли промышленного пролетариата в связи с механизацией и автоматизацией производства и формирование малых коллективов, по типу малого бизнеса на западе.
Будет ли промышленный пролетариат ведущей силой? Нет. Промышленный и сельскохозяйственный пролетариат - это представители производимтельных работников прошлого