|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
victor a
|
|
Дата
|
19.07.2007 01:05:19
|
|
Рубрики
|
Культура & искусство;
|
|
Раскрою немного.
Станислав Лем позже писал, что в образе шустросферы из «Осмотра на месте» он исследовал проблему опредмечивания этики в машине - замена внутренних моральных ограничений, ограничениями внешними, машинными – шустры способны измерить агрессивность, страх, защитить человека от вредных воздействий и вообще удовлетворить любую потребность человека, даже наделить его бессмертием, с одним только ограничением – либеральным этическим принципом «моя свобода размахивать руками, заканчивается у кончика вашего носа» - на и этого ограничения оказывается достаточным для того, чтобы благосфера оказалась золотой клеткой, из которой все хотят вырваться. Причина сего – ложное представление о природе человека, о том, что для него благо –ведь человек это неизолированный индивид, а совокупность общественных отношений, и потому решить что для человека является благом, развитием его деяельностных способностей может лишь другой человек, вот получается, что для исполнения заявленного назначения конструкция АСГУ должна быть таки приспособлена к субъективным явлениям. А вот тут то начинается самое интересное! Ведь сколь бы не был мощен компьютер, сколь не были бы алгоритмы эффективны, всё это не даст и ни проблеска интеллекта – интеллект есть атрибут отношений между людьми. Обрабатываемая компьютером информация это для_нас_информация, все, что умеет делать компьютер, на самом деле делает человек посредством компьютера, разрабатывая соответствующие алгоритмы и т.д. Поэтому любая автоматизированная система управления общественным производством будет только органопроекцией человеческих способностей и в лучшем случае квазибиологическим субъектом, воспроизводящим собственную структуру, но не способным к самостоятельной изменчивости – механизмом эволюции такой системы всё-таки будет человек (тут, кстати, актуально вспомнить рассуждения Лема об автоэволюции из «Суммы технологии»). Итак, зажечь интеллект в машине невозможно, однако в определенном смысле искусственный интеллект существует с 60-х, правда реализован он на естественно-биологичекой «машине». Это интеллект слепоглухонемых детей, чья личность да и вообще психика не возникает стихийно, но создается сознательным и целенаправленными действиями (а таковые действия и есть критерий искусственности) воспитателей и педагогов (подробнее о загорском эксперименте почитайте в этой - https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/print/7512.htm - ветке - здесь есть ссылки и обсуждение), так что вопрос о том можно ли воспитать личность на основе другой, но не менее развитой чем человеческая биологической структуре весьма интересен и может послужить отправной точкой для нового творчества.