|
От
|
Кактус
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
07.04.2008 15:14:34
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Кара-Мурза это...
Дать полную классификацию политических движений сложно. Можно определиться с критериями отнесения к правым – левым и заодно поискать место для солидаристов. Делить политические движения проще по субъектам, которых они представляют и, соответственно, по принципам, которые они отстаивают.
До Маркса существовали партии, которые относились к правым или левым по принципу большей или меньшей свободы: консерваторы и либералы. Консерваторы боролись за сохранение существующих феодальных ограничений, либералы – за свободу и права человека. Например, в Англии консервативная партия представляла крупных землевладельцев и их арендаторов, а либеральная – буржуазию и рабочих. Эти партии и сейчас основа двухпартийных систем в Англии и США.
Марксистские партии принципиально изменили плоскость политической борьбы – она шла уже по линии большего или меньшего равенства. Когда марксистов называют либералами это не совсем верно. Они отстаивают свободу, потому что она создает условия для борьбы за равенство. Свобода не цель, а средство.
Первыми социалистическими партиями в Европе были национальные секции I Интернационала. Развитие капитализма шло неоднородно. Национальные секции развитых стран с сильным рабочим классом и парламентской демократией представляли интересы рабочего класса и предпочитали парламентские методы борьбы. Секции стран, в которых развитие капитализма отставало, был слабый рабочий класс и отсутствовала демократия – России, Италии, Испании, Австро-Венгрии – представляли крестьянство и предпочитали революционное насилие. Представляя антикапиталистическую позицию уходящего отсталого класса – парцелльного крестьянства – СР полагались не на слабый рабочий класс, а на интеллигенцию, которая в результате победоносной крестьянской революции получит такой мощный инструмент модернизации как национальное государство. Интернационал раскололся на социалистов-революционеров и социалистов-демократов (СР и СД). Активную роль в расколе сыграл наш незадачливый земляк Бакунин.
Второй Интернационал был уже целиком социал-демократическим. Он также раскололся в 1914 году, но уже по линии национализм-интернационализм. Сыграла свою роль национальная ограниченность рабочего класса. В результате раскола из массовых социал-демократических партий, поддержавших свои правительства в империалистической войне, выделились небольшие группы социалистов-интернационалистов, выступавших против войны. Позднее под влиянием большевизма и революции в России они стали коммунистическими партиями. В России разделение на большевиков и меньшевиков произошло еще до войны по принципиальным вопросам, среди которых национальный не был главным. Таким образом образовались основные партии трудящихся времен Первой мировой войны: социалисты-революционеры, социалисты-демократы и социалисты-интернационалисты (коммунисты).
После Первой мировой войны из националистических социал-демократических партий выделились революционные группы, которые считали парламентские методы борьбы неэффективными. Они называли капитализм отжившим способом производства и активно использовали социалистическую риторику. Эти группы выбрали путь возвращения к традиционному обществу с его неравенством на новой материальной базе, созданной капитализмом. По названию итальянского «Фашио ди комбатименто» (Союза борьбы) их стали называть фашистами. Фашисты считали субъектом истории нацию, а движущей силой общественного развития – национальное государство. Довольно быстро в фашистов трансформировались СР, от итальянских последователей Гарибальди до русского Ильина. Главным врагом фашизма был марксизм, разоблачавший его классовую сущность. Фашизм стал средством буржуазии остановить общественное развитие путем подавления классовой борьбы националистической диктатурой. В результате сложились следующие основные политические партии современности: коммунисты, социал-демократы и фашисты.
В точном соответствии с законами диалектики, которую они отрицали, фашисты одновременно заняли место старых домарксовых консерваторов с их ненавистью к свободе и либералов с их ненавистью к равенству, одновременно отрицая капитализм. С этой точки зрения фашизм не является правым или левым движением ни по шкале равенства, ни по шкале свободы. Взаимные определения правых и левых – явление современного общества. Фашизм находится вне современности, это попытка совместить докапиталистические общественные формы и материальные достижения модерна. Поэтому если мы попробуем отнести солидаристов с их ненавистью к марксизму и почитанием традиции к правым или левым, у нас ничего не получится. Они вне этой градации.
С уважением Сергей