От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 05.08.2008 11:35:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Северо-Запад; Версия для печати

Lire Капустян!!

отрывки
>>>
http://www.situation.ru/app/j_art_712.htm

...
Прописные, особенно искусственно созданные «катехизисы», общекультурные императивы и связанные с ними нормы и «кодексы» могут перестать соответствовать нормам живой народной жизни.

«Мир состоит не из застывших объектов, а из процессов» (Ф. Энгельс). Концепция процесса проста, но не популярна именно потому, что представляет собой конструкцию, распростёртую не в пространстве, как объект, а во времени. Структура объекта окидывается одним взором, а структуры процессов надо воспроизводить во временном континууме.

К этому надо только привыкнуть. Дело это «наживное» [5, 6]. Процесс – это два набора. Первый набор – сумма объектов, с собранием которых начинаются изменения («вход»), а второй набор – сумма объектов, которые получились, когда изменения закончились («выход»).

Если мы можем замечать промежуточные между этими двумя наборами объекты, мы имеем како-то представление о структуре процесса. Простейшая школьная химическая формула Na + Cl = NaCl – пример записи процесса, а вовсе никакое не уравнение.

Чем хорошо такое представление? Тем, что, перебирая возможные наборы объектов на «входе» и на «выходе», мы можем получать все возможные наборы разнокачественных процессов, осмысливать их, решать, имеют ли они место в действительности, соединять и разъединять их на практике.

Прежде всего интересны процессы, у которых на входе всего один объект и на выходе – тоже один. Тогда перечисление процессов выглядит как матрица. Эту матрицу можно трактовать как матрицу процессов взаимодействия. Если мы знаем взаимодействия в некоторой предметной области, «мы знаем почти всё».

--------

И.П.Беляев & В.М.Капустян

П Р О Ц Е С С Ы И К О Н Ц Е П Т Ы
....
- физзарядка с её слегка невалидными движениями - это вовсе не мышечная, а глубоко интеллектуальная зарядка на весь день. Её роль - в очищении потока сознания, в постановке нужного для мышления мышечного тонуса;

- изнурительная каждодневная работа музыканта или его многочасовое "разыгрывание" за кулисами перед концертом есть работа глубоко интеллектуальная, связанная с освежением автоматизмов и, главное, - с нахождением своего русла в потоке мышечного сознания; именно в этом русле музыкант чувствует себя "в ударе", "в полёте" (Ich hab'n
Schwung!),"при деле" (I'm on drive now!);

- как ни красивы на первый взгляд естественные живые движения животных, а наблюдать за искусственными живыми творческими мыслящими движениями человека много интересней. В них всегда присутствует элемент эстетики, даже если мы не на сцене и даже если мы в уединении;

- упражнения йоги, статической гимнастики, аутогенной тренировки, приём мышечно-тонусных препаратов (алкоголь, чай, кофе, наркотики, лечебно-оздоровительные травяные настои и др.) приводят к целостному сдвигу потока сознания в пространстве живых движений человека - к измененному сознанию;

- чистота кожи влияет на состояние подкожной мелкодисперсной мускулатуры и благотворно влияет на поток сознания подобно стимуляторам, но без побочных эффектов; то же относится к закаливанию, солнечным и воздушным ваннам и т.п. воздействиям на кожу. А.Бергсон называл кожный покров человека "важным и загадочным органом"; например, известно [73], что если лягушке пересадить кусочек кожи со спины на живот, то прижившись, через некоторое время он дает реакцию на прикосновение такую же, как на спине.

- комплексная вибрационная обстановка мыслящего (и попросту живущего) тела человека чрезвычайно важна. Вредный длительно действующий вибрационный фон существенно изменяет локализацию (сдвиг) потока сознания. Сюда относится и сверхгромкая музыка. Она, между прочим, затрудняет трансмодальные аспекты мышления (Например, многие футболисты на упреки тренера при разборке игровых эпизодов заявляют, что "не видели мяча, так как трибуны сильно шумели".)

- вибротерапия, напротив, сходна по действию с препаратами, но не имеет побочных вредных эффектов. Кроме всего прочего она улучшает работу вентильной гемодинамической мышечно-сосудистой системы [2] Первые опыты вибротерапии провёл еще Никола Тесла;

- дыхательная гимнастика в первую очередь благотворно влияет не на физическое состояние упражняющегося а на его вербальное мышление, а через него и на мышление в целом;

- Любовь и Секс суть два редко пересекающиеся (по группам задействованных ансамблей мышц) типа потоков сознания. Именно здесь коренится физиологическая ошибка трактовки Фрейдом любви через сублимацию секса. Ничего подобного в реальности нет. Сенсомоторные механизмы уподобления предмету любви одни, а уподобления предмету сексуальных притязаний - другие. Конечно бывает, что поток сознания по уподоблению носит комбинированный составной, слегка пересекающийся в этом смысле характер. Но это крайняя редкость у индивида. А так как индивидов двое, то это - редкость в квадрате. Лишь немногие счастливцы при комплекте всех четырёх сенсомоторных уподоблений в одной паре "сгорают", а также и буквально горят в костре любви и секса (на двойное уподобление потребны и божий промысел, и способности, и двойные энергозатраты);
- поразмышлять о пользе и механизмах действия на поток сознания русской бани и финской сауны мы предоставляем читателю.
- весьма распространен в изобретательской среде прием поиска нового решения через "мышление руками" - перебор вариантов на множестве имеющихся под руками компонентов; множество навыков человека также "запоминают руки": попробуйте сходу вербально воспроизвести последовательность действий при завязывании шнурков или галстука.
- будущее человека - не гомункулюс с огромной головой и тщедушным телом, не постепенная утрата им мышечной ткани, а дальнейшее усовершенствование всей её массы как одного из органов мышления. Бергсонова "память тела" отнюдь не фикция. ( "Голова профессора Доуэля" может быть и прожила бы день-два, но к концу недели идиотизм её стал бы очевиден).
Homo futurus научится лучше использовать, в первую очередь, 1000 своих крупных скелетных мышц, но попутно будет всегда помнить о величайшей роли в мышлении всех остальных - мелких мышц и их ментальных микродвижений. Человек уже сегодня должен научиться жить с постоянным чувством "мышечной радости" как в баллистическом, так и в ментальном плане. В здоровом теле - здоровый дух. В этом - бездна смысла. (Недаром современное Человечество возродило Олимпийские игры; спорт становится определяющим для жизни миллионов людей, а иногда результаты футбольных матчей - причиной войн).
В том, что мы сказали есть, конечно, элемент новизны, но прототип идеи в целом находим уже у И.М. Сеченова:
И.М. Сеченов.: "...все качества внешних проявлений мозговой деятельности суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта механического. С этим не может не согласиться даже самый заклятый спиритуалист ...и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения ... Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным как и исходным фактором является мышечное движение."
Мы всего лишь ... достаточно серьёзно отнеслись к последней цитате.
Но перейдём к формулировке главной мысли, которая вынесена в название пункта и у которой нет-таки прототипа. Итак, жизненно важная система искусственных, возбуждаемых второй сигнальной системой микродвижений (мышечное мышление в целом) суперпозиционно наложена у человека, на движения животные. Но не только. Дело зашло гораздо дальше суперпозиции.
Эта наложенная искусственная структура "научилась" (с помощью второй сигнальной системы) перекраивать весь субстрат живого (животного) движения, превращать его в фоны и автоматизмы, в материал из которого строит весьма и весьма сложные неестественные движения, к числу коих относится самое неестественное и самое высшее по форме движение - мышечное мышление. Чтобы не быть ложно понятыми, зададимся вопросом: "У каких животных человек мог бы подсмотреть и заимствовать идею прыжка с шестом, скоростного спуска на горных лыжах или сложных каскадов в фигурном катании". Современный спорт, балет, танец - это ловкость, это двигательное творческое мышление. От него рукой подать и до высоконаучной медитации. (Но и здесь заметим, что медитация эта не бывает без замысловатых движений. Известно, что у Гёте руки не знали покоя и вечно что-то ощупывали, прилаживались и т.п. - типичное "рукомыслие"; а Максвелл непрерывно играл с вещами.) Вспомним также альпинистов, водных туристов и прочих, получающих удовольствие от риска, от необычных мышечных, а в первую очередь от интеллектуально-мышечных упражнений. Какие секции наиболее популяpны на Физтехе ? Спелеологическая и альпинистская.
Становится физически понятна и роль медитации в восточной философии и теории познания. Поначалу ответьте на вопрос: могут ли познать тайны мироздания через медитацию ребёнок, подросток или даже молодой, но неопытный человек ? По-видимому, нет. Потому что у него нет опыта богатой, неосознаваемой мышечной жизни. Нет той неосознаваемой "ленты событий мышечной жизни", которую можно прокручивать через медитационное состояние, восстанавливая в сознании не уловленные в фактах ранее метафоры, аналогии, связи, возможно, уже зафиксированные и обобщенные в подсознании.(Хотя у многих двадцатилетних спортсменов нервная система пятидесятилетних).
Человек даже в плане наблюдаемых живых движений - существо искусственное и глубоко творческое. В этом и весь смысл метафоры Н.А.Бернштейна "повторение без повторения". В огрубленном ракурсе человек есть полностью и комбинаторно перестроенное животное; "животное наоборот" по Б.Ф.Поршневу. Но сделал это человек сам. Он - существо автокреативное, а не эволюционное. Эволюционным он был до того, как это случилось.
Почему и как он это сделал и в какие сроки, что его ждёт впереди? Примерно за последние 40000 лет. "Прозрачный", но всё же не высказанный намёк на то, "почему" и "как" человек это сделал и "что ждёт впереди", содержится в замечательной работе Б.Ф. Поршнева "О начале человеческой истории", которой как и "Капиталу" Маркса ещё предстоит стать интеллектуальным бестселлером XXI века. Оформлена мысль Поршнева в виде намека не потому, что времена были такие и книгу не пропустили бы, будь она откровенней. Нет, не только потому. Постижение этого намека по прочтении книги и сейчас производит в человеке глубокую психологическую травму. Очень тяжело осознаётся то, "от чего мы почти отделались" став людьми. Желающим знать рекомендуем первоисточник. Пересказ всегда в чём-то ложен.

Социально обусловленное строительство личности и связанные с ним инструменты трансформации физического "Я" нам представляются главными аспектами изучения и понимания физического "Я".
Э.В. Ильенков, анализируя процесс и методики Мещерякова-Соколянского по превращению рожденных слепо-глухими детей из беспомощных полурастений в деятельные личности с развитой мыслью и языком, пришел к выводу, что в этом процессе была та искусственная и объективно идеальная сложная операционная среда, в которую помещали детей с целью выработать у них сначала элементарные, а затем и более высокие потребности и соответствующие трудовые навыки (способности удовлетворять потребности). Следует добавить, что такие дети, лишенные возможности реализовать уподобление и подражание, имеют всё же всю необходимую морфологическую наследственную "оснастку" мозга в плане второй сигнальной системы. Задача воспитателей - активизировать её через оставшийся узкий сенсорный канал (обоняние, осязание, кинетостатику, проприоцептивную систему) и "привить" (через труд, включающий способы влияния на другие личности!) личность в человечий мозг.
Усложняя операционную среду, воспитатели слепо-глухих детей формировали у них восходящую пирамиду-иерархию <потребностей-способностей> и только ближе к вершине этой пирамиды приступали к формированию потребности-способности к языку, воображению, фантазии и понятийному мышлению.
Мы здесь говорим о пирамиде, а не о плоском древовидном графе потому, что третье измерение позволяет для каждой из вершин выстроить ещё и набор (множество) альтернативных ей. Альтернативность - закрепление множественности вариантов возможных ситуаций (элементов ситуаций) и соответствующих им операций (действий). Чем больше накоплено альтернатив, тем богаче вариативность и тем выше шанс скомбинировать более адекватные решения жизненных проблем, стоящих перед индивидом.
Ильенковым Э.В. совершенно определенно заявлено, что все известные в мире попытки двигаться в обратном направлении, то есть сначала "прививать" слепо-глухим языковые понятия (вторую сигнальную систему), "воспитывать" мышление, а затем вводить слепо-глухих в сложную операционную среду, потерпели крах. Язык и мышление не прививаются, минуя труд-работу физического "Я". Не на что прививаться.
Следовательно, <сложная операционная среда> как феномен, как объективное идеальное доминирует по отношению к феноменам <мысль> и <язык>. Это на вынужденных человеческих "препаратах" показано в плане онтогенеза. Это же, видимо, справедливо и в плане филогенеза, то есть по отношению к Человечеству в целом.
Более того: можно утверждать, разработанные Мещеряковым и Соколянским методики воспитания слепо-глухих по сути дела разрешают проблему формирования искусственного интеллекта, правда, на природной, а не искусственной среде.


....

1.4. Центральные рабочие процессы систем

Мы используем здесь идею-прототип, вынесенную из семинаров российского исследователя, конструктора и концептолога С.П. Никанорова, но реализуем ее "в другом идеоцикле", то есть в нашей интерпретации. Мы не имеем возможности дать ссылку на публикацию, так же как не знаем, опубликована ли идея в печати. В связи с чем ответственность за модификацию, возможные искажения и обеднение идеи-прототипа лежит целиком на нас.
Речь пойдет не совсем о процессных описаниях систем, а о способе представления сведений об анализируемой реальной системе в максимально экономной и понятной форме.
Мы уже знаем, что в жизненном цикле системы всегда есть характерная фаза активной жизни системы. Теперь надо уточнить это понятие дополнительным. Это понятие - "центральный рабочий процесс системы".
Утверждается, что любая система искусственная ли или естественная имеет в своей процессной сердцевине такой процесс, который:

а) может быть описан лишь в терминах объективных событий,
б) может быть описан лишь как "натуральный процесс", имеющий натуральные, например, физические характеристики (набор обнаруживаемых в процессе и измеряемых физических величин вместе с их точными параметрами),
в) не может быть элиминирован в системе без того, чтобы система не утратила смысл, целостность и реализацию,
г) не может быть вытеснен из системы физическим процессом-заменителем без того, чтобы система не стала по-существу качественно иной, хотя бы и продолжала "называться" прежним именем.

Понятно, что так данное нами определение носит негативный характер и тем самым несовершенно. Но для эмпирических рассуждений этого достаточно, если обратиться к примерам.

АВТОМОБИЛЬ. ЦРП - перевозка грузов и/или пассажиров,
ХОЛОДИЛЬНИК. ЦРП - поддержание заданной низкой температуры в хо лодильной камере,
РЕСТОРАН. ЦРП - качественное кормление клиентов,
ПТИЦЕФАБРИКА. ЦРП - получение товарных яиц,
ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ. ЦРП - обеспечение устойчивой связи абонентов,

Мы видим, что для выводов или действий по аналогии понятие центрального рабочего процесса вполне пригодно. Поняв намёк на смысл на примерах, можно успешно искать и находить центральный рабочий процесс в других анализируемых системах.




5.1.2.Понятие процесса

Этот раздел аналогичен разделу 1.5, и теми, кто его прочел, может быть опущен.
Перечислим ряд синонимов понятия "процесс". Это: движение, превращение, переход из одного состояния в другое, поток событий, изменение, и много других. Однако, необходимо формальное определение процесса.
Под процессом будем понимать ориентированную тройку , где:

I - набор необходимых и достаточных входных объектов; этот набор называется входом процесса, а любой объект набора - компонентой входа,

O- набор необходимых и достаточных выходных объектов; этот набор называется выходом процесса, а любой объект набора - компонентой выхода,

P - превращение входного набора в выходной набор объектов.

Следует сделать оговорку о том, что речь идет исключительно о воспроизводимых процессах, то есть, если к определенному моменту времени обеспечен набор входных объектов, то неизбежно срабатывают причинно-следственные связи и через некоторое время t возможно зарегистрировать набор выходных объектов. Под "обеспечением" понимается появление необходимых и достаточных объектов как выходов некоторых предшествующих процессов. Время t(I,P,O) называется длительностью процесса.
Конечно, в смысле данного определения наблюдается некоторый дуализм: процесс определяется через два набора объектов, а объекты обеспечиваются как выходы других процессов. Иначе говоря, объекты появляются в сечениях между процессами, а процессы соединяют во времени пары наборов объектов.
Отметим, что объекты - пространственно-определенные сущности, а процессы - время-определенные сущности. Процессы тождественного преобразования наборов объектов во времени (I=O) называются процессами сохранения. Их существование чрезвычайно важно для обеспечения воспроизводимости процессов.

На рис 1.2 (5.1) дана принципиальная схема "процесса".



...
Итак, в отличие от понятия "объект", понятие "процесса" всё ещё не вошло достаточно прочно в формально-научный лексикон. Кроме значка стрелки нет знаковых средств для нотации процессов - как простых, так и сложных. В данной работе использована заимствованная из школы С.П.Никанорова простая символика: квадраты - для обрамления описаний объектов, овалы - для обрамления описаний превращений, стрелки - для соединения набора начальных объектов (компонентов) с превращением, переводящим начальный набор в набор выходных объектов. Всё вместе образует символьную конфигурацию, называемую процессом. В эти графические обрамления можно помещать любые выражения и знаки как на естественном языке, так и графику и формулы. В этом смысле концепция процесса позволяет структурировать естественный язык как и другие выразительные средства

...
...

Рассмотренные темы имеют свою драматическую предысторию. Многие инженеры ещё помнят кратковременный, но бурный "сетевой бум", который прокатился по всему миру. Его вызвал известный метод ПЕРТ-КОСТ наглядного структурного представления планов сложных мероприятий. Было две его версии - французская и американская. Различие между ними было в том, что во французском ПЕРТе главным элементом изображений было событие (точка сети), а в американском - процедура, работа (стрелка сети).
И то и другое было неудобно, хотя сети, построенные в одной версии, легко формально преобразовывались в сети другой версии. Мировая инженерная общественность не приняла и так и не осознала той простой идеи, что события и процедуры надо было бы объединить в "синтетической версии ПЕРТа" под эгидой понятия "процесс". Тогда не надо было бы никаких преобразований сетей, они стали бы наглядными двудольными графами, а все их критериальные характеристики обрели бы законную естественность.
Этого не случилось, хотя предложения были. В частности, на этом тщетно настаивал российский системоаналитик и концептолог С.П.Никаноров. В СССР в 60-е годы под руководством П.Г.Кузнецова и с участием С.П.Никанорова были созданы универсальные жестко регламентированные системы управления разработками: СУР, СКАЛАР, СПУТНИК, в которых, между прочим, были преодолены недостатки ПЕРТ и был сделан гигантский шаг вперед в понимании организационных процедур и процедур принятия решений. Единственное, чего не было в формализмах и регламентах этих систем - явно организованной работы с альтернативами. (Есть сведения, что о советских разработках в то время было доложено Роберту Макнамаре и Дж. Хитчу - разработчикам системы PPBS. Можно также предположить, что идеи, положенные в основу систем СУР, СПУТНИК и СКАЛАР, были адаптированы в разработке в США системы SADT [53]). Вскорости к названному фактору добавились (по анонимному доносу!) подоспевшие трения разработчиков с властями, вплоть до преследований.
По этим и, видимо, некоторым другим значительным причинам, которые нам до конца не ясны, системы СУР, СПУТНИК и СКАЛАР не получили массового признания и применения. (Единственная удачная работающая система, АС-КОНТРОЛЬ-2 - автоматизированная система контроля решений правительства Москвы, которая была разработана на базе "ослабленной" и специально скрытой методологии названных систем во многом благодаря участию видного хакера В.М.Семерикова, исправно функционирует уже около 20 лет и, кажется, в совершенствовании не нуждается.).
Может быть, сказалась и жесткость организационных регламентов СУР, СПУТНИК и СКАЛАР, может быть, - слабость тогдашнего математического обеспечения, отсутствие чёткого социального заказа.... Тогда эти системы "не пошли". Нет сомнения, что в новых условиях эти системы как прототипы в ближайшее время будут использованы для создания новых мощных поколений систем исследования и организационного управления. Авторы полагают, что помещенный ниже материал будет оценен как молодым инженерным миром, так и теми, кто ещё помнит "сетевой бум", как маленький шаг в этом направлении.
---------

Беляев И.П. & Капустян В.М.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ


В методике, претендующей на системность, не должна игнорироваться физическая специфика экземпляров и образцов анализируемого семейства объектов. Более того, физический критерий должен быть таким, чтобы можно было количественно сравнивать качественно разнородные факторы.
Чтобы ещё раз подчеркнуть актуальность обсуждаемой методики, вспомним те вопросы, которые невольно возникают у каждого специалиста, когда он знакомится с формулировкой конкретной цели:
- почему именно такая цель?
- как сформулировать ещё хотя бы одну эквивалентную по эффекту цель, но качественно отличную от этой?
- как проводилось сравнение множества эквивалентных целей и проводилось ли? по какому критерию к финансированию выбрана данная цель?
- не конвенциональна ли она, не приведёт ли при молчаливом согласии "заказчика" и "подрядчика" к пустой трате средств налогоплательщиков?
Процесс формулирования и выбора целей развития конкретного семейства объектов должен перестать быть полустихийным и полукелейным или просто зависимым от умения специалистов вести схоластический неконструктивный спор. Он должен стать явным и "прозрачным", когда указывают, из какого множества близких по возможному эффекту целей выбрана каждая цель данного проекта и почему. Аргументация в целеобразовании должна стать в значительной степени подтверждаемой численным расчётом.
Выработка нового знания на фазе целеобразования должна стать предметом пусть и небольшой, но точной теории, которая подкрепит изобретательность и профессиональную уверенность тех, кто формулирует темы целей и сами цели развития.

Центральное превращение
Центральное превращение, или центральный рабочий процесс, - это аналитическое понятие, отражающее инвариантную сущность систем данного семейства, их основную полезную функцию. В каждой конкретной системе этому понятию соответствует реальный физический процесс с однозначно определимыми и измеримыми характеристиками. Этот процесс должен обязательно осуществляться, когда система выполняет своё назначение.
Так, в радиоприёмнике это детектирование, в передатчике - модуляция, в прядильной машине - скручивание волокон в нить, в ядерном реакторе - распад ядер топлива, в МГД-генераторе - генерация ЭДС в элементарной трубке тока в скрещенных полях: магнитном, электрическом и поле скоростей рабочего тела и т.д. Для технических систем машину выделение и описание центрального рабочего процесса не представляет больших трудностей и не требует много времени. В самом деле, если бы в этом не разобрались, так и машину бы не построили.
Когда перед нами конкретная машина, можно подсчитать чистую (теоретически предельную) производительность её центрального рабочего процесса. Например, зная кинетическую энергию рабочего потока в МГД-генераторе и учитывая предельный КПД преобразования, всегда можно оценить сверху мощность генератора. То же самое можно сделать для ядерного реактора на быстрых нейтронах, то есть рассчитать выделение мощности в активной компоненте и т.д.

....


Подчеркнем характерный дрейф взглядов практически работающего и живущего на доходы от этой деятельности аналитика от документов к анализу процессов, что неизбежно должно подвести к анализу деятельности организации на основе выявления центрального рабочего процесса и подходу к информационному анализу как к анализу обеспечивающих ЦРПС информационных структур.
Закостеневшая практика тоталитарного руководства, полностью устранявшая представление о деловой активности, новизне и т.п. и потому при "системном" рассмотрении ограничивавшаяся рисованием "организационных структур" и ничего не знавшая о процессах, под влиянием иностранной моды сменилась новой терминологией: бизнес-процесс, деловая активность, менеджмент и т.п. Между тем в отдельных отечественных разработках всё это было сделано гораздо ранее, но общими стараниями благополучно забыто.
Казалось бы, новая область должна повлечь освежение методов "системного" рассмотрения, но, как видно, до этого далеко. Как раньше не задумывались о том, что заставляет рисовать оргструктуры и что потом с ними делать, так и теперь не задумываются о том, что позволяет начать рисовать потоки, диаграммы и т.п. А что с ними делать - это ясно уже из рекламных завлечений: положить в основу управления ростом и развитием организации. Но как? Пока это - фигура умолчания, не более чем декларация.
Увы, мало кто знает, а тем более предметно использует понятие центрального рабочего процесса системы. Это и ранее было непросто выявить и формально отразить на схеме ЦРПС. Достаточно сказать, что системный анализ неудачи автоматизации деятельности МГК КПСС (1987-88гг) показал, что корни этого в том - что МГК просто не имела своего ЦРПС (кроме деклараций своей нужности и идеологизации всего и вся).

Увы, это касается и современных быстро растущих компаний, поначалу бывших "семейными предприятиями", затем выросшими в фирмы с тысячами сотрудников. Большая их часть либо вовсе не имеет центрального рабочего процесса: либо не осознаёт его.У них поменялась сущность, тип ЦРПС, а ими пытаются управлять и автоматизировать как "семейные". Или надеются на автоматическое решение всех проблем на базе внедренной стандартной "бизнес-модели".
Существует взгляд на системный анализ как на формализованную методологию здравого смысла. Здравый смысл предполагает умение вовремя и правильно задавать вопросы. Собственно, как иначе получить сведения о предметной области? Или изучать литературу, или профессионально поработать в данной предметной области, или - задавать вопросы специалистам.
умение задавать вопросы должно сочетаться с четкой прагматикой деятельности системного аналитика. Основной вопрос - "каков основной результат деятельности исследуемой системы?" и какой процесс приводит (должен приводить) к его получению?. По мере же выстраивания схемы центрального рабочего процесса системы входящие в его состав превращения расщепляются на творческую и рутинную компоненты.
* * *
Таким образом, в основе проектирования информационных систем должно лежать выявление, описание и структуризация центрального рабочего процесса системы и соответствующих обеспечивающих процессов. Поскольку мы определили процесс как тройку - "вход - превращение выход", то структура, описывающая центральный рабочий процесс и обеспечивающие, состоит из таких типовых троек, которые можно графически представлять как связки
I - O
где множества элементов как входов, так и выходов представлены элементами фундаментальных классов объектов Re, Im, Inf

....

------------

большая просьба через месяца полтора -два подготовиться к разговору по теме "процессной" методологии

напоминаю - основа эта работы В.М.Капустяна, а у того - центральные определения С.П.Никанорова


>
боюсь,указанный ранее ресурс то ли временно то ли еще по какой причине недоступен

> http://rema.44.ru/resurs/
>
>