|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Павел Чайлик
|
|
Дата
|
09.07.2008 21:58:38
|
|
Рубрики
|
Душа & тело;
|
|
Re: Вопрос.
>На счет актуализации различных участков мозга и его освоения мышлением.
>Наверное должны наблюдаться какие-то различия в активности различных участков мозга у представителей культур, отличающихся иероглифической и буквенной письменностью.
>И тем более для людей, чтение не освоивших вовсе.
Да, вероятно такие различия возникнут - слово это звуковая запись понятия, иероглиф — зрительная, так что при чтении одного и того же текста, но по-разному записанного должны работать разные участки. Еще раз подчеркну — не культура определяется тем, какие участки будут включены, что в в свою очередь определяется не генетически — в здоровом мозге они все могут включены любые участки — а наоборот, способ интериоризации определяет каким образом данная деятельность и соответствующая её символическая система будет отражена в нейрофизиологических процессах. И вообще, появление такого мощного инструмента изучения нейрофизиологических процессов как томография открывает широкие перспективы новых исследовательских программ. Было бы интересно повторить в сочетании с непрерывной томографией все эти многочисленные эксперименты, выявляющие становление мышления у ребенка, переход мышления от предметной формы к символической, посмотреть как этот процесс отражается в функционировании мозга, сравнить с тем же самым процессом у дефективных детей, где интериоризация идет обходными путями, сравнить с работой необратимо поврежденного мозга или мозга животных, т.е. там где интериоризация невозможна, наконец посмотреть на работу тех же участков. но в качественно иных видах деятельности.
>И вопрос. А могут ли "поменяться ролями" правое и левое полушарие?
Тут надо уточнит в каком смысле «поменяться ролями» - изменение физиологических функция вряд ли возможно, а вот вопрос может ли одно полушарие взять на себя обеспечение высших психических функций, реализуемое другим довольно интересен. Тоже можно было бы интересно предложить эксперимент, где деятельность с образами перекодируется словесными операциями или наоборот и таким образом полушария меняются функциями.
Кстати (на случай если Россию аннексирует Китай :)), если научить детей разговаривать не только словами, но и иероглифами ( допустим маленький ребенок будет не только показывать пальчиком называемый предмет. но и обводить пальчиком его иероглифическое написание), то возможно и возникнет эффект, когда за реализацию речи будут отвечать оба функционально различных полушария (а дети будут знать сразу два языка).