От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 22.04.2008 11:43:10 Найти в дереве
Рубрики Наука & природа; Экономика & финансы; Версия для печати

Re: к теме. "Наука о науке" (учебный курс. 40 вопросов со шпорами)

>>
>
>


такое впечатление,что дистобуч. Студенты учатся по советским учебникам и пособиям. Пример

>> А теория тогда это что?

Я Вас сейчас порадую. :-))

1. Это диалектический переход от практики, эксперимента к гипотезе, а от неё и к теории.

2. "Это качественно своеобразная форма истинного научного знания, существующая как некоторая система логически взаимосвязанных предложений отражающих ("описывающих") существенные, т.е. закономерные, общие и необходимые внутренние связи той или иной предметной области". В.А.Штофф>>

http://www.fakultet.net/forum/index.php?showtopic=141&pid=2437&mode=threaded&show=&st=&#entry2437
Ответы на первые 6 вопросов. Чуть попозже добавлю еще.
(1)Определение науки
...

2) Наука как система знаний
1. Отличается от обыденного знания. Обыденное знание ограничивается нахождением фактов. Научное знание – обоснование фактов.
2. Наука – систематизированное знание. Однако не каждое систематизированное знание является научным.
3. Научное знание – логически организованная система. Т.е. научное утверждение находится в логическом порядке.
4. Относительная адекватность отражаемому объекту, т.е. в научном знании имеется объективная истина, не зависящая от человека.
5. Научные знания дают возможность предсказать ранее неизвестные факты и явления на основе законов и теорий
6. Особенность состоит в том, что цель научных знаний – раскрытие сущности изучаемых явлений.
7. Надежность и проверяемость научных знаний
8. Научное знание выражается и фиксируется в языке науки.
(3) Научная деятельность и ее особенности
Научная деятельность – умственный труд, отношения складывающиеся в ходе этой деятельности и которые характеризуют её, могут быть проанализированы и поняты если рассматривать научную деятельность в системе духовного производства.
1. Новизна и оригинальность.
2. Уникальность и неповторяемость.
3. Вероятностный характер и риск.
4. Всеобщий труд. Определяется тем, что любое изобретение основывается на использовании труда предшественников. Возможности для обмена информацией.

(4) Движущая сила науки
Наука и потребности практики.
Знания развивается от элементарного знания к глубоким основаниям бытия. Существует ли тенденция развития науки? На этот счет есть много точек зрений. Не связано ли оно лишь с личностями, не имея независимого характера? Конечно, личные качества индивида очень важны, но нельзя впадать в крайность. Каждый ученый опирается на предыдущие знания, на соратников. Значительные ученые видят дальше и глубже обычных людей. Вообще, творчества в науке мало, в большей степени это рутинный труд – 95%.
Подходы: 1. Экстерналистский - воздействие внешних факторов (Бернал)
2. Интерналистский - внутренние закономерности (Койре).
Выбор направления исследования
Выбор осуществляется исходя из потребностей общества (объективных возможностей). Исследования, которые не имеют практического применения, очень быстро забываются. Наука развивается в соответствии с требованиями, потребностями. Изолированных наук не существует, т.к. при развитии одной отрасли присоединяются и другие. Наука, разрабатывающая новую идею, стимулирует другие науки (связанные с ней).
Взаимосвязь технических и общественных наук: базис и надстройка. Развивается базис – меняется надстройка. Производственные силы и производственные отношения – появляются новые науки, изучающие новые отношения. И наоборот: законодательство может стимулировать производственные отношения, что в свою очередь может влиять на производственные силы.
Внутренняя логика развития науки.
Новые научные направления возникают не только по причине потребности. Есть и собственная логика. Развитие отрасли знаний ведет за собой развитие ответвлений. Существуют отрасли, не используемые на практике, но они не бесполезны, они создают задел. (Менделеев – таблица – практическое использование позже). Эти примеры – потенциальная сила науки. Внутреннее развитие при отсутствии потребности. Есть законы внутреннего развития науки: логическое развитие, от простого к сложному.
Познание сущности явлений и осмысление процессов, на основе чего – развертываются новые идеи. Факты –> гипотезы –> теории на основе проверки гипотез: логика процесса познания. Логика – наука о законах мышления, пронизывающая все науки. Присутствует и в интуиции. Интуиция и логический анализ – две неразделимые стороны процесса познания. Внутренняя логика развития науки в преемственности, т.е. на базе знаний предшественников. Ускорение науки: изложение Ньютона, а не первоисточник. Это обезличивает научные достижения. Например, создателем кибернетики считается Винер, но он бы не создал ее без предшественников. Наука не просто отражает процессы. Главная задача – предвидеть (важно в логике развития науки). Что первичнее: наука или техника? Одной стороны, техника не может развиваться без науки. Хотя есть самоучки, их изобретения вне логики развития. Но и наука зависит от техники. Во-первых, техника дает задачи, во вторых, является материальной базой. Развитие науки, ее движущие силы могут ускоряться/замедляться в зависимости от экономических условий. Капиталистический способ производства имеет факторы, которые и замедляют, и ускоряют. Социальные условия: есть серьезные стимулы и барьеры. Но это не влияет на глубинные движения научных знаний.

Наука в истории общества
(5) Возникновение науки
...
(7) Наука при капитализме.
К концу 17 века образовалась почва для нового способа производства. Буржуазные Англия, Голландия стали привлекать средства для получения прибыли. Но производство ручное, кустарное. Социальные предпосылки: освобождение от феодальных предпосылок, рост рынка. Растущие свободы в области промышленности стимулировали инвестиции -> изобретение: паровая машина -> снижение себестоимости, повышение прибыльности. К концу 19 века – позитивная роль науки, первые промышленные области, которые возникли не из потребности практики, а из развития науки (химия, электрика). Необходима подготовка кадров: создание промышленно-исследовательских лабораторий, университетских лабораторий. В науку было выгодно идти, т.к. научные работники ценились. Прогресс шел по применению механического оборудования: насосы, выкачивающие воду и шахт. Теплота и энергия. 1765 – конденсатор, увеличение КПД, улучшение паровой машины. Эта машина – универсальный источник энергии. Создание первого паровоза (Стэфондсон). Закон сохранения энергии. Машиностроение и металлургия. Торжество машины, взаимодействие между наукой и потребностями потребителей. Революция в конструкции машины. Изобретение совершенной машины – дело инженеров. Двигатели внутреннего сгорания – для автомобилей, паровая турбина – для судов. Изобретения в области обработки металла. Раньше требовался древесный уголь. Теперь – кокс. Век стали. Она вытеснила дерево. Физика. Электричество и магнетизм. 1820 – открытие электромагнита. Элекро-магнитная теория: свет – это волны, шаг к открытию телеграфа. Ампер, Ом. Фарадей: электричество – магнетизм в движении. Телеграф. Радио. Первая наука, пример превращения опытов в промышленность. Химия. Лавуазье: «Все явления в химии могут быть систематизированы. Из серии самостоятельных опытов в теорию. Все хим. элементы состоят их атомов. Закон соединения элементов связан с атомными весами. Используется химия в химической промышленности, красители. Биология. Развитие медицины. Развитие с/х от классификации всех видов растений (Линней). Ламарк и Дарвин объяснили механизм выделения новых видов, развитие жизни на земле на основе естественного отбора. Шлейн и Шванн – клеточная теория. Хим. удобрения , медицина. 20 век. Физика. Открытие рентгеновских лучей, радиоактивность, квантовая теория Планка. Специальная и общая теория относительности (Эйнштейн). На основе физико-химических наук – авиация. Космическая промышленность. Бензин, пластмасса. Движущая сила – потребности практики. Мотив – получение прибыли.
История общественных наук. Обряды, мифы – систематизация знаний об обществе, римское право – религия - утопия, марксизм + масса других теорий.

(8) Периодизация истории науки
Существует множество интерпретаций.
...

12. Интеграция и дифференциация наук

Мир многообразен и человек на протяжении всей своей истории постоянно сталкивается с разными проблемами, которые ему приходится решать. Наш мир един и познавая этот мир, а значит, каждый раз решая новую и новую задачу, человек как бы разрывает его на части: чтобы познать мир в целом, его нужно познать частями. Приобретая всё больше и больше знаний уже невозможно охватить всю картину миру нужно изучать его частями. Долгое время науки были объединены. Первый этап, последовавший на пути развития – это дифференциация наук: раздел по объектам исследования (кстати продолжается до сих пор). Также, наравне с процессом дифференциации существует процесс интеграции – т.е. есть проблемы, которые можно (или эффективнее) решать сообща. В современном мире дифференциация нужна, т.к. это позволяет углубить знания в конкретной области, а интеграция для ещё большего познания предмета с использованием инструментов других наук. Астрофизика – пример интеграции наук. Биология разделилась на зоологию, анатомию и др. – это пример дифференциации.

Дополнить из своих конспектов
...

14. Предмет и структура науковедения

Последние годы среди философов есть интерес и желание изучить определение науки и следовательно появляется науковедение. Торбинский предложил назвать эту науку «наука о науке», но всё же прижился термин «наукоаедение». Бернал основоположник современного науковедения – «Общественные функции науки». Предмет науковедениея ещё до конца не выявлен. К его определению есть два подхода: 1) Кедров и др. – науку исследуют как особую форму познания и специфический вид общественной деятельности. 2) Добров (представитель киевской школы науковедения) - предметом является организационная структура науки, которая создаётся с целью практического решения задач. Научный потенциал.
Недостатки подходов: У Доброва наука организуется как информационный процесс. Некоторые науки требуют иной подход – скажем психология. У Кедрова этой проблемы нет, однако наблюдается плохая связь с практикой.
Науковедение представляет собой комплексное исследование закономерностей развития и функционирования науки с целью повышения эффективности научной деятельности с помощью средств экономического, организационного, социального воздействия.
Структура науковедения. Структура науковдения включает в себя шесть структурных элементов. 1) Методология научного познания (исследует методы научного творчества); 2) Социология науки (исследует взаимодействие науки и общества в различных экономических формациях, социальной функции науки, социального отношения людей); 3) Экономика науки (исследование действия экономических законов в сфере науки); 4) Планирование и управление наукой; 5) Психология науки (исследование психологических факторов (интуиция и др.); 6) История науки (раскрытие логики накопления знаний).
...
http://www.fakultet.net/forum/index.php?s=13731fb25669ed92e87516c84e76041d&showtopic=141&pid=2437&mode=threaded&show=&st=&#entry2437
--------------------
15. Эмпирический и теоретический уровень научного познания (нп).

Эмпирический и теоретический уровень нп – это некие две ступени. Первая ступень включает в себя логическое мышление. Т.к. практическое исследование проводится не стихийно, а на основе теории, то значит в нём есть логика. Короче говоря в эмпирическом исследовании без логики не обойтись. Есть проблема: что относить к теории, а что к эмпирическому исследованию. Теоретическое знание – знание о сущности. Эмпирическое – знание о явлении. Эмпирическое знание – первая ступень научного познания.
К эмпирическому уровню относится: приёмы и методы, а также формы научного познания с помощью которых обеспечивается накопление, группирование и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания (наблюдение, научные факты и т.д.). К теоретическому уровню относятся: виды и методы познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объектах, законах и других существенных, т.е. общих и необходимых связях и отношениях в объектном мире (теория, мыслительная модель, научные идеи, гипотезы и т.д.).

16. Методы эмпирического исследования

1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Сознание не синтезирует чувствительный образ. Многое основывается на прошлых наблюдениях. Человеку нужны интерпретации, которые создаются с помощью теории. Интерпретации отделяют существующие факты от несуществующих. Наблюдение должно информировать об объективных свойствах. Результаты наблюдения должны быть зафиксированы многими людьми, но это не панацея, т.к. многие взгляды также могут оказаться ошибочными. Наблюдение может ставится под сомнение. Существуют и косвенные наблюдения: процессы в области атомной физики, молекулярной биологии, где для наблюдения используется специально сконструированная аппаратура. Существует 3 основные функции наблюдения: 1) обеспечение эмпирической информации; 2) проверка гипотезы, которую невозможно осуществить другими методами; 3) в терминах наблюдения осуществляется проверка полученных в ходе теоретических исследований результатов.
2) Эксперимент – это такой метод эмпирического исследования, при котором учёный воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств с целью получения необходимой информации о свойствах или особенностях этих объектов или явлений. Особенность этого метода – обеспечивает возможность активного воздействия на наблюдаемое явление. Эксперименты делятся на: физические, биологические, химические, социальные, экономические. Бывает прямой и модельный эксперимент. Прямой – предмет эксперимента сам объект, модельный – предметом является модель исследуемого объекта (дамба, самолёт). Есть ещё компьютерное моделирование. По методу и результату эксперимента различают: качественный и количественный. Прежде, чем поставить эксперимент нужно располагать общей идеей. Фактор, оказывающий существенное влияние рассматривается более пристально. Установление зависимость объектов – цель эксперимента. Эксперимент предполагает использование разнообразной техники.
3) Измерение – процесс нахождения отношения данной величины и другой, принятой за единицу измерения. Результат выражается непосредственным числом, а потому можно обрабатывать. Экстенсивные величины – длина, время, масса (объединение двух или более величин даёт арифметическую сумму). Интенсивные величины – не аддитивные – например температура. Здесь используются шкалы.
4) Научные факты. Использование научных фактов – базис теоретического знания. Факты – это события, явления, процессы и другие стороны объективного мира, которые вошли в познавательную деятельность человека, сделались объектом его научного интереса и оказались зафиксированными с помощью эксперимента или наблюдения. Факт: 1) объективно существующее событие; 2) описание на некотором языке. Отдельно существующие факты не являются достаточными. Необходима их систематизация. При этом систематизация на основе признаков – это классификация.


30) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Роль научного коллектива в выполнении научных исследований существенно возросла в последнее время по сравнению с ролью учёных-одиночек и будет увеличиваться и дальше. Если в начале ХХ века вклад учёных-индивидуалов в общий объём научной продукции составлял до 80%, то сейчас он составляет около 30%, а 70% научной продукции “дают” научные коллективы.
При совместной деятельности научных сотрудников и специалистов появляются дополнительные источники повышения эффективности научно-исследовательских работ, не сводимые к простой сумме усилий участников. Помогая друг другу, используя лучшие достижения отдельных участников, коллектив способен решать намного более сложные задачи, чем это сделали бы несколько разрозненно работающих учёных.
Для того чтобы коллектив, предназначенный для выполнения каких-либо тем, работал слаженно, чтобы каждый из участников точно знал возложенные на него задачи и конечную цель труда коллектива, необходимо правильно, на научной основе организовать управление этим коллективом.
Успех в реализации принципов управления научным коллективом в значительной мере определяется подбором, расстановкой и воспитанием исполнителей, стилем руководства, сбалансированностью рабочих мест, моральными качествами руководителя и психологическим климатом в коллективе.
Так как эффективное управление научным коллективом предполагает полную сбалансированность рабочих мест, это означает, что этим местам должны приписываться только те функции, которые обеспечены средствами, необходимыми для их исполнения. Права и обязанности при этом должны быть взаимно уравновешенными, т.е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом и каждое право должно осуществляться только при наличии определенной обязанности.
При выборе методов и средств управления научным коллективом серьезное значение имеет его численность. Когда в непосредственном подчинении оказывается более семи или восьми человек, руководитель начинает испытывать определенные трудности в процессе управления.
Успех в деятельности научного коллектива во многом зависит от соблюдения следующих принципов организации работы с людьми.
Принцип информированности о существе проблемы. Любое полезное нововведение может быть воспринято позитивно и даже с энтузиазмом, если членам коллектива станет ясно, какие производственные или социальные задачи будут решены в результате их работы.
Принцип превентивной оценки работы заключается в соответствующем информировании сотрудников для исключения отождествления ими временных затруднений с отрицательными последствиями самого управленческого мероприятия.
Принцип инициативы снизу. Работа выполняется значительно быстрее в том случае, если информация о предстоящей работе войдёт в сознание непосредственных исполнителей как дело полезное и нужное, как самим работникам, так и обществу.
Принцип тотальности. Работники всех звеньев, на которых прямо или косвенно окажет влияние новое задание, должны быть не только заранее проинформированы о возможных проблемах, но и привлечены к участию в их решении.
Принцип непрерывности деятельности. Завершение одной разработки должно совпадать с началом разработки следующего задания, которое может усилить возможность первой разработки или же придет к ней на смену.
Принцип перманентного информирования. Руководитель научного коллектива должен систематически информировать всех сотрудников коллектива как о достигнутых успехах в решении задачи, так и о трудностях, проблемах, срывах.
Принцип индивидуальной компенсации. Руководство должно учитывать особенности ценностных ориентаций людей, их потребностей и интересов.
Принцип учёта типологических особенностей восприятия инноваций различными людьми. Как показывают результаты исследований психологов, всех людей по их отношению к новым заданиям и нововведениям можно подразделить на рационалистов, нейтралов, новаторов, энтузиастов, скептиков, ретроградов, консерваторов. Учитывая эти индивидуальные особенности характеров, можно целенаправленно влиять на работников, формируя их поведение, способствующее эффективной деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что в совместной деятельности научных сотрудников, специалистов и других работников выделяются дополнительные источники повышения эффективности научно-исследова-тельской работы, не сводимые к простой сумме усилий участников.

33) Наука и политика
Взаимоотношения между политикой и наукой существовали издревле. В прошлом проблемы, связанные с отношениями между наукой и технологией, с одной стороны, и политикой - с другой, непосредственно касались лишь ничтожной части населения и выражались только в конфликтах между отдельными учеными и некоторыми политиками. Достаточно назвать Архимеда, Лавуазье, Галилея, Галуа, Николая Вавилова... чтобы показать, насколько эти трудности реальны, разнообразны по своей природе, но в то же время имеют чаще всего ограниченное влияние на народные массы.
Сегодня положение изменилось в силу целого ряда факторов: масштабы научно-технического прогресса, широкое проникновение новых технологий в повседневную жизнь людей, социально-экономические противоречия, общественные отношения, моральные нормы - все это приводит к тому, что вопросы науки и политики затрагивают широкие слои населения, которые не всегда это осознают. Внимание к ядерному вооружению, ядерной энергетике и их экологическому воздействию на окружающую среду указывает, что сама постановка этих проблем и предложения по их разрешению перестали быть уделом ограниченной и неподотчетной никому элиты. Демократизация принятия решений в общей области науки и политики стало одной из примет нашей эпохи.
Вторая половина 20 века ознаменовалась признанием на международном уровне связей между политикой и наукой. Было также окончательно установлено существование науки о политике. Благодаря официальным международным встречам сотни тысяч научных работников и политических деятелей в мире обсуждали вопросы науки и политики и многие из них, в том числе самые компетентные и ответственные, которые прежде проявляли безразличие к этим вопросам или избегали их, стали над ними задумываться и не отказываются участвовать в дискуссиях.
Наука и политика - не абстрактные понятия, которые нам не дано освоить, взаимоотношения между ними касаются всех нас самым непосредственным образом [. 21]. Потому, что:
1. наука и технология самым очевидным образом влияют на нашу повседневную жизнь. Тут не только технические аспекты современности (то, что можно было бы назвать используемой техникой, как автомобили, самолеты, сельскохозяйственные машины, компьютеры и т.д.). Это и создание мощи самого научного потенциала, который меняет наше мышление, наши решения, наш образ жизни и наши подходы к будущему.
Физики-ядерщики во время второй мировой войны: возможность создания оружия невиданной разрушительной силы стала реальной.
Сначала всю тяжесть ситуации пришлось испытать физикам, работавшим в нацистской Германии
...
...

34). Наука и идеология
Идеология и наука находятся в постоянном взаимодействии и оказывают огромное влияние друг на друга. Религиозная идеология получила свое развитие раньше других видов идеологии и долгое время господствовала в обществе. Однако уже в религиозной среде начались разногласия и борьба различных направлений за господство в обществе. Как известно, в религии, например, христианстве, имеются различные направления: католики, лютеране, протестанты, ортодоксы и между ними велась, как свидетельствуют исторические источники, ожесточенная борьба. С появлением философии, а затем с выделением из нее других наук, противоречия и борьба между различными идеологиями обострилась.
В средние века в обществе господствовала религиозная идеология и представления об абсолютной неизменяемости природы, о вечном и рациональном создании всего сущего Творцом. Под влиянием религиозных идей велись жестокие битвы с новой научной идеологией. Например, Кальвин сжег испанского мыслителя и врача М. Сервета (1511-1553). когда тот вплотную подошел к открытию кровообращения и при этом заставил жарить его живым два часа, так как протестанты преследовали свободное изучение природы. Католики, а именно служба инквизиции, сожгла Д. Бруно (1473-1543), который развивал научно обоснованную гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, а не придерживался основанной на догадках геоцентрической системы мира. Отсюда можно сделать вывод, что идеология может быть истинным или ложным отражением действительности, научной или ненаучной.
Соотношение науки и идеологии очень важно, т.к. именно в сфере идеологии различные классы формулируют цели и задачи своей борьбы. Вне анализа отношения науки и идеологии нельзя осмыслить место и роль науки в обществе, т.к. существуют различные толкования роли современной науки:
1. признание её всемогущества и утверждение о её бессилии в решении человеческих проблем;
2. её оптимистическое восприятие как средства на пути к осуществлению гуманистических
идеалов и, напротив, её пессимистическая трактовка как виновницы ""трагического краха разума".
Отражение действительности в общественном сознании идёт через науку. Наука даёт знания, необходимые для обеспечения практической деятельности человека. Но отражение действительности в общественном сознании всегда имеет и идеологический аспект. Идеология служит сохранению, закреплению, или, напротив, изменению данного общественного устройства, т.к. она есть система взглядов и идей, отражающих общественное бытие через призму общественных интересов.
Идеология создаёт ту духовную атмосферу общества, в которой развивается наука. В истории общества можно наблюдать как взаимное переплетение науки и идеологии, так и конфликты - скрытые или явные. В России, годы Советской власти, особенно в послевоенный период, на науку осуществлялось сильнейшее идеологическое воздействие со стороны правящей коммунистической партии. Динамичное развитие научных исследований в Академии то и дело нарушалось грубым вмешательством партийных властей, стремившихся укрепить свое влияние в научной среде путем организации всевозможных кампаний и проработок ученых. Под лозунгом активной борьбы с "космополитизмом", "преклонением" перед зарубежной наукой, формализмом и "'идеалистической буржуазной лженаукой" искоренялись целые научные школы. После печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ 1948 г., восстановившей казавшуюся поколебленной монополию лысенковщины в биологии, начались и показательные идеологические погромы в других областях науки. Жестко пресекались любые попытки использования математических методов в биологических и особенно в общественных науках, в том числе и в экономике. В декабре 1948 г. была сделана попытка административно "запретить" один из важнейших разделов современной астрономии -релятивистскую космологию. Начавшаяся было в 1948-1949 гг. '"борьба с идеализмом" в физике была остановлена только благодаря твердой позиции и практической незаменимости выдающихся физиков Академии наук. Антирезонансная кампания в квантовой химии (1950-1951 гг.), Павловская сессия в физиологии (1950г.) и так называемые философская (1947г.) и лингвистическая (1950г.) дискуссии, которые были организованы и санкционированы партократией, нанесли огромный вред научному сообществу. Были унижены и уволены многие выдающиеся ученые, а молодые кадры стали воспитываться в духе догматического отношения к научным идеям.
Трудности подведения под современную науку адекватной ей философско-мировоззренческой и методологической базы, трудности, выявившиеся в ходе революции естествознания XX века, в значительной мере определяются стойким влиянием идеологических установок, которые нередко бессознательно впитываются учёными. Влияние философских установок на работу естествоиспытателя - это весьма тонкий и сложный процесс, который идёт по разным каналам. В одних случаях влияние сказывается уже в отборе проблем, материала и выводах. В других - в философской интерпретации уже созданной теории. История науки знает бесчисленное множество примеров и того, и другого характера.
Пример: Великий эмбриолог Карл Бэр (1792 - 1876), чьи исследования заложили основу научной сравнительной эмбриологии и были вскоре использованы Чарльзом Дарвином (1809 - 1882) для доказательства теории эволюции органического мира, в классическом труде " Теория развития животных" не только не сделал из своих исследований тех выводов, которые сделал Ч. Дарвин, исходивший из другой теоретической установки, но и критически отнёсся к идее эволюции. Более того, за несколько лет до выхода в свет труда Ч. Дарвина " Происхождение видов" К Бэр опубликовал статью, в которой довольно ясно изложил теорию естественного отбора как механизма эволюции, обеспечивающего естественным путём относительную целесообразность в органическом мире. Но, будучи в отличие от Ч. Дарвина убеждённым философским идеалистом, отбросил эту идею, прямо указав, что, поскольку она ведёт к материализму, она не может быть истинной и должна быть отвергнута.
Противопоставление науки и идеологии исходит из теоретического положения, согласно которому идеологические системы взглядов, функционально соответствующие классовым интересам, не могут содержать элементы знания, адекватные действительности.
Противоположным полюсом по отношению к течениям, которые традиционно усматривают гарантию научности теории - в том числе и в области общественных наук - в познании, освобождённом от ценностных суждений, от человеческих интересов и идеалов, являются концепции, согласно которым любая наука представляет собой только форму идеологического истолкования мира.
В современном обществе наука служит источником новых идеологических взглядов. Прежде всего, общественные науки, так как они образуют идейную основу ясного понимания социальной и политической ориентации развития общества

17. Методы теоретического исследования

1) Гипотеза. Решение любой проблемы начинается с выдвижения догадок и предположений. Разрешение противоречий между старыми и новыми фактами является главной задачей гипотезы. Под гипотезой понимается предположение, т.е. вероятностное предположение о существовании связи между явлениями. Не решён вопрос истина ли гипотеза или логика. Чтобы стать научной любоё предположение должно пройти через ряд условий: 1) отношение гипотезы к фактам – гипотеза не должна им противоречить. Если есть противоречие, то гипотеза должна быть пересмотрена; 2) отношение гипотезы к существующим научным теориям. Гипотеза не должна противоречить научным исследованиям (например Вечный двигатель). Гипотеза может вступить в противоречие, если она охватывает более широкий круг проблем. Новая теория будет включать в себя старую как частный случай (классическая механика и ОТО). 3) Должна соответствовать материалистической диалектике; 4) Доступность проверки (технически осуществляема – есть средства, и принципиальна проверяема – не противоречит законам природы); 5) Дедуктивное развертывание теории.
2) Теория. Гипотезы превращаются в теорию. Под теорией следует понимать истинное знание, существующее как некоторая система логично взаимосвязанных предположений, описывающее существенные, т.е. закономерные, общие и необходимые внутренние связи той или иной предметной области. Теория отличается достоверностью знаний. Есть 2 функции теории: объяснение почему происходит именно так и предсказание (утилитарная компонента науки). Методы построения теории: 1) аксиоматический (используется в стабильных системах); 2) математический; 3) гипотетико-дедуктивный (построение теории происходит на основе наиболее простых теорий – «дерево целей».
Итог: объективная основа любого исследования - факт, который установлен в результате эксперимента или наблюдения.

Функции методологии: аналитическая, критическая, конструктивная. Виды методологического анализа: анализ принципов познания; онтологические проблемы социологического познания; анализ теоретических и эмпирических аспектов познания; анализ понятий, проблем, теорий; логика научного исследования.

Это я нашла на сайте соцфака. Больше там ничего нету...
Если найду подробнее - сообщу.
...


34. Наука и идеология. (в целом)


...
Вопрос 39. Позитивизм и наука.
Основателем данного направления является Огюст Конт (1798 – 1857). Он объявил всякую теорию, признающую существование и познаваемость объективной реальности, «метафизикой», хотя формально он сам допускал существование внешнего мира. Также Конт считал, что наука должна отказаться от проникновения в сущность вещей и ограничиться только описанием внешнего облика явлений. С его точки зрения наука должна отвечать не на вопрос, «что существует», а только на вопрос «как происходит явление», она должна не обобщать данные опыта, а только описывать их, задача её состоит в том, чтобы свести описываемые явления к наименьшему числу внешних связей – по их сходству и последовательности. Эта идея вела Конта к механистическим выводам. По его мнению, наука должна познавать «законы», понимая под «законами» лишь формулировку наблюдаемых функциональных соотношений последовательности и подобия. Понятие закона Конт противопоставляет понятию причинной связи, объявив последнюю вне компетенции науки. Конт подходил к естествознанию и к теории познания не с материалистической, а с идеалистической и агностической точки зрения. То есть, противопоставляя относительную истину абсолютной, Конт в конечном счёте приходил к релятивизму.
В рамках своей позитивистской теории Конт утверждал что вся история познания – это смена трёх состояний человеческого ума, или методов, - теологического, метафизического и позитивистского. Третья ступень в развитии человеческого ума – позитивный метод, предполагает отказ от абсолютного знания.
Конт также выдвинул гипотезу по поводу классификации наук. Он располагал науки в порядке следования от общих и «более легко» изучаемых наук к частному и более сложному для изучения, а потому менее точному знанию. В такой классификации на первом месте стоит математика, которая по его мнению ранее всех остальных наук перешла в позитивную стадию, затем астрономия, физика и другие естественные науки, а на последнем месте – социология, причём этот термин ввёл сам Конт. В своей классификации Конт противопоставляет «общие» и «конкретные» науки. Вообще, с его классификацией наук согласиться крайне трудно, ведь она имеет очевидные неточности, хотя для своего времени такой подход был вполне адекватен. Его классификация носит явный субъективистский характер. Также её характеризуют как механическую, так как механика сводится к математике, а, например, психология и социология - к биологии, она преследует утилитарные цели. Например, астрономия должна заниматься только проблемами солнечной системы. Философию Конт ликвидирует, сводя её к простому суммированию общих выводов естествознания, а логики в его классификации вообще нет. Для социологии Конта характерно переплетение биологического натурализма с историческим идеализмом. Социология в его интерпретации имеет 2 части: социальная статистика, описывающая равновесное состояние «организма» человеческого общества, и социальная динамика, описывающая как различные моральные идеи воздействуют на мир. Историю общества Конт трактовал с точки зрения своего закона 3-х стадий, который он видел в развитии человеческого ума и всякого отдельного человека на протяжении его индивидуального развития. По его теории, общество проходит три стадии развития: военную (соответствует теологической стадии ума), переходную (метафизическия стадия), и научно-промышленную (позитивная стадия). Как говорили советские исследователи, Конт обнаружил «буржуазный» характер своих социологических взглядов.
Он считал основой всякого дальнейшего прогресса «моральное возрождение», и отсюда следовал его тезис о необходимости новой религии – культа «Великого Существа», под которым он имел в виду человеческий род. Социальный идеал по Конту – это гармония в отношениях между капиталистами и рабочими, он предлагал рабочим идеи «скромности и подчинения», веры в мирный прогресс, он был явным противником революционного движения.
Основной смысл позитивизма, по мнению исследователей, заключался в отрицании предшествующей прогрессивной философии и в выступлении в защиту «положительного» знания, освобождённого от каких-либо «домыслов». Позитивизм стремился опереться на естествознание, принимал естественнонаучные объяснения многих явлений, но, по существу, зачастую отрывал естественнонаучные представления от материалистических выводов. Отказываясь от материалистической философии, объявив что естествознание – само по себе философия, и растворяя философию в естествознании, позитивисты тем самым открывали путь идеализму и агностицизму.





Мгм

Мг-г-г-мммм...




>и кондовый
>Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. МГУ, Филфак.