>>...хорошее было христианство.
>
>Ага, пока его не сделали МИРОВОЙ религией.
Это, конечно, только мое восприятие христианства, но все-таки.
Это религия чувств и представления о справедливости римских рабов. Потом она, конечно, менялась, но корни есть корни. Это религия не любви, а мести и воздаяния за "зло". И только потом - любви к тем, кто зла избежал. IMHO, наиболее близка к христианству в России интеллигенция. Христианская любовь - это как окуджавовское "возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Неудивительно, во что это вылилось в условиях господства христианства. Представьте себе духовную диктатуру окуджав и зой крахмальниковых. :)
IMHO это объясняет "сатанизм" Булгакова. Что еще можно натравить на эту кодлу - интеллигентскую среду Москвы, окружение Булгакова - как не Диавола? Конечно, не Диавола христианства.
Но и это не помогло. Ставил кассету и случайно в ТВ услышал, как разглагольствовал Адабашьян (Берлиоз). С тупой мордой печального, но посвященного в высшее знание верблюда он выдал, что Воланд с компанией так мало злодейств в Москве учинили потому, что Воланд убедился, что дьявольское государство и так построено, и ему тут делать, собственно, нечего. Бедный, бедный Михаил Афанасьевич! Бедные мы все! (C) :)
Я вообще не вижу христианских (по сути, а не по форме) мотивов в М&М.