От Кудинoв Игорь Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинов Игорь) Ответить по почте
Дата 16.11.2005 23:20:57 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

"Если в Общественную палату пригласят Пугачеву, получится ерунда"

Пуденко Сергей пишет:
> Как Амеры во главе с физиком Сокалом французов-гуманитариев( и батюшку
> Делеза) хотели замочить
>
> и что из этого вышло.
>
> Книга Сокала есть по -русски, ох хорошо бы кто-нибудь ее достал. Капица
> прыгал от радости,когда эту книгу стали впендюривать нашему рассиянскому
> научнику и тилигенту. Не помогло!
>
> История на самом деле весьма интересная, показательная для нашего
> врмени негодяев и с продолжением, американские товарищи уже отметились
> по ней, и нам бы надо. Это называется у них (по сю пору) не больше не
> меньше как
> SCIENCE WARS
>
> эх,халь без всей интриги придется обойтись, история началсь аж в 1994 ,
> пик в 1997, охватила ВСЕ УРОВНИ обьзественности и прессы, выражалась в
> ВОЙНЕ ЦИВИЛИзАцИЙ,блин, цехов, мозгов ,методологий, дошло до мата, и в
> нашем Инете есть за-ме-ча-тельные ошметки -на Вербицком сайте прежде
> всего, в всеобщем архиве такого рода супер-пупер скандалов- сайте
> писдес.ру и много где еще
>
> ийех!
>
>
> вот этой вводной у меня нету. Если бы достать(может,через Вадова - он
> умеет)текстик
>
> М. Маяцкий - Война знания с мыслью. Американские ученые объявили бой
> французским интеллектуалам // Книжное обозрение "Ex Libris НГ" 20.11.97.
> С.4.
>
>
>
> {[Независимая газета]}
> 12.09.2002
>
> Наталия Осминская
>
> Разоблачение Фантомаса
> Ученые встают на защиту здравого смысла
>
> Ален Сокал. Жан Брикмон. Интеллектуальные уловки. Критика современной
> философии постмодерна. Перевод с английского А.Костиковой и
> Д.Кралечкина. Предисловие С.П. Капицы. - М.: Дом интеллектуальной книги,
> 2002, 248 с.
>
>
> Как всегда, все началось со скандала.
>
> В 1996 году один почтенный профессор физики из Нью-Йорка опубликовал в
> журнале "Social Texts" статью под многообещающим названием "Нарушая
> границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации". Звали
> этого профессора Ален Сокал. Писал он о радикальном философском
> переломе, связанном с развитием в науке теории квантовой гравитации.
> Статья изобиловала ссылками на Эйнштейна, Бора, Лакана и Деррида.
> Публикация, соединявшая физиков и лириков в методологическом экстазе,
> была воспринята на ура. Мало того что авторитетное гуманитарное издание
> санкционировало выход этой статьи в свет, сыскалось немало рецензентов,
> которые усмотрели в размышлениях Сокала достойное продолжение
> постмодернистского дискурса. Сокал торжествовал. Как только за статьей
> признали ценность концептуального высказывания, он открыл карты. В том
> же "Social Texts" Сокал опубликовал еще одну статью, в которой заявлял,
> что "Нарушая границы" - розыгрыш, чистейшей воды пародия, где в связной
> грамматической форме провозглашается сущая околесица. Так, комбинацией в
> два хода Сокал рассчитывал раскрыть глаза общественности на истинное
> одеяние королей современной гуманитарной мысли.
>
> Чтобы эта акция не осталась на положении журналистского трюка, Сокал
> вместе со своим коллегой из Бельгии профессором теоретической физики
> Жаном Брикмоном вслед за статьей выпустил книгу, где обобщил свои
> наблюдения до "критики философии постмодерна". Только что эта
> скандальная книга переведена на русский.
>
> Реакцию королей мы не знаем - они оставляют за собой привилегию
> олимпийской невозмутимости. Реакция светил естественно-научного мира нам
> хорошо известна. Нужно только внять той искренней радости, с которой
> академик Капица повсеместно представляет книгу Сокала и Брикмона
> отечественной аудитории, поднаторевшей в деконструкции, но не всегда
> удачливой в анализе. "Для нашего читателя, - пишет Капица в предисловии
> к русскоязычному изданию, - появление этой книги особенно существенно,
> поскольку в последние годы при полной либерализации рынка идей были
> изданы многие из рассматриваемых сочинений, а сам постмодернизм стал
> привлекать все больше некритически мыслящих сторонников, превращаясь,
> как и на Западе, в моду философствования, метко названную эстетствующим
> иррационализмом". Далее Капица сетует на возросшую безграмотность "как в
> области естественных наук, так и современной общественной мысли и
> философии". Трудно не согласиться. Впрочем, об этом лучше расскажут сами
> Сокал и Брикмон.
>
> В их книге 12 глав. 7 посвящены "персональным разборкам". Жак Лакан,
> Юлия Кристева, Люси Иригарей, Бруно Латур, Жан Бодрийяр, Жиль Делез,
> Феликс Гваттари и Поль Вирилио - вот имена современных мыслителей,
> поочередно вызываемых на ковер и подвергаемых пристрастному допросу на
> предмет компетентности в области естественных наук, то есть той самой
> области специального знания, куда их занесла нелегкая философского
> обобщения.
>
> Приводить примеры того, как ловят законодателей дум на постыдных
> ошибках, я не буду, дабы не лишать читателя удовольствия самому
> разобраться, насколько осмысленна гендерная интерпретация Иригарей
> механики жидких тел или пассажи Делеза о виртуальных частицах.
> Достаточно сказать, что из неаккуратного обращения этих мыслителей с
> математической терминологией Брикмон и Сокал делают далеко идущие выводы
> о малой осмысленности постмодернистских текстов вообще. Правда, в
> предметную дискуссию о деконструкции или методах шизоанализа они не
> вступают, а содержательную критику постмодернизма сосредотачивают в двух
> главах, кокетливо названных интермеццо и посвященных более глобальной
> проблеме современной философии: когнитивному релятивизму.
>
> Релятивизм, считают авторы, - это наш Zeitgeist, лучше сказать, болезнь
> нашего века. "Наше знание о мире никогда не бывает адекватным самому
> миру. Оно предопределено вненаучными факторами", - так в грубой форме
> можно было бы обозначить релятивистский слоган, против которого
> ополчаются профессора физики. Их несогласие понятно, но что они могут
> противопоставить этому интеллектуальному Фантомасу?
>
> Свою атаку на релятивизм Брикмон и Сокал ведут с места в карьер. Первые
> два параграфа первого интермеццо они посвящают критике теории солипсизма
> и скептицизма. Этих злостных врагов научного знания они кладут на
> лопатки при помощи одного простого и весьма эффективного, на их взгляд,
> приема - апелляции к здравому смыслу: "Лучший способ объяснить связность
> нашего опыта состоит в том, чтобы предположить, что внешний мир по
> крайней мере приблизительно соответствует его образу, который
> представляется нам чувствами". Старый и уже неработающий прием, но для
> Брикмона и Сокала он кажется неотразимым. И теория научных парадигм
> Томаса Куна, и тезис Дюгема-Куайна о неполной определенности теории
> фактами, и методологический анархизм Пола Фейерабенда - все отступает
> перед наивным позитивизмом двух физиков. Между тем победа эта пиррова:
> давно уже прошли те времена, когда теорию познания строили на песке
> обыденного сознания.
>
> Поэтому книгу закрываешь точно с таким же разочарованием, с каким,
> наверное, сами уважаемые профессора (да и многие из нас) захлопывали
> головоломные труды критикуемых Лиотара или Делеза. Насколько убийственна
> демонстрация Сокалом и Брикмоном научной безграмотности
> постмодернистских авторов, настолько же наивна и беспомощна их
> собственная критика философских оснований научного познания, выдержанная
> в духе воинствующего позитивизма. Аргументация от здравого смысла -
> давно уже запрещенный прием в области теории познания, а
> терминологическая критика постмодернистской метафорики - слишком тонкие
> стрелы для того, чтобы поразить закаленное тело постмодернизма.
>
> Фантомас разоблачен. Но не нашлось еще такого следователя, который бы
> привлек его к ответу.
> ---
> оригинал (он кстати длинней был на одну главу, погром Анри
> Бергсона -это часть интриги. Авторы ее в переизданиях убрали)
> Sokal A., Bricmont J. Impostures intellectuelles. P., Ed. Odile Jacob,
> 1997. - 274 p
>
>
>
> 2 Амер торжествующий
>
> О ФИЗИКАХ И ЛИРИКАХ
>
> ...Как и многих, меня позабавила шутка, разыгранная Аланом
> Сокалом - специалистом по математической физике из Нью-Йоркского
> Университета , отправившим в конце 1994 года бутафорскую статью в
> "Social Text" - журнал, специализирующийся на исследованиях в области
> культуры. В статье Сокал, обсуждая некоторые из текущих проблем
> математики и физики, переносит, в абсолютно ироничном ключе, их
> следствия в сферу культуры, философии и политики в расчете привлечь
> внимание модных академических комментаторов, подвергающих сомнению
> притязания науки на объективность.
> Редакторы "Social Text", не заподозрив подвоха, опубликовали
> статью Сокала в весеннем номере журнала за 1996 год. Мистификация была
> раскрыта самим Сокалом в статье в майском номере другого журнала,
> "Lingua Franca", в которой он объяснил наконец, что его статья в "Social
> Text" была "обильно приправлена полной чепухой" и, по его мнению, была
> опубликована только потому, что а) хорошо выглядела и б) льстила
> "идеологическим предубеждениям" редакторов. Газеты и журналы, повсюду в
> США и Британии, подхватили эту историю, и мистификация Сокала, похоже,
> займет свое место в немногочисленной компании легендарных академических
> мистификаций наряду с псевдо-ископаемыми остатками так называемого
> "Пилтдаунского человека" Чарльза Доусона и псевдо-кельтским эпосом
> "Оссиан", принадлежащим перу Джеймса Макферсона. В случае с Сокалом
> мистификация смогла привлечь общественное внимание к снижению уровня
> требовательности в академической среде, что собственно и являлось
> задачей ее автора, немедленно разоблачившего самого себя. Мишени
> сатиры Сокала занимают немалое место в сегодняшней интеллектуальной
> среде. Это и те из "постмодернистов" в гуманитарных областях, которые
> любят извлекать из малознакомых им авангардных направлений современной
> науки, вроде квантовой механики или теории хаоса, основания для своих
> рассуждений о фрагментарности и хаотической природе "(по)знания". Это и
> те из социологов, историков и философов, которые рассматривают законы
> природы как социальные конструкции. Это критики в области культуры,
> обнаруживающие следы сексизма, расизма, колониализма, милитаризма или
> капитализма не только в практике научных исследований, но и в их
> выводах.
> Читая статью Сокала в "Social Text", я обнаружил, что ее
> содержание мало напоминает академический пузырь, готовый лопнуть под
> взглядом придирчивого редактора. Статья отражает взгляды, выглядящие
> абсурдно, однако по-меньшей мере в нескольких случаях Сокал достаточно
> ясно дает понять, чего стоят эти взгляды. Название статьи -
> "Трансгрессия сквозь Границы - К Трансформативной Герменевтике Квантовой
> Гравитации" звучит туманнее любого другого предложения его статьи. В
> конце концов у меня сложилось впечатление, что Сокал испытывал
> затруднения, пытаясь объясняться неясно.
> Там, где статья действительно деградирует до уровня пузыря,
> оказывается вдруг, что речь идет о цитате из того или иного столпа
> постмодернистской критики - как, например, в следующем отрывке из
> оракула деконструктивизма Жака Деррида:
> "Эйнштейновская константа не является константой, не является
> центром. Это предельный концепт вариабельности - это, в конечном итоге,
> концепт игры. Другими словами это не концепт чего-то - центра, начиная с
> которого наблюдатель может создать поле - но предельный концепт игры."
> У меня нет никаких соображений по поводу того, что это может
> означать.
> Хотя ученые часто и вынуждены использовать специальный язык,
> язык математики, в этих пределах они стремятся к ясности изложения и
> только неумение делать это заставляет читателя принимать туманность за
> сложность. В расхожих представлениях о том, что работы Эйнштейна по
> общей теории относительности способны понять только дюжина людей во всем
> мире, нет ни грамма правды, и если бы так было на самом деле, это
> свидетельствовало бы скорее о недостатках Эйнштейна, чем о его
> достоинствах. Деррида и другие постмодернисты не говорят ничего такого,
> что требовало бы специального технического языка и при этом не дают себе
> никакого труда выражаться ясно. Текст Сокала, несмотря на его видимую
> абсурдность (очевидную для всякого мало-мальски знакомого с физикой
> человека), в этом смысле ничем не отличается от его работ в области
> математической физики - он последовательно аккуратен в его создании.
> Особенно впечатляет его коллекция ошибок и заблуждений, с насмешливой
> изобретательностью вплетаемая в ткань текста посредством многочисленных
> цитат. Вот, например, что пишет философ Бруно Латур о специальной теории
> относительности:
> "Как наблюдающий за падением камня из проезжающего по мосту
> поезда может совместить свои впечатления с впечатлениями наблюдателя,
> стоящего на набережной? Если существует только одна, или даже две
> системы отсчета, не существует способа разрешить наблюдаемое
> противоречие... Способ Эйнштейна состоит в введении третьего
> действующего лица..."
> Это просто неверно; в рамках теории относительности не возникает
> никаких трудностей в сопоставлении результатов трех, двух или любого
> другого числа наблюдений. В других цитатах, приводимых Сокалом, теоретик
> феминизма Иригарэй оплакивает пренебрежение математиков пространствами с
> границами, в то время как существует большое количество литературы по
> этому поводу. Английский профессор Роберт Маркли называет квантовую
> теорию нелинейной при том, что это единственный известный пример
> по-настоящему линейной теории. Архипостмодернист Жан-Франсуа Лиотар и
> член Французской Академии Мишель Ферре оба одинаково ошибочно трактуют
> представления о времени в современной физике. Все эти ошибки указывают
> на то, что проблема состоит не в недостатках отдельных редакторов, но в
> стандартах большого интеллектуального сообщества.
> Мистификация Сокала основывается на распространенной традиции
> извлечения культурных, философских и политических умозаключений из
> последних достижений физики и математики. Автор с непроницаемым лицом
> обосновывает постулатами Бора отрицание "постмодернистской наукой"
> авторитаризма традиционного научного знания, а грядущее социальное и
> экономическое освобождение оказывается, с его точки зрения, простым
> следствием теории катастроф. Сокал, демонстрируя немыслимые переходы от
> точной науки к абсурдным умозаключениям, всего-навсего обнажает тот
> способ цитирования работ других, который в реальности получил широкое
> распространение, включая в себя, например, приложения математической
> топологии к психиатрии у Жака Лакана или к кинокритике у Жака-Алана
> Миллера.
> Сокал не первый, кто указывает на подобные проблемы, однако
> способ, которым он сделал это, драматически поднял планку обсуждения. В
> самом деле, нельзя считать все эти вопросы "академическими" в любом
> смысле этого слова. Если мы считаем что научные законы достаточно гибки
> для того, чтобы поддаваться социальным следствиям их применения, то
> отсюда совсем недалеко до призывов к открытию более феминистских или
> более религиозных или более Американских или каких-нибудь еще законов.
> Такое развитие может привести не только к потере здоровья научным
> сообществом. На развитие нашей цивилизации сильно повлияло открытие
> того, что мир управляется законами, не подвластными чьей либо злой или
> доброй воле. Одним из первых следствий этого явилось уменьшение
> энтузиазма в отыскании и предании огню ведьм. Мы все еще нуждаемся в
> подтверждении и укреплении видения рационального и поддающегося
> объяснению мира, если мы хотим защитить самих себя от иррациональных
> тенденций, продолжающих преследовать человечество...
>
> Стивен Вейнберг, "Мистификация Сокала"
>
>
> интернет
> сайт Сокала
> мат-лы по теме
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/nagel.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/tls.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/dusek.html +
> http://www.wsws.org/articles/2000/jul2000/post-j01.shtml
> http://www.nytimes.com/library/books/120798sokal-book.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/dawkins.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/krige.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/treiner_Le_Monde_Oct_11_97.html
> #english
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/lovejoy.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/transgress_v2/node7.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/tallis.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/noretta.html
>
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/transgress_v2/node5.html
>
> франц
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/liberation.html
> http://www.physics.nyu.edu/faculty/sokal/recherche_v2d.html
>
>
>
>
> ---
>
>