Левада-Центр: Научные познания россиян оставили желать лучшего
Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - Только 2,3% россиян правильно ответили на все семь тестов из разных областей науки, взятых из программы средней школы, выяснили в "Левада-Центре".
Как показал опрос на тему научной грамотности, 7,2% респондентов дали правильные ответы на шесть тестов. 4-5 тестов прошли 30,5%, 0-3 теста - более половины (59,9%) опрошенных. Вместе с тем за девять лет (с 2009 года) среднее количество успешно пройденных тестов чуть повысилось - с 3,9 до 4,0 (из семи).
В ходе исследования, проведенного среди 1612 респондентов по репрезентативной выборке взрослого населения, социологи предложили определить, ложными или верными являются следующие научные утверждения:
"Континенты движутся уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем" (правильный ответ о том, что это верно, дали 70% отвечавших, неправильный - 9%);
"Электрон меньше, чем атом" (суждение верное, правильно ответили 55% против 16%);
"Вся радиация создана человеком" (ложное суждение, 44% против 40%);
"Пол ребенка определяют гены отца" (верное утверждение, 36% против 35%)
"Антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы" (ложное, 34% против 46%);
"Лазер работает, фокусируя звуковые волны" (ложное, 32% против 30%);
"Обычные растения - картофель, помидоры и т.п. - не содержат генов, а генетически модифицированные растения - содержат" (ложное, 30% против 42%).
Социологи также сравнили долю правильных ответов россиян с показателями жителей 40 других стран, в которых проводилось подобное тестирование, и выяснили, что наши соотечественники отличились лишь хорошим знанием строения атома - 4-е место. По остальным тестам картина менее радужная: по знанию действия антибиотиков - 24-е место, природы лазерных лучей - 27-е, теории радиоактивности - 28-е, теории континентального дрейфа - 34-е. Самый худший результат россияне показали в знании генетики человека - предпоследнее, 39-е место.
Между тем тестирование показало отличные знания шведов: они заняли 1-е место по количеству правильных ответов на тест про антибиотики (78%), про лазер (67%) и про радиацию (80%). За ними следуют датчане: на вопрос про континенты правильно ответили 95%, про генетику - 81%. Лучшими в знании строения атома стали венгры - 61%.
Участников исследования также попросили определиться со своим отношениям к астрологии. Так, 24% россиян считают ее псевдонаукой, 34% воспринимают как научную область знаний. По данному показателю Россия оказалась на 15 месте среди 34 стран, проводивших опрос. Для сравнения: в США астрологию не считают наукой 65% опрошенных, и лишь 5% думают об обратном. А вот в Румынии отношение к астрологии противоположное: 7% относят ее к ненаучной области, 46% - к научной.
Как отмечает социолог "Левада-Центра" Ольга Шувалова, "во всех странах из бывшего социалистического лагеря доля сторонников "научности" астрологии в 2-3 и более раз превышала долю ее противников".
8 февраля отмечается День российской науки. Этот праздник был установлен в 1999 году в ознаменование учреждения в России в этот день в 1724 году Академии наук. ... http://www.interfax.ru/russia/598488
Re: мадам Шувалова химичит с этими выборками с 2003
>Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - Только 2,3% россиян правильно ответили на все семь тестов из разных областей науки, взятых из программы средней школы, выяснили в "Левада-Центре".
>Как показал опрос на тему научной грамотности, 7,2% респондентов дали правильные ответы на шесть тестов. 4-5 тестов прошли 30,5%, 0-3 теста - более половины (59,9%) опрошенных. Вместе с тем за девять лет (с 2009 года) среднее количество успешно пройденных тестов чуть повысилось - с 3,9 до 4,0 (из семи).
>В ходе исследования, проведенного среди 1612 респондентов по репрезентативной выборке взрослого населения, социологи предложили определить, ложными или верными являются следующие научные утверждения:
>Социологи также сравнили долю правильных ответов россиян с показателями жителей 40 других стран, в которых проводилось подобное тестирование, и выяснили, что наши соотечественники отличились лишь хорошим знанием строения атома - 4-е место. По остальным тестам картина менее радужная: по знанию действия антибиотиков - 24-е место, природы лазерных лучей - 27-е, теории радиоактивности - 28-е, теории континентального дрейфа - 34-е. Самый худший результат россияне показали в знании генетики человека - предпоследнее, 39-е место.
>Между тем тестирование показало отличные знания шведов: они заняли 1-е место по количеству правильных ответов на тест про антибиотики (78%), про лазер (67%) и про радиацию (80%). За ними следуют датчане: на вопрос про континенты правильно ответили 95%, про генетику - 81%. Лучшими в знании строения атома стали венгры - 61%.
у меня только что исследование вышло "Наука и не-наука", там две ссылки на социологию "по Щуваловой" и еще две - на отчеты NSF. Панель вопросов отрабатывалась 20+ лет сначала в Штатах, потом в Европе, а потом непойми почему приватизирована госпожой Шуваловой.
из моей статьи ...У нас этим занимается подразделение Высшей Школы Экономики - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ-ВШЭ в рамках проекта "Мониторинг инновационного поведения населения". Ежегодно с 2007г.ими выпускаются сборники "Индикаторы науки" и основанные на них публикации (см., например, работы О.Р.Шуваловой [7а],[7б]). Социологи используют те же разветвленные способы диагностики научной грамотности и тесты на владение элементарными научными знаниями (в тест входит 9-12 вопросов), что и их коллеги на Западе (там они постепенно выработаны с 1990-х годов). Из года в год затем производится тщательный анализ результатов, и главное -тенденций в отношении населения к научно-технологическим проблемам страны. ... Результаты мониторингов ВЦИОМ, ФОМ и ВШЭ слишком обширны, чтобы приводить в статье даже главные их выводы. А они и у нас, и почти для каждой страны нелицеприятны. в США в 70–80-е годы прошлого века научно подкованными признавалось не более 10% жителей. C тех пор в целом ситуация частично выправляется, уровень грамотности год от года повышается. Но даже в индустриально развитых странах мира уровень научных знаний все равно еще намного ниже, чем требуется. В США, например, при неплохом диагностированном уровне знаний "среднего человека" в биологии, медицине, физике провальными выглядят представления в отношении эволюции. Лишь около 40% взрослых жителей США согласны с эволюционной теорией происхождения видов – намного меньше, чем в Европе (в Исландии, Дании и Швеции показатель равен 80%). По этому показателю хуже США лишь Турция. В 2012 году усредненный американец правильно ответил на 5.8 из 9 вопросов фактического знания, что, по их уверениям, вродебы сопоставимо с уровнями по Европе "в среднем"(включая не особенно продвинутые страны). У нас сейчас, как выходит из обследований ВШЭ, приблизительно такой же уровень научной грамотности ("средняя температура по нашей больнице"), он поднялся в 2000-е годы после провала в предыдущие. Доля респондентов, которые затрудняются с ответом на сложные научные вопросы, заметно сокращается. Уровень РФ несколько ниже, чем в некоторых странах Европейского Союза (но заметно лучше, чем в Прибалтике, которую почему-то по инерции считают чуть ли не культурным эталоном). В целом в США неважно обстоят дела с математикой (это заметно на международных олимпиадах, где теперь впереди китайцы и корейцы, а мы в самые последние годы тоже сдали).Половина взрослых не могут сказать, сколько времени длится оборот Земли вокруг Солнца. По общему индексу образования (глава 7 доклада NSF 2014г) даже после некоторых успехов Штаты находятся на 48-м месте в мире, что отражает низкий уровень общего среднего образования в стране и их очень сильно беспокоит.
[7а] О.Р. Шувалова Восприятие населением результатов научной деятельности // Форсайт — № 2 (2)— 2007 — С. 50-59 ; [7б] О.Р. Шувалова Престиж профессии ученого в мире и в России // Науковедческие исследования — 2015 — №1 — С. 19-42
-------------------- 1 в полной панели не 7, а 9 и более вопросов. В Леваде 2018 отсутствуют например Human beings we know them today, developed from earlier species ofanimals. (True)
The universe began with a huge explosion. (True) еще там был вопросик "люди жили во времена динозавров?", где САСШ тоже отметились по-полной. Ответы на вопросы "по эволюции" по США совершенно провальные (см. выше). Их или прячут, или ими манипулируют. В Леваде они вообще отсутствуют. Неспроста это(ц). Из той же серии, что неожиданное НЕнаграждение премией "Просветитель" 2017 Дробышевского за блестящую книгу "Достающее звено". Тема "происхождения человека из обезьяны" воспалилась вследствие вальсирований (образовательного)официоза с РПЦ* Об этом тоже есть в моем исследовании
2 по ссылкам на "оригинал исследования" на сайте Левады можно найти среди прочих доклад nsf 2016 (глава 7), где якобы сопоставлены данные по России 2003 и забугорью. Эти (ниже плинтуса) "российские" данные Шувалова получила по опросу 20 своих студентов-гуманитариев, которые суть дуры-визажистки
3 на войне - как на войне. Почему-то максима "раз либерал - значит, лживая сволочь" становится чем-то вроде постулата
4 тем не менее основные выводы шуваловых(тм) насчет тенденций научной грамотности в РФ(не отраженные в журналистском заголовке, надо полные данные опросов обрабатывать и в методику тестов врубаться) совпадают с моими. ---------------------- * http://maponz.info/index.php/religiya/42-43/552-ii https://iz.ru/news/392466 http://pravoslavie.by/page_book/tvorenie-2 Официально разработанной и утвержденной позиции Православной Церкви по теории эволюции в настоящий момент не существует, и отречение от дарвинизма не ставится непременным условием принятия в Православную Церковь. Однако Православие отвергает любую теорию происхождения мира, в которой отсутствует библейское представление о Боге как о Творце и Промыслителе. Безусловно отвергается также идея происхождения человека от обезьяны или другого животного. Библия, как кажется, ничего не говорит о возможности или невозможности эволюции внутри отдельных видов растений и животных, однако библейский рассказ о сотворении мира не оставляет места для спекуляций о происхождении человека от какого-либо животного. Теория эволюции является одной из многочисленных современных гипотез происхождения вселенной, — гипотез, не подтвержденных ни одним неопровержимым фактом. Никто из ученых еще не сумел представить убедительные доказательства эволюции одного вида в другой, превращения неорганической материи в органическую или обезьяны в человека.