Ф. Бродель Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв. Том 1. Структуры повседневности. - М., 1986. - 624 с. Размер: 204 Мб. (серый скан, загнанный в djvu без обработки) Ссылка: http://narod.ru/disk/11496491000/brodel_1.djvu.html http://politazbuka.ru/knigi/brodel_1.djvu Фундаментальный трехтомный труд Фернана Броделя представляет собой всестороннее исследование экономической жизни человечества в переломную для его судеб эпоху становления капиталистических отношений. Первый том, названный "Структуры повседневности. Возможное и невозможное", посвящен различным сферам материальной жизни. Работа насыщена богатейшим материалом, касающимся различных сторон повседневной жизни людей позднего средневековья и раннего нового времени - как в Европе, так и далеко за ее пределами. Том 2. Игры обмена. - М., 1988. - 632 с. Размер: 87 Мб. (djvu, сохранены все рисунки) Ссылка: http://narod.ru/disk/11497509000/brodel_2.djvu.html http://politazbuka.ru/knigi/brodel_2.djvu "Игры обмена" - это сложный мир экономических коммуникаций. Фернан Бродель исследует различные уровни коммерческой деятельности - труд разносчиков, торговлю на дальние расстояния, работу международных бирж и кредитных учреждений. Он прослеживает, как их сложное взаимодействие влияло на общество, социальную иерархию и целые цивилизации. Одна из главных задач Броделя - сопоставление рыночной экономики и капитализма, определение точек их соприкосновения, степени независимости и характера противоборства. Том 3. Время мира. - М., 1992. - 680 с. Размер: 93 Мб. (djvu, сохранены все рисунки) Ссылка: http://narod.ru/disk/11498101000/brodel_3.djvu.html http://politazbuka.ru/knigi/brodel_3.djvu В заключительном томе своего труда Фернан Бродель излагает мировую экономическую историю, "организовав" ее во времени и пространстве. Она предстает как чередование господства нескольких миров-экономик, объединенных не только единым центром, но и едиными временными ритмами. Рассматривая причины подъема и упадка этих миров, проблемы формирования национальных рынков и региональные особенности промышленной революции, автор в хронологической последовательности верифицирует свои основные гипотезы, изложенные в предыдущих томах.
Недавно закончил читать замечательную книгу ( читал на бумаге, но можно ознакомится и с электронной версией - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3342608 ) - «Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени.» - этот капитальный труд американского историка и социолога Ричарда Лахмана можно рассматривать как выдающийся образец вдумчивого социологического исследования. Автор рассматривает элиты как субклассовые акторы, определяемые способностью узурпировать социальный капитал в смысле Бурдье, т. е. исключительной возможностью использовать социальные связи с целью мобилизации ресурсов. Лахман детально показывает как политические конфликты между классовыми фракциями привели к различным путям формирования капитализма в странах Западной Европы. Видимо именно на Лахмана ссылается Фурсов, говоря о том что якобы «элиты создали капитализм, чтобы не потерять власть». Это конечно весьма тенденциозная публицистическая трактовка — Фурсов-публицист куда менее чистоплотен, чем Фурсов-ученый. У Лахмана элиты конечно капитализм сознательно не создавали и не планировали, как раз наоборот — политическая борьба привела к совершенно скрытому от современников формированию, или наоборот не формированию институциональных условий капиталистического производства. В этом смысле особенно интересны рассмотренные в пятой главе «отрицательные» примера Испании, где капитализм не состоялся не смотря на приток колониальных богатств, и Голландии, ставшей в 17-м веке образцовой буржуазной страной, но затем быстро утратившей гегемонию. Затратная внешняя политика Габсбургов дела невозможной эффективную внутреннюю политику, и наоборот, жесткий контроль голландской олигархией над обществом позволял эффективно мобилизовывать ресурсы, но не позволял развиваться (экономические механизмы описаны у Броделя) — гегемонию подрывает конфликт внутри класса-гегемона. Напрашиваются определенные параллели между Голландией как первым капиталистическим государством, и СССР как первым социалистическим — однородность социальной структуры, предопределившая первые победы, обусловила последующее поражение.