От Alex~1
К Alex~1
Дата 10.03.2008 20:01:03
Рубрики В стране и мире;

Немного о Кара-Мурзе и Русском Коммунизме

Приятно, что, наконец, свершилось – Кара-Мурза выступил с «открытым забралом». Это позволяет мне высказать несколько соображений по поводу места Кавра-Мурзы среди российских идеологов и основ его «учения», для обозначения которого на практике используются термины «солидаризм» и «русский коммунизм».

Перво-наперво стоит отметить, что Кара-Мурза известен среди читателей, почитателей и недоброжелателей как «левый» идеолог. В принципе, «левый» там кто или «правый» - не суть важно, в 90-ые годы Гайдар с Чубайсом позиционировали себя как «левых» (тогдла еще нужна была маскировка). Тем не менее, в идеологическом плане социалисты и коммунисты всегда – безо всякого исключения – позиционируются как «левые». Посмотрим, что думает о «левых» Кара-Мурза.

«Оппозиция как теневая власть», сборник статей, вышедший в 2006. Из предисловия автора:
Сложившаяся в начале 90 х годов система политических партий РФ себя исчерпала. Партии, генетически связанные с КПСС и с диссидентами, оказались несостоятельны и в объяснении причин катастрофы советского строя, и в познании природы поразившего РФ кризиса, и в выработке проекта будущего жизнеустройства России. Оппозиция, которая противодействовала разрушительной программе ельцинского режима, в большой мере выполнила свою историческую задачу, и со временем эта ее роль будет высоко оценена. Но сейчас, когда страна вошла в новый этап затяжного кризиса, в политику приходит новое поколение, которое должно будет найти ответ на новые вызовы. Это поколение выработает новый язык, новое видение реальности, новые теоретические подходы и новые принципы организации. Молодым надо передать опыт 90 х годов, и прежде всего опыт ошибок и неудач.
С этой целью автор отобрал статьи того периода (в основном из газет «Правда» и «Советская Россия»), в которых он ведет дискуссию по теоретическим вопросам со своими товарищами по оппозиции.

«Новый язык» применительно к «левому-правому» (напоминаю, что социализм и коммунизм однозначно воспринимаются как «левые» идеологии) глаголет следующее (из статьи 1994 – это понимать важно. Тогда о своей «левизне» вещал Гайдар. Потом Гайдар стал «правым», многие даже не верят, что эта гоп-компания говорила о себе, как о «левых» А в 2006 г. Кара-Мурза решил свою древнюю статью реанимировать):

Давайте разберемся в вопросе, важном для оппозиции, которая выступает под красным флагом. Кто она, откуда и куда ? Заранее скажу: эти вопросы болезненны, и говорить о них надо без подковырки — но надо. Если не разберемся, люди под это знамя не придут, а другого сравнимого по силе не видно. Думаю, что в России разобраться в глубинной сути слов — имени (кто я и откуда) — намного более важно, чем на рациональном Западе. А.Ф.Лосев в книге «Философия имени» говорит о «демиургийной (т.е. творящей) энергии слова»: «Слово — могучий деятель мысли и жизни. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где, казалось бы, уже нет никаких надежд на новую жизнь… Это гораздо больше чем магия, чем какая то там суеверная и слабенькая „магия“, как она представляется выжившим из ума интеллигентам позитивистам».
Я хочу сказать об имени, которое опять приклеивается к коммунистам — левые .
Г.А.Зюганов сказал о КП РФ парадоксальную вещь: «Мы по убеждениям левые, а дело наше правое». Как же так может быть? Почему же и в каких условиях мысль и дело приобретают прямо противоположное направление? Ведь здесь явно есть какая то тайна или огромное непонимание. Язык оттачивался веками и проверялся тысячелетним опытом. Такие основные слова, как правый и левый, не возникают в экспериментах Хлебникова. Надо же вспомнить сокровенный смысл этих слов. И задуматься, а почему мы выбираем имя для целого движения борьбы в таком странном противопоставлении: правый — левый ?
Начнем с простых, верхних смыслов. Думаю, Зюганов сказал «мы — левые» в том смысле, что КП РФ продолжает традиции европейской классовой борьбы, в которой левые выступали на стороне труда против капитала и использовали лозунг социальной справедливости. Такое объяснение создает массу новых проблем и делает образ КП РФ еще более противоречивым, но пойдем пока вглубь. Является ли поддержка справедливости (а в самом этом слове корень — прав) родовым признаком левизны? Или это — вопрос конъюнктуры, военный союз с чужаком ради борьбы с общим только сегодня врагом? Сахаров и Попов, разрушая советский строй, называли себя левыми — был ли здесь обман? Был ли левым Сталин в период индустриализации — или левым был Троцкий, который против Сталина боролся? В чем последняя, сокровенная суть левого?

Давайте вернемся к языку. Исток термина «левые» в приложении к политике — латынь. Итальянцы так и называют левое движение — sinistra. Что означает это слово в переводе на русский? Читаем в словаре: 1) книжн. левый; 2) злой, порочный; 3) несчастный, злополучный, роковой; 4) недостатки, пороки, дурные привычки; 5) бедствие, несчастье, катастрофа.
Почему же за книжным словом «левый» тянется такая чертовщина? И почему отрицающее левизну слово «правый» несет корень, от которого растут слова правда, право, справедливость, исправный и т.д.? Это идет из древности, из всех дуалистических мифов, верований и религий — они используют признак «левый» в значении отрицательного, связанного с неправотой и загробным наказанием. Такое различие левого и правого сформулировано уже в древнеегипетских священных текстах и развито в Библии. Мироощущение наших племен не было таким дуалистичным, у нас зло было всегда меньше Добра, а дьявол низведен до чёрта. В Россию противопоставление левого и правого как сравнимых по силе начал пришло, видимо, с христианством, хотя и раньше славяне плевали через левое плечо. Важно, что в европейской культуре левое начало — дьявольское, подрывное.
В этом и есть главная суть левизны: подрывать, расшатывать, свергать существующий порядок вещей. В религии это ересь и богоборчество, в социальной и политической сфере — заговор и революция. Важен ли смысл революции (ее «справедливость»)? Нет, это — вопрос конъюнктуры. Если власть буржуазная, то левые выступают на стороне трудящихся. Если власть советская, то левые выступают на стороне Артема Тарасова и Борового — но организуют те же подрывные митинги, демонстрации и баррикады. Никакой предрасположенности к защите именно трудящегося человека левые не имеют. Мы связываем их с социализмом по привычке — потому что очень долго власть была именно у капитала и выступающие против него рабочие были дровами для костра левых революций.

Поэтому Троцкий, которого снедала религиозная страсть к перманентной революции, был левым по самой своей сути. А Сталин, когда занялся строительством заводов и посадкой лесополос, проявил свою суть как государственник (в Европе — как правый). Он сумел сбросить цепкие объятья союзников левых, с которыми делали революцию. И левые в начале перестройки справедливо говорили, что Сталин совершил контрреволюционный переворот.

Но были в ВКП(б) и левые. Их «тройка» во главе с гимназистом из городка Горбовским приехала в станицу расказачивать. По ночам и стреляли, и рубили. Мою мать, как комсомолку, посадили вести дела, а в станице половина — родственники. Бросились комсомольцы в город, приехал оттуда большевик со стажем, старик с Путиловского завода (вроде того, кого высмеял Пастернак). Собрал комсомольцев, объяснил, как мог, сложность революции, и пошел увещевать «тройку». А наутро пришли к оврагу родные забирать очередных застреленных казаков — и этот большевик там лежит. Тоже левым не был. Мать заболела, впала в забытье. «Тройка» исчезла. А через пару лет поехала мать учиться в только что открытый Ташкентский университет — по коридору идет Горбовский, в сапогах и френче. Потом мать отправили на учебу в Москву — через год приезжает и Горбовский, уже видный троцкист. Так и шел он, как тень, вплоть до 1937 года.

Кто же такие наши левые, разрушавшие СССР? Эти юрии афанасьевы и гайдары? Я в них вижу прямую духовную и даже родственную связь с теми, горбовскими. Ради дела они даже могли заклеймить преступления горбовских, да и то не слишком: поспешили переименовать ул. Горького, но почему то в самом центре Москвы сверкают имена палачей, «ул. Володарского», «ул. Землячки». Они — не прямое порождение западных демократов, они дети ВКП(б), но только ее левого крыла. И они нисколько не изменились, их суть — разделение, разрушение, стравливание, уничтожение жизни. Ими движет вовсе не жажда справедливости, а желание «раздавить гадину». Тогда — «старая» Россия, сегодня — «советская» Россия. Их тип описан Достоевским, это — Петр Верховенский, самый чистокровный левый. Ну чем он похож на Нагульнова, Жукова или Гагарина, от которых желает вести свою родословную КП РФ?

Мы видим просто новый акт драмы по разрушению страны — драмы, поставленной «левыми».
Способ действия «левых», тип их мышления и их «готтентотская» мораль уже в начале века были исследованы русскими философами, которые по иному, чем большевики, вырвались из союза с этими «левыми». Сегодня очень полезно вспомнить их диагноз и сопоставить с тем, что мы видим вокруг. И не только у нас, но и в западном левом движении, которое переживает кризис. Но это — в другой статье. А сейчас вспомним хотя бы тот факт, что и в революции народ поддержал не «левых», а именно большевиков, и это имя сыграло важную роль — оно сочеталось с идеей справедливости. Даже к «меньшевикам» уже за одно их имя не могло быть симпатии. Так давайте с осторожностью подойдем к выбору нового имени. Исходя из мироощущения российских народов, а не из европейской традиции классовой войны, в которой мы были сбоку припека.

(Конец цитаты)

Ну вот, я думаю, что у нас есть все основания в дальнейшем считать Кара-Мурзу убежденным правым. Уверен, что он и сам возражать не будет.

Этого, конечно , мало, нужна суть. В книге «Маркс против русской революции» Кара-Мурза явно формулирует некоторые принципы, «свойственные русскому народу», элементы его «культурной матрицы». Человеку, знакомому с историей, не составит труда найти программу, чрезвычайно близкую «русским чаяниям», на основе которых Кара-Мурза предлагает формировать «новый язык» и новую идеологию.

Итак, по разделам: первая цитата – Кара-Мурза (КМ), вторая – Бенито Муссолини (БМ), «Доктрина фашизма» (
http://bookz.ru/authors/mussolini-benito/mussol/1-mussol.html).

КМ:
В русской культуре конца XIX в. Доминировали иные представления: Человек – не индивид, а личность, включенная в Космос и братство всех людей. Он не отчужден ни от людей, ни от природы. Его не душат «пуповины» религии и общинности, не угнетает государство, не обесчеловечивает разделение труда. (стр. 244)

Наоборот, русский человек стремился быть со всеми – «без меня народ неполный»… В русской культуре это качество считалось необходимым. Пришвин записал в дневнике 30 октября 1919 г.: «Был митинг, и некоторые наши рабочие прониклись мыслью, что нельзя быть посередине. Я сказал одному, что это легче – быть с теми или с другими. «А как же, - сказал он, - быть ни с теми, ни с другими – как?» - «С самим собою». – «Так это вне общественности!» - ответил таким тоном, что о существовании вне общественности он не хочет и слышать» (стр. 245)
БМ:
Мир для фашизма есть мир не только материальный, манифестирующий себя лишь внешне, в котором человек, являющийся независимым индивидом, отдельным от всех других, руководится естественным законом, инстинктивно влекущим его к эгоистической жизни и минутному наслаждению.
Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.
Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.
Фашизм против классического либерализма, возникшего из необходимости реакции против абсолютизма и исчерпавшего свою задачу, когда государство превратилось в народное сознание и волю. Либерализм отрицал государство в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство, как истинную реальность индивида.
Если свобода должна быть неотъемлемым свойством реального человека, а не абстрактной марионетки, как его представлял себе индивидуалистический либерализм, то фашизм за свободу. Он за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве.

КМ:
Следующий важный элемент мировоззренческой матрицы русского народа – отношение к государству как к высшей ценности, даже сакрализация государства…. Можно прищзнать как факт, что государство и в царской России, и в СССР было идеократическим. Это был важный центр жизнеустройства и целеполагания народа, источник смыслов мировоззренческого уровня.

БМ:
Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т. е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность.

Эта высшая личность есть нация, поскольку она является государством. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство.
Право нации на независимость проистекает не из литературного и идейного сознания собственного существования, и тем меньше из фактического более или менее бессознательного и бездеятельного состояния, но из сознания активного, из действующей политической воли, способной доказать свое право, т. е. из своего рода государства уже in fieri. Государство, именно как универсальная этическая воля, является творцом права .

Нация, в форме государства, есть этическая реальность, существующая и живущая, поскольку она развивается. Остановка в развитии есть смерть. Поэтому государство есть не только правящая власть, дающая индивидуальным волям форму закона и создающая ценность духовной жизни, оно есть также сила, осуществляющая во вне свою волю, и заставляющая признавать и уважать себя, т. е. фактически доказывающая свою универсальность во всех необходимых проявлениях своего развития.
Фашистское государство, высшая и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная. Она синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни человека. Поэтому государство невозможно ограничить задачами порядка и охраны, как этого хотел либерализм. Это не простой механизм, разграничивающий сферы предполагаемых индивидуальных свобод.
Государство есть внутренняя форма и норма, дисциплинирующая всю личность и охватывающая, как ее волю, так и разум. Его основное начало главное вдохновение человеческой личности, живущей в гражданском обществе, проникает в глубину, внедряется в сердце действующего человека, будь он мыслитель, артист или ученый: это душа души.
Кто говорит либерализм, говорит "индивид"; кто говорит "фашизм", тот говорит "государство". Но фашистское государство единственное и представляется оригинальным творением. Оно не реакционно, но революционно, поскольку предвосхищает решение определенных универсальных проблем, поставленных во всех областях
Фашизм желает сильного, органичного и в то же время опирающегося на широкую народную базу государства.
В фашистском государстве индивид не уничтожен, но скорее усилен в своем значении, как солдат в строю не умален, а усилен числом своих товарищей. Фашистское государство организует нацию, но оставляет для индивидов достаточное пространство; оно ограничило бесполезные и вредные свободы и сохранило существенные. Судить в этой области может не индивид, а только государство.

Государство, как его понимает и осуществляет фашизм, является фактом духовным и моральным, так как оно выявляет собой политическую, юридическую и экономическую организацию нации; а эта организация в своем зарождении и развитии есть проявление духа. Государство является гарантией внешней и внутренней безопасности, но оно также есть хранитель и блюститель народного духа, веками выработанного в языке, обычаях, вере. Государство есть не только настоящее но также прошедшее но главное, оно есть будущее".

КМ:
Известно, что религиозные представления являются элементом центральной мировоззренческой матрицы любого народа, в том числе вполне современного и секуляризированного, входя в эту матрицу уже не в форме веры, а культуры, искусства, традиций и пр. В отношении же русского народа и его государства в XIX в. Учение Маркса содержало системное отрицание, поскольку в мировоззренческой матрице этого народа присутствовала триада «самодержавие – православие - народность» (стр. 281).
Функцией религии, вопреки представлениям Маркса и Энгельса, является… рационализация человеческого отношения к божественному. При этом «рационализация отношения к божественному» мобилизует и присущие каждому народу видение исторнии и художественное сознание. Возникает духовная структура, занимающая исключительно важное место в центральной мировоззренческой матрице народа. (стр. 284).

БМ:
Фашистское государство не остается безразличным перед религиозным явлением вообще и перед положительной религией, в частности…. Государство не имеет своей теологии, но оно имеет мораль. В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством. Фашистское государство не создало своего "Бога", как это сделал Робеспьер в момент крайнего бреда Конвента; оно не стремится тщетно подобно большевизму искоренить религию из народных душ. Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа.
Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной политике фашистского режима останавливается на чисто оппортунистических соображениях, тот не понял, что фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего, есть система мысли.
Фашизм концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. Отсюда огромное значение традиции в воспоминаниях, языке, обычаях, правилах социальной жизни.
Вне истории человек ничто. Поэтому фашизм выступает против всех индивидуалистических на материалистической базе абстракций 19-го века; он против всех утопий и якобинских новшеств.

-----------------------------------
И еще кое-что по мелочам – из того, что, без сомнения, понравится «Русским Коммунистам»:

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.
Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса. (Это не Муссолини, а русский фашист-переводчик, некий Новиков – Alex_1)


Итак, фашизм есть духовная концепция, возникшая также из общей реакции века против ослабляющего материалистического позитивизма 19-го века. Концепция антипозитивистская, но положительная; не скептическая, не агностическая, не пессимистичная, не пассивно оптимистическая, каковыми являются вообще доктрины (все негативные), полагающие центр жизни вне человека, который может и должен своей свободной волей творить свой мир.
Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Он понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения. Это верно как для отдельного человека, так и для нации и для человечества вообще.
Отсюда высокая оценка культуры во всех ее формах (искусство, религия, наука) и величайшее значение воспитания. Отсюда же основная ценность труда, которым человек побеждает природу и создает собственный мир (экономический, политический, моральный, интеллектуальный)
8. Антисоциализм и корпоративизм

Вне государства нет индивида, нет и групп (политических партий, обществ, профсоюзов, классов). Поэтому фашизм против социализма, который историческое развитие сводит к борьбе классов и не признает государственного единства, сливающего классы в единую экономическую и моральную реальность; равным образом фашизм против классового синдикализма.
Но в пределах правящего государства фашизм признает реальные требования, из которых берут начало социалистическое и профсоюзное движения, и реализует их в корпоративной системе интересов, согласованных в единстве государства.
9. Демократия и нация

Индивиды составляют: классы соответственно категориям интересов, профсоюзы соответственно различным, объединенным общим интересом сферам экономической деятельности; но прежде и главнее всего они составляют государство. Последнее не является числом в виде суммы индивидов, образующих большинство народа. Поэтому фашизм против демократии, приравнивающей народ к большинству, и снижающей его до уровня многих.
Но он сам является настоящей формой демократии, если народ понимать, как должно, качественно, а не количественно, т. е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную идею. Эта идея осуществляется в народе через сознание и волю немногих, даже одного, и, как идеал, стремится осуществиться в сознании и воле всех.

13. Авторитет

В результате фашизм не только законодатель и создатель учреждений, но воспитатель и двигатель духовной жизни. Он стремится переделать не форму человеческой жизни, но ее содержание, самого человека, характер, веру.
Для этой цели он стремится к дисциплине и авторитету, проникающему дух человека и в нем бесспорно властвующему. Поэтому его эмблема ликторская связка, - символ единения, силы и справедливости.
"Если буржуазия", говорил я тогда, "надеется найти в нас громоотвод, она ошибается. Мы должны идти навстречу труду... Мы хотим приучить рабочий класс к искусству управления, даже, чтобы только убедить его, - что вовсе не легко вести вперед промышленность или торговлю... Мы будем бороться с техническим и духовным ретроградством... Перед открывающимся наследством после существующего строя мы не должны быть трусами. Мы должны торопиться! Если строй будет преодолен, мы должны занять его место. Право наследования принадлежит нам, ибо мы подвигли страну на войну и мы повели ее к победе. Настоящее политическое представительство нас не удовлетворяет, мы хотим прямого представительства отдельных интересов. Против этой программы можно сказать, что это возврат к корпорациям. Не важно!... Я хотел бы, чтобы собрание приняло с экономической точки зрения требования национального синдикализма".
Разве не удивительно, что с первого дня собрания на площади Святой Гробницы звучит слово "корпорация", которая в ходе революции должна обозначать одно из законодательных и социальных творений, лежащих в основе режима?

3. Против пацифизма: война и жизнь, как долг

Прежде всего фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображения текущей политики. Поэтому он отвергает пацифизм, прикрывающий отказ от борьбы и боязнь жертвы.
Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чужда фашизму
Также чужды духу фашизма все интернациональные организации общественного характера, хотя они ради выгоды при определенных политических положениях могут быть приняты. Как показывает история, такие организации могут быть развеяны по ветру, когда Идейные и практические чувства взбаламучивают сердца народов.

4. Демографическая политика и наш "ближний"

Демографическая политика режима вывод из этих предпосылок.
Фашист любит своего ближнего, но этот "ближний" не есть для него смутное и неуловимое представление; любовь к ближнему не устраняет необходимой воспитывающей суровости и тем более разборчивости и сдержанности в отношениях.
Фашист отвергает мировые объятия и, живя в общении с цивилизованными народами, он не дает обмануть себя изменчивой и обманчивой внешностью; бдительный и недоверчивый, он глядит им в глаза и следит за состоянием их духа и за сменой их интересов.

5. Против исторического материализма и классовой борьбы

Подобное понимание жизни приводит фашизм к решительному отрицанию доктрины, составляющей основу, так называемого, научного социализма Маркса; доктрины исторического материализма, согласно которой история человеческой цивилизации объясняется исключительно борьбой интересов различных социальных групп и изменениями средств и орудий производства.
Никто не отрицает, что экономические факторы - открытие сырьевых ресурсов, новые методы работы, научные изобретения - имеют свое значение, но абсурдно допускать, что их достаточно для объяснения человеческой истории без учета других факторов.
Теперь и всегда фашизм верит в святость и героизм, т. е. в. действия, в которых отсутствует всякий - отдаленный или близкий - экономический мотив.
Отринув исторический материализм, согласно которому люди представляются только статистами истории, появляющимися и скрывающимися на поверхности жизни, между тем, как внутри движутся и работают направляющие силы, фашизм отрицает постоянную и неизбежную классовую борьбу, естественное порождение подобного экономического понимания истории, и прежде всего он отрицает, что классовая борьба является преобладающим элементом социальных изменений.
После крушения этих двух столпов доктрины от социализма не остается ничего, кроме чувствительных мечтаний, - старых, как человечество, - о социальном существовании, при котором будут облегчены страдания и скорби простого народа. Но и тут фашизм отвергает понятие экономического "счастья", осуществляющегося в данный момент экономической эволюции социалистически, как бы автоматически обеспечивая всем высшую меру благосостояния. Фашизм отрицает возможность материалистического понимания "счастья" и предоставляет его экономистам первой половины 18 века, т. е. он отрицает равенство: - "благосостояние-счастье", что превратило бы людей в скотов, думающих об одном: быть довольными и насыщенными, т. е. ограниченными простой и чисто растительной жизнь.
6. Против демократических идеологий
После социализма фашизм борется со всем комплексом демократических идеологий, отвергая их или в их теоретических предпосылках, или в их практических применениях и построениях.
Фашизм отрицает, что число, просто как таковое, может управлять человеческим обществом; он отрицает, что это число посредством периодических консультаций может править; он утверждает, что неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей, которые не могут быть уравнены механическим и внешним фактом, каковым является всеобщее голосование.
Можно определить демократические режимы тем, что при них, время от времени, народу дается иллюзия собственного суверенитета, между тем как действительный, настоящий суверенитет покоится на других силах, часто безответственных и тайных. Демократия это режим без короля, но с весьма многочисленными, часто более абсолютными, тираническими и разорительными королями, чем единственный король, даже если он и тиран.

8. Против либеральных доктрин

По отношению к либеральным доктринам фашизм находится в безусловной оппозиции, как в области политики, так и экономики. В целях текущей полемики не следует преувеличивать значение либерализма в прошлом веке и делать из одной из многочисленных доктрин, расцветших в том столетии, религию человечества для всех времен, настоящих и будущих.
Германия достигла своего национального единства вне либерализма, против либерализма, доктрины, чуждой Немецкой душе, душе исключительно монархической, между тем как либерализм есть логически и исторически преддверие анархии. Этапы немецкого объединения, это три войны 1864, 1866 и 1870 годов, ведомые такими либералами, как Мольтке и Бисмарк.
Накопив бесконечное количество гордиевых узлов, либеральный век пытается выпутаться через гекатомбу мировой войны. Никогда никакая религия не налагала такой громадной жертвы. Боги либерализма жаждут крови? Теперь либерализм закрывает свои опустевшие храмы, так как народы чувствуют, что его агностицизм в экономике, его индифферентизм в политике и в морали ведут государство к верной гибели, как это уже было раньше.

9. Фашизм не пятится назад

Фашистское отрицание социализма, демократии, либерализма не дает, однако, права думать, что фашизм желает отодвинуть мир ко времени до 1789 года, который считается началом демо-либерального века.
Из обломков либеральных, социалистических и демократических доктрин фашизм извлекает еще ценные и жизненные элементы. Он сохраняет так называемые завоевания истории и отвергает все остальное, т. е. понятие доктрины, годной для всех времен и народов. Допустим, что 19-ый век был веком социализма, демократии и либерализма; однако, это не значит, что и 20-ый век станет веком социализма, демократии и либерализма. Политические доктрины проходят, народы остаются. Можно предположить, что этот век будет веком авторитета, веком "правого" направления, фашистским веком. Если 19-ый век был веком индивида (либерализм равнозначен с индивидуализмом), то можно предположить, что этот век будет веком "коллектива", следовательно веком государства.

"Превышая границы краткой индивидуальной жизни, государство представляет неизменное сознание нации. Внешняя форма государства меняется, но его необходимость остается. Это государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, т. е. к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших".
"Когда чувство государственности ослабевает и берут верх разлагающие и центробежные устремления, тогда нации склоняются к закату".
-------------------
Предлагаю Русским Коммунистам, наконец, немного подумать собственной головой. Если она еще осталась.

От Alex~1
К Alex~1 (10.03.2008 20:01:03)
Дата 20.06.2008 11:50:32

Re: Немного о...

Полку поклонников Дуче прибыло. :)
Т.е. прибыло не сейчас - в прошгом году.:)
Но вот приучил меня Monco иногда заглядывать к мурзистам - а там интересная ссылка на истинно русскую газету, "Завтра" называется.

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/709/23.html

А там - прямл плагиат из Муссолини. Самое забавное, что почти уверен, что данный аффтар - Судовцев - Муссолини явно не читал. А читал бы, постеснялся так тащить чужой текст. :)

---------

Новая книга одного из признанных "властителей дум" современной России, Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, увлекает даже самой постановкой проблемы. Понятие "народа" трактуется автором прежде всего не как самостоятельный феномен, а как проект, базовые характеристики которого, несмотря на все различия между наличествующими цивилизационными подходами, могут быть достаточно строго определены.

Народ для Кара-Мурзы — не нация, не этничность и не "население страны". Это не "естественно-исторический феномен" и, соответственно, от противного, не "постоянный референдум по факту собственного существования". Это именно проект, своего рода "экологическая ниша" человеческого бытия на Земле, которая может быть заполнена разными общностями людей, созданными на разных объединяющих их основаниях, но выполняющими жестко заданные "народные" функции. "В образованном человеке неминуемо должны сочетаться оба представления о его народе — примордиализм и конструктивизм".

...
Тенденция отнести главные функции народа как проекта на уровень "коллективного самосознания" у Сергея Кара-Мурзы просматривается достаточно четко. Причем его характеристики достаточно просты. У народа должно быть собственное имя. У народа должен быть собственный язык. И у народа должна быть собственная судьба, собственная история, реальная или вымышленная — не суть важно. Важно, чтобы она так или иначе была сопряжена с судьбой других народов, дружественных или враждебных по отношению к народу-протагонисту, порождающих либо убивающих его.

Собрав, при небольшом интеллектуальном усилии, эти характеристики воедино, мы неожиданно для себя получаем вполне типичный портрет личности. Но личности не обычной — естественной и человеческой, а личности народной — сверхъестественной и сверхчеловеческой. Кроме того, эта сверхъестественная и сверхчеловеческая народная личность по определению является, во-первых, множественной, а во-вторых — сотворенной и потому не бессмертной. "Народы, как люди, — они появляются и исчезают".
--------------------

Не откажу себе в удовольствии еще раз процитировать Бенито нашего Муссолини:

Индивиды составляют: классы соответственно категориям интересов, профсоюзы - соответственно различным, объединенным общим интересом сферам экономической деятельности но прежде и главнее всего они составляют государство. Последнее не является числом в виде суммы индивидов, образующих большинство народа. Поэтому фашизм против демократии, приравнивающей народ к большинству, и снижающей его до уровня многих 17.

Но он сам является настоящей формой демократии, если народ понимать, как должно, качественно, а не количественно, т.е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную идею. Эта идея осуществляется в народе через сознание и волю немногих, даже одного, и, как идеал, стремится осуществить в сознании и воле всех 18.

Именно тех, кто сообразно этнической природе и истории, образует нацию, будучи направляемы единым сознанием и волей по одной линии развития и духовного склада.

Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т.е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т.е. самосознание, следовательно, и личность 19.


10. Понятие государства.

Эта высшая личность есть нация, поскольку она является государством. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство.

Право нации на независимость проистекает не из литературного и идейного сознания собственного существования, и тем меньше из фактического более или менее бессознательного и бездеятельного состояния, но из сознания активного, из действующей политической воли, способной доказать свое право, т.е. из своего рода государства уже in fieri. Государство, именно как универсальная этическая воля, является творцом права 20.


11. Этическое государство.

Нация, в форме государства, есть этическая реальность, существующая и живущая, поскольку она развивается. Остановка в развитие есть смерть. Поэтому государство есть не только правящая власть, дающая индивидуальным волям форму закона и создающая ценность духовной жизни, оно есть также сила, осуществляющая во вне свою волю, и заставляющая признавать и уважать себя, т.е. фактически доказывающая свою универсальность во всех необходимых проявлениях своего развития 21. Отсюда организация и экспансия, хотя бы в возможности. Таким образом, государственная воля уравнивается по природе с человеческой волей, не знающей в своем развитии пределов и доказывающей своим осуществлением собственную бесконечность 22.


12. Содержание государства.

Фашистское государство, высшая и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная.
-------------

Еще более интересно то, что союзнички и последователи уже начинают грозить "русскому коммунисту" пальчиком и подталкивать под микитки, причем хорошо так подталкивать. В принципе, они и правы. Сказал А...

---------
Если в этой связи обратиться, например, к евангельской традиции, то ангелический характер этих сверхъестественных и сверхчеловеческих народных существ станет не просто очевидным, но вопиющим. Впрочем, как все мы знаем еще со школьной парты, наука доказала: Бога нет, а потому никаких ангелов нигде нет и быть не может. Хотя иногда — в случае, например, масштабных военных столкновений наподобие Второй мировой войны, — у очень многих людей в этом возникают более чем серьезные сомнения. "На войне атеистов не бывает". Но в таком случае академические исследователи, как правило, предпочитают как можно быстрее найти другую, более удобную для них точку зрения и не рассматривать проблемы под каким-то "невполнеполиткорректным" углом.

Сергей Кара-Мурза, следует отдать ему должное, идет по избранному пути последовательно и практически до конца. По сути, строительство-"будительство" народов и, соответственно обратный процесс их демонтажа, в этой книге предстают пусть достаточно сложными, но вполне "технологичными" занятиями "элит", по степени сложности вполне сопоставимыми, например, с современной генной инженерией или недавно поднятыми на щит "нанотехнологиями" — и примерно с теми же не вполне определенными шансами на конечный успех.

Этот "социальный механицизм", несомненно, имеющий отношение к "нациестроительству" с его внешней стороны, Сергей Кара-Мурза, видимо, сам того не желая, получил в наследство от той самой просветительской (иллюминатской) рационалистской парадигмы, которой он вполне искренне следует. Тем более, что для него "при буквальном переводе слово "народ" эквивалентно слову "нация", производному от латинского слова "рождаться". Такой знак равенства, поставленный между понятиями "нации" и "народа", весьма характерен не только для академического сознания в частности, но и для секулярного, синархического сознания в целом, не понимающего и не желающего понимать, что его базовый принцип эволюции, "восхождения от низшего к высшего" является не самодостаточным феноменом, а взаимосвязанной, обратной и внешней стороной постоянно идущего процесса "нисхождения от высшего к низшему" или, вернее, "притягивания низшего высшим", о чем, впрочем, написаны совсем другие книги.
---------------

Скоро, очень скоро Кара-Мурза жалобно запищит о том, что не этого... не так... я не имел в виду... я не хотел...

А все потому, что солидаристское сознание совершенно антинаучно. Надо же, какая глупость - считать, что любой книжно-высосанный из пальца социальный проект устойчив, жизнеспособен и способен к саморазвитию. Фигушки. Мурзовые завывания и пропаганда работает в пользу фашистов и только фашистов. А уж понимает это Кара-Мурза или нет, согласен он с с этим или нет - никого не волнует.

От Кудинoв Игорь
К Alex~1 (20.06.2008 11:50:32)
Дата 20.06.2008 12:38:28

Идея давно витает в воздухе

и это отнюдь не FAQ по марксизму. Я тут клочками посмотрел по официозно-патриотической "звезде" "Д/ф «Бенито Муссолини. Частная жизнь»"
http://tvzvezda.ru/?id=269283 . Фильмец, между прочим, 2005 года, ( это до твоей статьи? ) весьма сочувственный, с нотками симпатии к отцу-основателю неплохой, в-общем-то идее, извращенной и изгаженной нацистами. Но это мне могло и показатсья :) я отрывками смотрел часть одной серии, а искать по торрентам и пересматривать лень.

От Alex~1
К Кудинoв Игорь (20.06.2008 12:38:28)
Дата 20.06.2008 14:35:21

Re: Идея давно...

>и это отнюдь не FAQ по марксизму.

Да, я отдаю себе отчет, что думать для охваченных страстным племенным патриотизмом и горячим желанием потреблять лавочников, бандитов и офисного планктона - противоестественно. :)

>Я тут клочками посмотрел по официозно-патриотической "звезде" "Д/ф «Бенито Муссолини. Частная жизнь»"
http://tvzvezda.ru/?id=269283 . Фильмец, между прочим, 2005 года, ( это до твоей статьи? ) весьма сочувственный, с нотками симпатии к отцу-основателю неплохой, в-общем-то идее, извращенной и изгаженной нацистами. Но это мне могло и показатсья :) я отрывками смотрел часть одной серии, а искать по торрентам и пересматривать лень.

Нам еще предстоит наблюдать анекдот - схватку между солидаристами и истинно-русскими на предмет того, кто истинный последователь Дуче, а кто - отступник, ренегат и ревизионист. :) Это православный фалангист из "Завтра" уже рвется в бой. :)

От Scavenger
К Alex~1 (10.03.2008 20:01:03)
Дата 26.03.2008 18:30:09

Re: О Муссолини и Кара-Мурзе.

>Итак, по разделам: первая цитата – Кара-Мурза (КМ), вторая – Бенито Муссолини (БМ), «Доктрина фашизма» (
http://bookz.ru/authors/mussolini-benito/mussol/1-mussol.html).

>КМ:
>В русской культуре конца XIX в. Доминировали иные представления: Человек – не индивид, а личность, включенная в Космос и братство всех людей. Он не отчужден ни от людей, ни от природы. Его не душат «пуповины» религии и общинности, не угнетает государство, не обесчеловечивает разделение труда. (стр. 244)

>Наоборот, русский человек стремился быть со всеми – «без меня народ неполный»… В русской культуре это качество считалось необходимым. Пришвин записал в дневнике 30 октября 1919 г.: «Был митинг, и некоторые наши рабочие прониклись мыслью, что нельзя быть посередине. Я сказал одному, что это легче – быть с теми или с другими. «А как же, - сказал он, - быть ни с теми, ни с другими – как?» - «С самим собою». – «Так это вне общественности!» - ответил таким тоном, что о существовании вне общественности он не хочет и слышать» (стр. 245)

>БМ:
>Мир для фашизма есть мир не только материальный, манифестирующий себя лишь внешне, в котором человек, являющийся независимым индивидом, отдельным от всех других, руководится естественным законом, инстинктивно влекущим его к эгоистической жизни и минутному наслаждению.
>Для фашизма человек это индивид, единый с нацией,

На это можно сравнение заканчивать. Для Муссолини человек является природным индивидом, влекущимся к эгоистическому наслаждению, но единым с нацией. Для Кара-Мурзы, личностью, единой с Космосом и обществом. Уже этого не заметили.

>Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства.

Вот именно это и отличает Кара-Мурзу от Муссолини. Муссолини хочет из законченной сволочи создать "героя", Кара-Мурза имеет дело с личностью, которая сама по себе не эгоистический индивид, и не герой.

>В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.

Заметьте себе, что для Муссолини у человека есть только тогда ценность, когда он готов умереть за его идею и когда он "чисто духовен", то есть "идеен", только тогда этот "законченный эгоист" - вообще человек. У Кара-Мурзы, человек сначала человек, а потом личность. То есть Кара-Мурза не делит людей на тех, кто человек и тех, которые личность.

>Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.

Заметьте, "человек совпадает с государством", потому только он человек. То есть он растворяется в государстве, винтик машины. Никакой соборности и никакой личности тут нет.

>Фашизм против классического либерализма, возникшего из необходимости реакции против абсолютизма и исчерпавшего свою задачу, когда государство превратилось в народное сознание и волю. Либерализм отрицал государство в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство, как истинную реальность индивида.
>Если свобода должна быть неотъемлемым свойством реального человека, а не абстрактной марионетки, как его представлял себе индивидуалистический либерализм, то фашизм за свободу. Он за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве.

>КМ:
>Следующий важный элемент мировоззренческой матрицы русского народа – отношение к государству как к высшей ценности, даже сакрализация государства…. Можно прищзнать как факт, что государство и в царской России, и в СССР было идеократическим. Это был важный центр жизнеустройства и целеполагания народа, источник смыслов мировоззренческого уровня.

Сравните еще раз Кара-Мурза: "Государство - это важный источник смыслов для общества", Муссолини - "Государство - это все, только в государстве индивид становиться человеком". Тождество видите?

Даже не буду дальше развивать. Ничего Вы кроме Маркса не понимаете. Да и Маркса понимаете не вполне.

С уважением, Александр

От Alex~1
К Scavenger (26.03.2008 18:30:09)
Дата 26.03.2008 19:12:32

Re: О Муссолини...

>Даже не буду дальше развивать. Ничего Вы кроме Маркса не понимаете. Да и Маркса понимаете не вполне.

:)

Дуракам закон не писан.
Если писан, то не читан.
Если читан, то не понят.
Если понят, то не так.


Это я отнюдь не о себе и не о форумных "марксистах". :) О ком - глубоко задумайтесь сами. :)

От Кравченко П.Е.
К Alex~1 (10.03.2008 20:01:03)
Дата 14.03.2008 20:54:02

Re: Немного о...



>В принципе, «левый» там кто или «правый» - не суть важно, в 90-ые годы Гайдар с Чубайсом позиционировали себя как «левых» (тогдла еще нужна была маскировка). Тем не менее, в идеологическом плане социалисты и коммунисты всегда – безо всякого исключения – позиционируются как «левые». Посмотрим, что думает о «левых» Кара-Мурза.
Не верно. Вот именно тогда, когда демки называли себя "левыми", коммунистов они называли "правыми"

От K
К Alex~1 (10.03.2008 20:01:03)
Дата 11.03.2008 02:49:53

Re: Немного о...

1. цитаты должны быть короткими.
2. не понятна главная цель. Фашисты? Фашисты в России такая же
картонная дразнилка как и всемогущий Чубайс. А за ними стоят вполне
конкретные интересы, вот на них и надо проверять писанину СГБ.