Re: знание vs "дигитальная" экономика (наука, образование, управление)
ГРОМЫКО: Мне кажется, очень важно понимать несколько обстоятельств и условий, которые уже запущены, которые формируются. Ведь мы, в известном смысле, находимся под огромным давлением так называемых цифровых средств, что развертывается и в науке, и в инженерии, а теперь доползает и до управления. Что произошло в науке: есть огромная группа людей, которые утверждают, что традиционная наука, как ее понимали методологи науки, условно говоря, от Галилея, Канта и так далее, давно закончилась, а существует так называемый третий тип научного метода, который называется "компьютационный расчетный". Это что означает? Это означает, что существует некоторая цифровая модель: заниматься не разработкой теории, то есть построением теоретической модели, не экспериментами, а надо подставлять данные в эту самую компьютационную модель вычислительную – и она все за тебя скажет.
КУЛИКОВ: Это же следствие эмпиризма.
ГРОМЫКО: Это следствие, с одной стороны, эмпиризма, но, с другой стороны, это уже "подсажено" на возможность воздействия на значительные группы людей.
КУЛИКОВ: Нет, подожди! Пожалуйста, я сменю масштаб рассмотрения: это - попытка вообще создать новую квазирелигию. Я ее отчетливо вижу - всю эту тему с Big Data: "Ах, выяснилось страшное! Теперь, оказывается, компьютер может про тебя посчитать все, чего ты и сам про себя не знаешь!". Какой ужас! Что делать? "Значит, теперь надо срастить человека с компьютером", - говорят они. И некоторые, самые продвинутые - наверное, и самые богатые, потому что тут вопрос "продвинутости" не очень внятно звучит - они себя чипируют, станут сверхлюдьми. ...
ГРОМЫКО: Правильно! Но мне здесь интереснее вообще социальные следствия этой идеи, потому что в развитие человека за счет приращивания чипов я не верю, чисто с точки зрения в том числе бионаучных данных. То есть можно создавать каких-то уродцев, которые будут бесконечно болеть, у них все будет разлагаться – на мой взгляд, это нереалистичная идея. А вот куда это все смещается: вышел интересный роман американский, который называется "Сфера", где показывается, что, например, за счет постоянной передачи данных об организме, которые все должны быть прозрачны, просто начинается мощнейшее социальное давление, где человек начинает подчиняться всему набору тех привычек, которые рационально вообще не проверяются, являются особого типа суевериями.
микросюжеты или вбросы про третий научный метод (т.н. вычислительный эксперимент, компьютерные модели етс) и девятку министерств - попало с моей подачи
...талантливых, хитрых, умных, приспосабливающихся людей может возникать сколько угодно, это заслуга семьи, но происходит некоторый системный разрушающий провал, который, на мой взгляд, уже чувствуется. Это то, что происходило с образованием последние 10 лет. ... Вопрос в том, какова ценностная матрица школы? Выполняет ли школа свою основную функцию, учит ли она? То есть культивируется ли учебность в сегодняшних очень сложных информационных социальных условиях или, скажем, эта функция исчезает? На мой взгляд, обращение многих родителей, а сейчас даже такое движение возникает – переводить детей на экстернат, создавать индивидуальные формы, - они как раз связаны с тем, что у многих родителей начинает возникать вопрос: а функция учебности сохраняется? ... связанное https://ria.ru/zinoviev_club/20170615/1496598472.html