Старые заметки по поводу Валлерстайновского замечания о слиянии сфер общественной жизни.
Можно разделить общество на поля по Бурдье и уклады по Крылову (или ЧЭФ по Шушарину). Больших полей три: культура, государство, экономика. Социально-экономические уклады тоже можно разделить на три группы: доиндустриальные (первобытный после неолитической революции и последующие уклады), индустриальные (капиталистический или социалистический после промышленной революции), постиндустриальные (финансовый капитализм или коммунизм после научно-технической революции).
Доиндустриальные уклады.
Культура существовала в религиозной форме (вера). Через художественные образы она определяла единые этику и эстетику как способы социализации человека. Высокая культура доиндустриального уклада — часть демографического производства.
Государство прошло ряд формальных изменений и окончательно сложилось как высшая форма в виде единой бюрократической машины при абсолютизме. Через насилие государство определяло право — способы социализации уже не индивидов, а сословий и классов. При этом цели государства и общества целиком определялись культурой.
Экономика была всего лишь материальной базой культуры и государства. Она существовала отдельно от них, хотя регулировалась правом и получала знания из культуры. Натуральный характер экономики определялся потребностями главного производства — демографического. Частная собственность на средства производства существовала как право отдельной ячейки демографического производства пользоваться частью общественного достояния. Она не подлежала обмену по воле владельца.
Индустриальные уклады.
В промышленном капитализме культура существует в форме идеологии (не религиозная вера). Идеологизированная форма культуры называется массовой культурой и определяет образ жизни как классовый способ политически верного поведения. Этика отделена от эстетики - то что хорошо, может быть некрасиво и наоборот. Высокая культура перестает финансироваться и начинает уходить в прошлое. Социализация человека перестает быть делом общества потому что главным производством становится производство вещей.
Абсолютистская государственная бюрократия получает законченную форму избавившись от монарха начинает служить господствующему классу и сама себе. Государство приобретает характер открытой классовой диктатуры. Его цели теперь диктуются экономическими интересами правящего класса. Реализуется формула: «Экономика, политика, идеология».
Экономика становится ведущим полем общественных отношений. При капитализме именно она, а не культура, ставит задачи государству и массовой культуре. Возрастает роль в экономике отныне самостоятельной части культуры — науки. Товарный характер экономики определялся потребностями главного производства — вещей. Возникает корпоративная бюрократия равная по мощности государственной. Общество становится обществом изоляции (Фуко). Периодически возникают кризисы перепроизводства товаров. Рынок из среды обмена в которой действуют равные субъекты превращается в среду концентрации промышленного капитала, уничтожающего любую частную собственность кроме корпоративной. Частная собственность становится абсолютной и предполагает право собственника использовать вещь для эксплуатации других людей, продать или уничтожить ее.
Постиндустриальные уклады.
Наступает смерть высокой культуры. Нет области культуры которая занималась бы социализацией человека. Массовая культура полностью поглощается экономикой, становится рекламой и определяет образ жизни как правильный способ потребления. Этика поглощается эстетикой — хорошо то, что красиво с точки зрения потребления. Сокращается финансирование фундаментальной науки которая поглощается технологией. Массово формируется homo economicus — человек управляемый через примитивный набор гедонистических потребительских реакций.
Ведущим полем общественных отношений становится власть. Бюрократия национальных государств и бюрократия финансовых корпораций сливается в единую глобальную управленческую корпорацию. Государственная сфера поглощается экономикой. Возникает искусственный интеллект глобальной властной финансовой бюрократии, который сам устанавливает цели неразличимых политики и экономики исходя из интересов собственного выживания. Конструкторов и организаторов промышленной эпохи сменяют олигархи и менеджеры из уголовной среды. Интеллект им не нужен — с принятием решений система справляется сама. Национальное государство из орудия классового господства национальной буржуазии становится орудием глобального капитала не опосредованного капиталистами. Оно теряет свои внешние защитные функции и становится голым орудием подавления населения своей страны в интересах глобализации. Любая политическая деятельность — только чей-то бизнес, подчиненный мировой финансовой системе. Политика вытесняется в маргинальную сферу демографического производства (биополитика по Негри). Общество становится обществом контроля (Делез).
Экономика разделяется на реальную производящую и фиктивную (виртуальную) финансовую. Задача реальной экономики — производство предметов потребления, фиктивной — производство власти. Власть реализуется по формуле Макиавелли как сила и согласие, но теперь это долг (обязательства по кредиту) и желание (желание потреблять продиктованное рекламой). Деньги из меры труда превращаются в меру власти. Понятие трудовой и потребительской стоимости исчезает. Отсутствие трудовой стоимости приводит к негарантированности прав трудящегося. Отсутствие потребительской стоимости — к негарантированности прав потребителя. Капитал в наиболее чистой законченной форме виртуальных обязательств господствует сам через глобальную бюрократию. Собственность юридическая и экономическая становится пустым звуком, потому что все управляется единой финансовой системой которая сама решает кто, чем и когда пользуется. Институт частной собственности полностью заменяется институтом залога. Частный собственник становится не более чем пользователем вещи, принадлежащей банку. Самая массовая в истории бюрократия ничем не управляет, потому что никакие доступные ей регуляторы не работают. Она может только рефлекторно обслуживать систему, обеспечивая ее и собственное выживание. Циклические при промышленном капитализме кризисы перепроизводства товаров превращаются в один непрерывный кризис перепроизводства долгов (власти). Рынок товаров сменяется рынком капиталов, затем рынком власти и, наконец, исчезает полностью. Хаотически меняющаяся по прихоти финансовой системы цена денег не оставляет никаких возможностей для рационального обмена.
Диалектика дальше расписывается просто и можно наметить точки по которым ударить чтобы все развалилось. Ломать - не строить. :)