Логика и феноменология всемирной истории А.Д. Майданский
Идея о стремлении вещей к сохранению их бытия имеет весьма древнюю родословную. Ее открытие приписывают перипатетикам, позже находят в сочинениях стоиков и схоластиков, Декарта и Гоббса. У Спинозы она приобретает значение всеобщего принципа бытия. В неорганической природе conatus обнаруживает себя как инерция движения тел; в органическом мире – как естественная потребность (appetitus), побуждающая живое тело к действованию ради сохранения своего бытия. В этом отношении человек ничем не отличается от прочих живых существ. Appetitus, пишет Спиноза, «есть не что иное, как самая сущность человека, из природы которого с необходимостью вытекает то, что служит к его сохранению, и, таким образом, человек является определенным (determinatus est) к действованию в этом направлении» Очевидный недостаток данного определения заключается в том, что Спиноза принимает за сущность человека нечто общее для всех живых существ и не указывает, в чем же конкретно заключается особая, свойственная только человеку форма осуществления этой сущности. Впоследствии Маркс показал, что специфически человеческой формой осуществления естественной потребности является труд. В труде мы находим настоящую субстанцию всемирной истории. Что же такое труд? Его “действующей причиной” (causa efficiens) является естественная потребность: она побуждает человека трудиться и потому ею одной, а не способностью к целеполаганию и не устройством мозга или руки, надлежит объяснять природу труда вообще.
-----------------------------------
в значительной мере это (ИМО) - процесс совместной рефлексии и работы над поставленными ранее, в том числе в альманахе, конкретными проблемами совр.философии.
Из других новостей с "философских фронтов". Умеренно и сдержанно говоря, вырисовываются крепкие и фундированные заделы для актуализации лучшего наследия материалистической традиции, начниная с фундаментального спора еще времен античности (ранее известен как "борьба двух линий в философии -линий Платона и Демокрита".
Просьба к желающим посодействовать в восстановлении контекста,особенно -поздних хороших работ советского периода. Прежде всего "античники" -М.К.Петров(он уже есть в достаточной мере), Т.В.Васильева - ее работы о Лукреции. С этим засада пока.
Это тот Лукреций, который Тит Лукреций Кар,каррр,каррр!Парня оказывается без нас раскрутили "синергетики" -Пригожин-Стенгерс. Там есть идея (для теории хаоса и нелинейной динамики) про "клинамен". Ранее невостребованная, теперь оказавшяся то что надо.
Господство идеалистической линии по отношению к материалистчиской (это не вполне точное описание сути противостояния) разумеется основано и вызывано социальными и пр."земными" условиями ,анатгонистичскими формами общественного уклада и классового господства. В общем, повторю центральный тезис "тогда" ( во времена идейного противостояния советского периода) вовсе не "все нам ВРАЛИ", и задача актуализации лучшего советского наследия тут (напр. М.К.Петрова)весьма плодотворна. суть развязки в этот раз будет несколько в ином. Ключевые слова -гилеморфизм,гипостазис,телеология(Платона-Аристотеля) и "наш ответ " этой рррабовладельческой блин классике- прежде всего тов. Спинозы. Просьба к Дм.Кропотову - есть ли там у Губина и Семенова выходы на эту проблематику, если есть -дать ссылки поконкретней. Напр. на Губина. Пригодятся в скором будущем