|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Вадим Рощин
|
|
Дата
|
16.08.2012 00:58:48
|
|
Рубрики
|
Проекты & планы;
|
|
Re: Когнитариат и социализм
>вход закрыт паролем (это в основном для поисковых систем)
>логин: situation
>пароль: situation
Что-то не получается войти:(
>регламент работы прилагается следующий. Надо здесь обсудить первоначальный список статей и систему категорий. Затем желающие декларирируют за какие статьи возьмутся, ну или без декларации сразу создают их. Если есть желающие написать статью, но лень разбираться в особенностях ПО, присылайте материалы тем из редакторов, кто будет активно участвовать в проекте. Но лучше конечно самим освоить интерфейс.
Наткнулся в сети на довольно интересный журнал некоего smirnoff-v.
Вот несколько примеров:
http://smirnoff-v.livejournal.com/166533.html
http://smirnoff-v.livejournal.com/165610.html
http://smirnoff-v.livejournal.com/171137.html
- абстрактный и всеобщий труд, свободное время и прочие ключевыекатегории марксовой социологии это всё хорош и конечно же их надо осветить и в нашей вики, но энциклопедические статьи на эту тему уже были написаны классиками вроде Ильенкова. Их конечно стоит привести с некоторыми комментариями, но я о другом - позиция smirnoff-v всем замечательна, но в ней есть маленький изъян характерный для многих марксистских теоретиков. Выглядит он следующим образом - «пусть капитализм разовьет производительные силы, поднимут производительность труда, и когда у людей будет много свободного времени, придем мы, коммунисты и расскажем что с ним делать», при этом молчаливо подразумевается (здесь я намеренно утрирую), что пока капитализм не снабдил человечество нанороботами и фотонными звездолетами можно благополучно витать в эмпиреях высокой теории. Проблема однако в том, что капитализм никогда не постоит фотонный звездолет. Между коммунизмом как царством всеобщего труда и капитализмом как тотальным господством труда абстрактного лежит пропасть, которая может быть заполнена не одним, а несколькими способами производства. В известной книге «После коммунизма» Чернышев и Криворотов, основываясь на ЭФР44 высказали важную мысль , что преодоление самоотчуждения проходит тот же путь что и самоотчуждение, т. е. коммунизм это процесс состоящий из многих способов производства. Вот эти способы производства, «нисходящие формации», раскручивающие маховик самоотчуждения человека в обратную сторону (что, по крайней мере теоретически, как и стоимость, можно померить количественно , например сокращением доли репродуктивного труда ) и следует называть социализмами (с каким нибудь определяющим предикатом). Такое определение социализма по сути является лишь отрицательным (социализм как отрицание частной собственности, этап её положительного уничтожения), и во времена Маркса иного и быть не могло — в противном случае была бы нарушена причинность (в истории однозначно предсказуемо только прошлое). Положительное определение социализма (социализм как отношения по воспроизводству технологии, т. е. не вещи, а процесса, не товара , а деятельности), критика социализма на основе его самого, есть только у Шушарина, но это новая теория, которую еще надо разрабатывать. Вот тут, как мне кажется коренное отличие нашей вики, от традиционной — наша должна не только сообщать уже устоявшиеся понятия (например в сфере политэкономии капитализма, или в диалектической логике они более-менее устоялись), но и помогать в перспективных исследованиях. То же понятие когнитариата, хотя и было введено в научный оборот рядом буржуазных социалистов и футурологов вроде Белла , не отражает свою истинную сущность пока не будет выведено методом восхождения от абстрактного к конкретному, диалектически обнаружено в конкретно-исторической ситуации. Мое глубокое убеждение состоит в том что когнитариат производиться из занятых абстрактным трудом пролетариев в рамках социалистического (воспроизводящего технологии) уклада. Другое дело что это теоретическое описание эндогенного процесса, а в реальности мы имеет гетерархию укладов (капитал может господствовать и над социалистическим укладом, как когда-то и над самим капиталом господствовал феодализм абсолютистской монархии, и в этом случае когнитарии оказываются специфическим отрядом пролетариата ), связанных также и экзогенными отношениями. Заметим еще одно новое, но очень важное понятие, ведь война это тоже производственное отношение, только экзогенное — перефразируя «Манифест...» можно сказать, что если история любого общества была историей войны классов, то история человечества это история войны обществ, а перефразируя Клаузевица «политика есть продолжение войны иными средствами». Потобно тому как сугубо эндогенные товарно денежные отношения расчленяют общество на конкурирующие капиталы, экзогенные расчленяют расчленяют человечество (планетарный процесс производства и воспроизводства действительной жизни) на отдельные ворующие общества.
Как видите есть несколько понятий (социализм, когнитариат, экзогенные поизводственые отношения) которые еще не устоялись или не введены в широкий научный оборот, но полезны как инструменты анализа, а значит мнения нашего сообщества относительно данных понятий должно быть представлено в вики при Ситуации.