От Monco Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 07.03.2012 22:54:14 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Вопрос простой, ответ столь же простым не получится.

Ответ "буржуазия", к сожалению, не способен отразить всё конкретно-историческое своеобразие момента.

Генезис российского капиталиизма сильно отличает нас от развитых капиталистических стран. У нас капитализм возник в результате переворота части правящего слоя, крупные капиталы насаждались на пустом месте при непосредственном участии государственного аппарата. Нормальное отношение в известном смысле оказалось перевёрнутым - не капиталисты создали под себя государство, а государство создало капиталистов. В этом и состоит историческое своеобразие момента.

Для класса капиталистов в целом государство не является послушным инструментом. Правящая камарилья сама является крупнейшим капиталистом, за счет доступа к бюджету (повышенный интерес к РосПилу не случаен) и аппарату насилия создаёт себе преференции и в этом качестве противостоит остальной части класса капиталистов. Влияние капитала на государство не пропорционально размеру капитала, огромную роль играют связи в верхушке. Вот эта часть капиталистов, которая не имеет прямого доступа к кормушке, сейчас и борется за власть.

Утратившим надежду завоевать место у кормушки в подковерной борьбе, остается только одно - бороться за "нормальное" капиталистическое государство с равными возможностями для капиталов одинакового размера. Хотят они этого или нет, но это означает более демократическое государственное устройство. И в борьбе за это устройство неизбежно приходится апеллировать к гражданским чувствам общества.

Движение это нельзя рассматривать лишь как разборку внутри правящего класса, до которой пролетариату нет никакого дела. Объяснять причины, по которым пролетариат кровно заинтересован в борьбе за демократию, я думаю излишне. А накаленная политическая атмосфера может послужить питательной средой для выработки классового сознания. Главное не забывать, что буржуазия - непоследовательный борец за демократию. Когда буржуазия будет готова остановиться, пролетариату придется подталкивать её вперёд или даже двигаться одному.