Первый том посвящен двум эпохам — первобытнообщинному строю и рабовладельческой формации. Большое внимание уделяется племенному миру и раннерабовладельческим государствам. История Греции освещается начиная с III тыс. до н. э. Хронологическим рубежом тома является дата падения Западной Римской империи (476 г.). История Рима тесно увязана с историей его провинций и других регионов, вступавших в контакты с империей.
Том охватывает два первых этапа истории средневековой Европы: раннее средневековье (V — XI вв.), когда во взаимодействии позднеантичного и варварского миров начал формироваться новый общественный строй — феодальный; и период развитого феодализма (XI — XV вв.), когда феодальная система достигла своего расцвета и когда постепенно складывалась политическая карта Европы.
Все регионы — Западная, Центральная, Юго-Восточная Европа и Русь рассмотрены в их единстве и одновременно своеобразии. Социально-культурная общность средневековой Европы показана во всех аспектах — экономическом, политическом, культурном и идеологическом. Освещается взаимодействие Европы со странами Востока и Северной Африки.
Третий том «Истории Европы» (предыдущие — 1988 и 1992 гг.) построен по проблемно-региональному принципу, что позволило раскрыть специфику социально-экономических отношений и политических структур в Европе конца XV — первой половины XVII в. Особые разделы посвящены народным движениям в городе и деревне, проблемам Реформации и Контрреформации, великим географическим открытиям. Большое внимание уделено проблемам культуры и идеологии, в частности эпохе Возрождения и гуманизму.
Том посвящен событиям полуторастолетнего периода, с середины XVII до конца XVIII в., времени очень сложного, ознаменованного противоречивыми процессами развития капиталистической мануфактуры на Западе и закрепощения крестьянства на Востоке Европы, становления парламентского конституционализма в Англии и решительных успехов в утверждении бюрократизированных абсолютных монархий на континенте.
В это же время через успехи рационалистического подхода к действительности вызревает и в XVIII в. становится определяющей составной культурного климата Европы идеология Просвещения, творящая новое культурное единство на светском, надконфессиональном уровне.
От советской исторической школы в томе уцелело не много. Размещаем его просто как последний вышедший том издания. Можно использовать в качестве справочника.
Аннотация издательства:
В томе предпринята попытка, используя проблемно-хронологический подход при изложении материала, по-новому, с рубежа второго и третьего тысячелетий, взглянуть на события "долгого XIX века", показать главные тенденции развития европейских стран и России. Впервые рассмотрены основные вехи исторического развития малых стран Европы — Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, скандинавских стран, складывание национальных государств и становление гражданского общества.