От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Alex~1 Ответить по почте
Дата 24.07.2009 10:11:51 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

история с протестом ученых против ОПК в школах и новый обр.стандарт



>Они (не все турки, а те, с кем говорили) очень, страшно переживают по поводу мощного наката исламского (и просто долбануто-деревенского) мракобесия, которое там, похоже, начинается, и начинается сильно. Один к одному - мы про свое, они про свое, понимали с полуслова, до неслабых оттенков. Полный контакт, даже поразительно. Это все наши люди - вывшие и нынешние технари, нормальные музыканты, учителя. Когнитариат. Не путать с интеллигентщиной.

случайно обнаружил по недавней ссылке на ТрВ ( в ветке про "Корчеватель")

В перовм номере ТрВ и дальше в "поиске" было проестное письмо более 1000 ученых. И ответ от МинОбра.

В этом году вводится новый образ.стандарт. Там много всего. Перед отпуском тоже сбоку услышал. Полномасштабная деконструкция модели прежней (пос-советской)школы а тоталь, ликвидация общедоступного качественного ср.образования изнутри. Стандарты (это большие перечни позиций) там условно называются кондаковский и того что 1 сентября от сороса вел,забыл фамилию. Это потом когда-то всплывет

"Обсуждение" его (стандарта), о котором написано в ответе по ссылке, это отмазка фикция,см. типчиная "реакция на письмо ученых", просто послали в урну и всё. СМИ не поддержало,прошло незамеченным, сам только узнал

В общем история с ОПК - верхушка того еще говенного айсберга

http://www.scientific.ru/trv/trv802.pdf

Письмо научных сотрудников Президенту Российской Федерации
с протестом против введения преподавания религии
в государственных школах и ученых степеней по теологии


Глубокоуважаемый
господин Президент!
В последние месяцы общественная полеми-
ка относительно возможности преподавания в
школе курса «Основы православной культуры»
(ОПК) стала особенно острой. С одной сторо-
ны, против введения такого курса в школе вы-
ступил ряд крупнейших российских ученых, в
частности десять академиков, среди которых –
два Нобелевских лауреата. С другой стороны,
иерархи Русской православной церкви активи-
зировали свои попытки убедить правительство
в необходимости скорейшего введения в шко-
лах курса ОПК. Так, в январе на Рождествен-
ских чтениях в Кремле митрополит Калужский
и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем
просьбу миллионов людей включить в новый
стандарт новую образовательную область,
в рамках которой дети из православных се-
мей могли бы изучать православную духовно-
нравственную культуру, чтобы этот предмет
входил в основную программу и охватывал
весь период школьного обучения с 1 по 11
класс». Министерство образования и науки, до
недавнего времени сдержанно относившееся
к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и
одобрило разработанную РПЦ концепцию соз-
дания учебного плана «Духовно-нравственная
культура». Однако кампания в поддержку
ОПК не прекращается, и 14 февраля было
опубликовано обращение 227 кандидатов и
докторов наук к Президенту России. Поми-
мо высказываний в пользу введения ОПК в
этом обращении также предлагается ввести
в государственной системе аттестации на-
учных работников ученые степени кандидата
и доктора теологии с разрешением ВАК соз-
дания диссертационных советов для защиты
диссертаций на соискание указанных ученых
степеней и последующей выдачей дипломов
государственного образца.
Значительное число подписавших это письмо
кандидатов и докторов наук может создать лож-
ное впечатление, что научная общественность
поддерживает введение курса ОПК в общеоб-
разовательных школах и приравнивание теоло-
гии к иным наукам. В связи с этим мы считаем
необходимым высказать свою позицию.
1. Преподавание в государственных шко-
лах религиозных дисциплин противоречит
статье 14 Конституции РФ, устанавливаю-
щей, что Россия является светским госу-
дарством. Несмотря на многочисленные де-
кларации о светском и «культурологическом»
характере курса ОПК, фактически этот пред-
мет является религиозным и вводится в целях
катехизации школьников. Об этом свидетель-
ствует как его содержание (о котором мы мо-
жем судить, например, по циклу учебных посо-
бий А.В. Бородиной), так и официальные доку-
менты РПЦ. В частности, в письме Патриарха
Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано:
«Если встретятся трудности с преподаванием
основ православного вероучения, назвать курс
«Основы православной культуры»».
2. Преподавание в государственной
школе основ вероучения той конфессии,
которая традиционно преобладает в дан-
ном регионе, неизбежно приведёт к по-
нижению социального статуса учащихся,
имеющих иное вероисповедание или ми-
ровоззрение. Уже сейчас есть примеры того,
как на детей из семей представителей рели-
гиозных меньшинств или атеистов оказыва-
ется недопустимое давление со стороны учи-
телей и сверстников. Повсеместное введение
в школьную программу ОПК или подобных
дисциплин, связанных с другими религиями,
неизбежно приведет к усилению межконфес-
сиональной разобщённости, создавая пита-
тельную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные
религиозные учебные заведения (вос-
кресные школы, духовные академии, ме-
дресе и т.д.) обеспечивают потребность
в религиозном образовании для тех, кто
в этом нуждается, не вступая в противо-
речие с Конституцией РФ и не создавая
источника напряженности в обществе.
Cогласно социологическим опросам, в со-
временном российском обществе лишь не-
большая часть людей, называющих себя ве-
рующими, регулярно участвует в религиозной
жизни в соответствии с установками своей
конфессии. В такой ситуации обязательное
преподавание религиозных дисциплин в го-
сударственных общеобразовательных шко-
лах будет способствовать не нравственному
воспитанию, а, напротив, еще большему рас-
пространению лицемерия, конформизма и
духовного релятивизма в обществе. Об этом
же свидетельствует опыт преподавания Зако-
на Божия в царской России.
4. Нельзя согласиться с предложения-
ми о введении утверждаемых Высшей
аттестационной комиссией (ВАК) сте-
пеней кандидата и доктора теологии и
о создании факультетов теологии в го-
сударственных университетах. Если по-
нимать теологию как светскую научную дис-
циплину, то в списке специальностей ВАК
уже существует специальность «09.00.13
Философия и история религии, философ-
ская антропология, философия культуры»,
которая позволяет получать степени канди-
дата и доктора философских наук за работы
по религиоведению. Кроме того, исследо-
вания различных аспектов религии могут
быть основанием для присуждения ученых
степеней по истории, социологии, фило-
логии, искусствоведению и другим наукам.
Если же понимать под термином «теология»
богословие, то есть дисциплину, в основе
которой лежит вероучение определённой
религиозной конфессии, то её введение в
систему государственной аттестации на-
учных кадров будет означать признание
системы религиозных догматов на государ-
ственном уровне, что, опять же, противоре-
чит Конституции РФ. Ссылки на Болонский
процесс, приводимые в качестве довода
за введение теологии в номенклатуру ВАК,
при этом неуместны: в отличие от России, в
других странах – участницах Болонского со-
глашения нет системы государственной ат-
тестации, а учёные степени присуждаются
конкретным университетом или иным учеб-
ным заведением.
В «Письме 227» противники создания го-
сударственной системы религиозного об-
разования обвиняются в «обскурантизме
и нигилизме», расчистке «дороги для на-
вязывания собственных религиозных или
идеологических доктрин», нетерпимом от-
ношении «к Русской Православной Церкви,
православному христианству, православным
верующим», их называют «воинствующими
атеистами и ненавистниками России». Это
не просто показывает уровень полемики –
это показывает, на каком уровне и в каком
стиле будет вестись преподавание ОПК в го-
сударственных школах и теологии в государ-
ственных вузах, если решение об этом будет
принято в сегодняшней ситуации. Это приве-
дет к расколу страны по конфессиональному
признаку, чего нельзя допустить.
Мы призываем Вас выполнить свой долг
гаранта Конституции и поддержать усилия
Министерства образования и науки по сохра-
нению светского характера государственного
школьного и высшего образования в России.


Сбор подписей начат 25 февраля и продол-
жается. По состоянию на 25 марта, под пись-
мом подписались 1029 докторов и кандида-
тов наук, к которым присоединились 457 на-
учных сотрудников без степени, аспирантов,
студентов, литераторов, врачей, учителей,
менеджеров, юристов и т.д. Для того, чтобы
подписаться, надо сообщить свои данные
(ФИО полностью, город, учреждение, долж-
ность, ученую степень, ученое звание, другие
регалии, контактную информацию – телефон
или адрес электронной почты; звездочками
отмечены обязательные данные, без которых
подпись не может быть учтена) по электрон-
ной почте (opk.letter@gmail.com) или в Живом
Журнале ( http://opk-letter.livejournal.com/776.
html?mode=reply).

Подписи: на 15 апреля под письмом подписались 1173 докторов и кандидат наук, к которым присоединились 528 научных сотрудников без степени, аспирантов, студентов, учителей и просто граждан РФ. 15 апреля письмо с подписями было сдано в приемную Президента РФ на Ильинке, однако сбор подписей продолжается и новые списки будут периодически публиковаться.

Троицкий вариант. Выпуск № 6N (818), 24 июня 2008 г.

"Троицкий вариант" № 6N (818), 24 июня 2008 г.
http://www.scientific.ru/trv/6N.pdf
Сумерки просвещения
в этом году появилось письмо более 1700 российских ученых, протестующих против клерикализации науки и образования, которое месяц назад было доставлено в канцелярию Президента РФ (ответы чиновников см. в «ТрВ» №5).
Ответы Управления Президента РФ и Минобрнауки на коллективное обращение ученых по вопросу сохранения светского характера образования

Год спустя после выступления академиков прокремлевское движение «Наши», считающее себя молодежным, пытается взять реванш и внедрить все-таки православие во все школы. Так называемый «куратор православного корпуса» этой организации Борис Якеменко объявил о том, что им написан собственный учебник, который школы получат уже в сентябре.

Стоит отметить, что в движении за сохранение исключительно светского характера науки и школьного образования участвуют не только люди неверующие, атеисты, представители иных (менее многочисленных и влиятельных) конфессий, но и часть самих православных, убежденных в том, что в светской школе религии не место. Они предпочитают знакомить своих детей с основами вероучения там, где это принято, - в церквях и воскресных школах.


http://www.scientific.ru/trv/2008/006/opk_view_from_school.html
Троицкий вариант. Выпуск № 6N (818) 24 июня 2008 г. Стр. 2-3.


Основы православной культуры: взгляд из школы


НО: Насколько я понимаю, курс ОПК вводится по инициативе и под очень большим давлением со стороны Русской православной церкви. И РПЦ собирается подготовить 10 тысяч священнослужителей, которые будут вести этот курс. Вообще, по моему мнению, этот курс по своему содержанию носит явно клерикальный характер. Я просто, когда писала диссертацию по гимназическому образованию, знакомилась с этим курсом на базе православной гимназии. Это нормальное явление - развитие альтернативных учебных заведений, в том числе частных. Православные гимназии, насколько знаю, есть в Москве, есть и в других городах. Этот курс там, в православных гимназиях, безусловно, ведут священнослужители. Насколько я знаю, некоммерческое партнерство «Родительский комитет» (www.rkomitet.ru) выступило с соответствующей инициативой, обратилось к Президенту с просьбой, чтобы этот курс вели только священнослужители. Есть рекомендательное письмо о введении как факультативного этого курса в средних общеобразовательных учреждениях. Однако содержания курса в открытых источниках нет, названы только примерные темы: история православной религии, Священное Писание, православная словесность, иконография, Москва - Третий Рим... Это идея монаха Филофея начала XVI века. Поэтому, естественно, если это заказ церкви, то его и должны вести священнослужители, но - в своих школах, в православных. У нас есть в Раменском районе прекрасный храм, при храме - православная воскресная школа, там этот курс ведется, люди, которые хотят туда ходить, - они ходят... Но не в массовых муниципальных учебных заведениях. Вообще, почему речь идет о преподавании православной культуры, почему не культуры вообще? Не русской культуры? А где русская культура? Есть замечательный курс художественной культуры, он у нас идет в гимназии. И в нем русская культура занимает одно из центральных мест. Конечно, есть опасения, что подобный курс не спасет от наркомании и алкоголизма среди молодежи и не привьет ей основы нравственного поведения... Однако любая идеология, которая претендует на решение этих проблем, одновременно способствует и развитию ярко выраженных нонконформистских настроений. Закон Божий, как известно, был введен в русских гимназиях, но это не помогло предотвратить революцию. И даже семинаристы уходили в революционеры. Это первое. И второе. На мой взгляд, хотим мы этого или нет, во всем мире идут процессы глобализации. Глобализации культуры в том числе. Поэтому если ребенок будет основываться только на таком узком специальном пространстве, как православная культура, это ни к чему хорошему не приведет. Есть мировая культура, есть философия, которая, в конце концов, объясняет рациональные вещи. Религия все это объясняет на уровне иррационального мира. Вот то же некоммерческое партнерство «Родительский комитет» в письме Президенту пишет, что «образование должно базироваться на воспитании юных граждан в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях...» А какие могут быть достоверные знания в религии, когда она основана на иррациональной вере, направлена на поиск истины трансцендентальной, т.е. на то, что выше наших понятий, то, что наука не объясняет?! Поэтому я считаю, что вводить нужно не основы православной культуры, а «Мировую художественную культуру» (МХК), и вести этот предмет должны обычные преподаватели.

НО: На мой взгляд, у нас все-таки образование светское, а введение ОПК лоббирует церковь как социальный институт. Как любой общественный институт, церковь пытается отстаивать свои интересы различными способами... В том числе и пытаясь привлечь на свою сторону сторонников православной веры. Не секрет, что православие - одно из самых догматических учений. Это мое глубокое убеждение как преподавателя философии. Зная более-менее все религии, я могу сказать, что православие - религия догматическая. Хотя многие вещи там действительно требуют философского постижения, осмысления. Есть рекомендательное письмо о введении ОПК на факультативной основе. Факультатив - это необязательное посещение, что исключает его постановку в сетку часов. Обязательное посещение допустимо в тех школах, где все родители высказались за это... может быть, в таких сокровенных уголках, как, например, Валаам... Там 400 с лишним жителей и школа, где в основном учатся дети священнослужителей и тех, кто обслуживает монастырь. (на Валааме непростая ситуация, имеет место серьезный конфликт между обитателями монастыря и мирянами - (Прим. «ТрВ»). А Москва, мягко говоря, от основ православной культуры отказалась. То есть там не пошли на это...

ТрВ: И в Подмосковье, видимо, в основном тоже?

НО: В Подмосковье тоже, Московская область, да... Ну, есть у нас отдельные примеры, но это не является общепринятой вещью. И мне кажется, что у нас сейчас есть возможности получения различного рода образования. Вот у нас очень хорошая, я считаю, деятельность ведется Раменской церковью в рамках закона и в рамках своих возможностей. Православная воскресная школа. Кто хочет - тот идет. А в стенах светского образования это в какой-то степени возврат в прошлое.
http://opk-letter.livejournal.com/
http://opk-letter.livejournal.com/3172.html
http://opk-letter.livejournal.com/3386.html
Обсуждение проекта ФГОС общего образования ведётся РАО с 2007 года, подробная информация выставляется на сайте: http://standart.edu.ru. Планируется, что проект ФГОС общего образования будет широко обсуждён научно-педагогической общественностью во всех субъектах Российской Федерации в 2008-09 учебном году. Разработанная РПЦ «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» была направлена Минобрнауки России в РАО для использования в работе. Предложения по представлению в рамках ФГОС общего образования истории и культуры различных религий представили многие централизованные религиозные организации России: православные, мусульмане, иудеи, протестанты, католики.

Аналогичная работа ведется Учебно-методическими объединениями по подготовке проектов ФГОС высшего профессионального образования. Информируем Вас, что работа по подготовке ФГОС ВПО по теологии ведётся отделением теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (Карпов С.П., Садовничий В.А.), в рамках которого сотрудничают представители научной общественности и разных централизованных религиозных организаций.

2008-05-28 06:42 am UTC (ссылка)
Ответ вообще не по теме. О сохранении светского характера образования ничего не сказано


потом будут публиковаться дополнения.

неофициальный список тут: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1204390028


В субботу (29го) письмо должно быть напечатано в "Поиске" с предварителньым комментарием авторов и редакционным послесловием. Ведутся переговоры с другими СМИ.

Статистика:
....


http://www.poisknews.ru/2008/03/28/stolknovenie_mnenijj.html

с предисловием авторов и послесловием редакции


Столкновение мнений Научная политика


Ученые пишут сразу двум президентам





Сочинение петиций - дело далекое от научной работы, но события последних месяцев вынуждают уделять ему время. 14 февраля агентство “Интерфакс” опубликовало ”Обращение 227 докторов и кандидатов наук к Президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях” (www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716), призывающее главу государства способствовать введению школьного предмета “Основы православной культуры” и ученых степеней по теологии.

“Письмо 227” интенсивно обсуждалось в “Живом журнале”, на сайте scientific.ru, да и просто в разговорах с коллегами. Многих из нас оно задело не столько из-за содержавшихся в нем идей и не из-за того агрессивного тона, которым они изложены, сколько из-за возможности неверных трактовок самой этой акции. Нас очень беспокоит опасность того, что “письмо 227” будет воспринято как выражение мнения всего научного сообщества, в том числе и нашего мнения. В нынешней обстановке общей неопределенности, при двусмысленной позиции Министерства образования и науки по поводу введения ОПК и ученых степеней по теологии, в отсутствие четко заявленного мнения государственных академий наук по этой проблеме такая опасность вполне реальна.

Прошедшие обсуждения ясно показали, что значительная часть научного сообщества не разделяет точку зрения 227 кандидатов и докторов наук, изложенную в их письме. Многие ученые серьезно обеспокоены продолжающейся клерикализацией нашего общества, то есть вмешательством религиозных организаций в те сферы общественной жизни, которые лежат вне их законной компетенции. Чтобы выразить нашу обеспокоенность, мы подготовили свое письмо президенту, которое приводится ниже. Наше письмо не направлено против православия или какой-либо иной конфессии: среди четырех его авторов есть и атеисты, и православные, и мы с уважением относимся к мировоззрению друг друга. Мы, однако, сходимся во мнении, что Россия должна оставаться светским государством, а религия - частным делом ее граждан.

Под обращением уже стоят подписи более 1000 кандидатов и докторов наук из 66 городов России; его поддержали и более 400 наших соотечественников, не имеющих ученых степеней. Сбор подписей продолжается. Письмо может подписать любой гражданин России, работающий в сфере науки и образования. Для этого надо сообщить по электронной почте (opk.letter@gmail.ru) или в “Живой журнал” (opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply) свою фамилию, имя и отчество, ученую степень и звание, город, учреждение и должность; желательно также указать какие-либо контактные данные (телефон или адрес электронной почты). В одном электронном письме или ЖЖ-сообщении могут содержаться данные нескольких человек, которые прочитали письмо и согласны с его содержанием. В скором будущем письмо будет отправлено адресату, однако сбор подписей будет продолжаться.

Алексей Иванов, к.г.-м.н., Институт

земной коры СО РАН, Иркутск;

Евгений Онищенко, м.н.с.,

Физический институт

им. П.Н.Лебедева РАН, Москва;

Михаил Гельфанд, д.б.н.,

Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, Москва;

Алексей Оскольский, к.б.н.,

Ботанический институт

им. В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург.
....