1. Волонтёрские проекты в мире, что это такое. 2. Основная деятельность. 3. Кто их финансирует? 1. Что такое волонтёрское движение. Волонтёров в России знают мало, в лучшем случае кто-то слышал это слово, но что именно оно означает – нет представления. В общем смысле - это добровольцы, которые выполняют какую-либо работу бесплатно.За границей же, в Европе особенно, волонтерское движение существует примерно с 1920 года. Как пишут во всех буклетах западные волонтерские организации, бывшие противники по I мировой войне собрались во французской деревне и решили, что эра милитаризма и национализма окончилась, и наступило время взаимного понимания и сотрудничества. Не очень-то они преуспели… Тем не менее, с этого момента стали активно образовываться общественные организации, занятые некоммерческой деятельностью. В одном из иностранных руководств добровольческими программами сказано: «сотрудничество за разоружение и международное понимание, социальную справедливость, равенство между Севером и Югом, создание экологической среды, пригодной для жизни». Далее я приведу конкретные примеры практических действий, «обеспечивающих» выполнение заявленных целей. Сейчас существует несколько крупных сетей, объединяющих волонтёров со всего мира. SCI (Service Civil International), Alliance, YAP (Youth Action for Peace), ICYE (International Christian Youth Exchange), CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary service).
2. Основная деятельность: лагеря, долгосрочные проекты. Возьмём создание летних лагерей. Например, муниципалитет во французской глубинке нуждается в реставрации средневекового замка, местная волонтёрская организация привлекает к этому ПРОЕКТУ (модное слово среди волонтёров) спонсора и обеспечивает приток иностранцев. Иногда муниципалитет обходится и без спонсоров и берёт на себя весь прокорм группы из 15-20 человек, обеспечение их инструментами и жильем. Конечно, раз в 10 обошлось бы дешевле просто нанять рабочих, чем молодёжь безо всяких навыков, приехавших с разными целями, но под ПРОЕКТ можно выбить большие деньги, приедет телевидение, туристы. Например, «мониторинг лесов в Испании»: 15 человек катаются по лесам на внедорожнике, наблюдая, нет ли где пожара. Или: наблюдение за черепахами в Мексике. Смысла в работе волонтёров, как правило, очень мало, бешеной популярностью пользуются проекты на морском побережье, помощь в проведении фестивалей во Франции, Германии, Италии, и очень немногие хотят ехать помогать престарелым, выполнять какую-то грязную работу. Оно и понятно, уплатив взнос 5 500 рублей, плюс траты на визу, страховку, билет, и взяв деньги на текущие расходы, хочется развлекаться, а не работать. Соответственно, и в России есть лагеря, но иностранцев всегда недобор, у них возникают проблемы с визами, многие боятся ехать к нам, ведь у них Россия преподносится в СМИ как страна буйных алкоголиков и криминального разгула. Другой сегмент волонтёрской активности – это долгосрочные проекты или EVS (European Voluntary Service). Финансируется они ЕС и предназначены для молодёжи от 18 до 25 лет. EVS-нику оплачивается дорога в выбранную страну, проживание, выдаются карманные деньги в размере 300 евро ежемесячно. За это он должен в течение 6 месяцев или года выполнять тот ПРОЕКТ, в который его отправили. Это может быть обучение детдомовцев иностранному языку, раздача презервативов бомжам, копание на грядках в деревне («показать местным жителям, что и на селе можно жить») и прочее, что горазды придумать волонтёрские идеологи. В подавляющем большинстве случаев EVS и другие долгосрочные проекты являются прекрасным способом бездельничать и получать за это деньги, так как реальную работу выполнять мало кто может и хочет. Чтобы обучать детей, мало быть носителем языка, нужны педагогические способности, молодые люди не имеют нужных навыков и не умеют работать, а многие и не хотят. Руководитель проекта, ответственный за EVS-ника, также получает кое-какие деньги, поэтому он заинтересован в создании видимости бурной, плодотворной работы: фабрикуют многостраничные отчёты, фотографируют волонтёров на фоне детей-инвалидов или какой-нибудь коряги с тачкой в руках. Для волонтёрских организаций обычной практикой является участие в утопических или бессмысленных проектах. Например, «Fair Trade» («Честная торговля»). Суть его в следующем: высокоразвитые, демократически мыслящие и желающие принести добро всему миру европейцы берутся обучить малоразвитых азиатов, как им следует выращивать кофе, чай, делать шоколад. Если те будут выполнять требования по нормированному рабочему дню, непривлечению к работе детей и справедливой оплате труда, то специалисты по «Честной торговле» будут их дотировать, выделять деньги на дальнейшее развитие посёлка или фабрики. Продукция предприятий, включенных в систему “Fair Trade”, выпускается со специальными обозначениями. Таким образом, высокоморальные европейцы могут купить шоколадку за 10 евро (вместо 1 евро), и чувствовать себя причастными к просвещению отсталых народов. Важно отметить, что цены на кофе, чай, шоколад, какао чрезмерно высокие, при этом качество среднее. Но чего не сделаешь во имя добра и мира во всём мире. Волонтёры занимаются распространением "честноторгового" продукта, проводят разъяснительные ВОРКШОПЫ (что-то вроде лекций).
3. Финансирование Сразу же возникает вопрос: если организации некоммерческие, то за счёт чего или кого они существуют? Иностранные добровольцы финансируются почти полностью спонсорами, взносы для участников символические, не больше 30-50 евро, но количество желающих бесплатно поработать в лагерях и спать на полу с каждым годом неуклонно уменьшается. Немного по-другому строится работа в российских организациях. У нас в стране волонтёрство может быть довольно прибыльным бизнесом, к примеру, московская НКО “World 4 U” ("Мир для тебя")за отправку молодых людей в лагерь за границу, где они бесплатно работают на благо местного сообщества, берет 5 500 рублей. Это самая высокая стоимость в мире, а если учесть наш уровень зарплаты, то выйдет просто невероятная сумма. И всё равно желающих выехать в лагерь много, если бы не квоты, которые установлены для россиян иностранцами, то их было бы на порядок больше. В 2005 году московский офис отправил около 200 человек, и только потому, что многие москвичи подавали заявки у конкурентов - экоцентра "Заповедники" и нижегородской волонтерской службы, «ННВС», у которой плата около 2 000 рублей. Некоторые из спонсоров: Фонд «Евразия» Фонд «Civil Society» (Канада) Matra (Нидерланды) Европейский союз Westminster Foundation for Democracy(Великобритания) United States Institute for Peace (США) Fresta – Danish Foreign Ministry’Secretariat for Peace and Stability (Дания) Friedrich Ebert Stiftung (Германия) ICCO (Нидерланды) IKV (Нидерланды) “Open Society Institute” (США) European Dialog in Cooperation with British Foreign Office (Великобритания) USA ID (США) Hivos (Нидерланды) Novib (Нидерланды) CCFD (Франция) Norvegian People’s Aid (Норвегия) «Amnesty International» Фонд ИНДЕМ Центр по правам человека Миннесотского университета (США)
Как видно из списка, это те самые "правдолюбцы" и "демократы", от которых наша страна пытается оградиться новым законом об НПО.
Все семинары и тренинги финансируются спонсорами, так как ни одна организация не способна оплатить перелёт, проживание, оргтехнику и еду 20 участникам. Каждый семинар стоит не меньше 5 000 Евро, а то и больше. В год разных конференций по всему миру бывает штук 500. Представьте себе: 15 иностранцев съезжаются в Москву, там их селят в гостинице, кормят, затем они вылетают на Байкал, там заседают несколько дней (изучают местную волонтёрскую сеть)и летят обратно. Из Москвы - поездом в Нижний Новгород, опять в Москву и возвращение к себе. Только на передвижение по России уходит немалая сумма, результат конференции оформляется в виде вывода, что "продотворное сотрудничество будет продолжаться, выявлены особенности российского движения".
4. Волонтёрский контингент. 5. Специфика русских волонтёров 6. Семинары и конференции 7. Связь волонтёров с "правозащитными" НКО 4. Теперь следует пояснить, кого привлекает волонтёрская деятельность. В рекламных брошюрах и буклетах волонтёрство преподносится как бескорыстная, альтруистическая помощь нуждающимся людям. Каким-нибудь детям Ботсваны или московским «голодающим» бомжам. Громкие лозунги способны ввести в заблуждение многих, особенно, если вам 18 лет, у вас нет жизненного опыта, родителей вы считаете отсталыми предками и в своих поступках вы следуете не их советам, а рекомендациям журнала «COOL!» Хочешь помогать – пожалуйста, больницам не хватает санитаров, провинциальные детдомы нуждаются в одежде, пожилым людям нужна помощь, зачем ехать в Африку или Европу? Да затем, что это прежде всего отдых и весёлое времяпрепровождение, с выпивкой и прочим, работа - постольку-поскольку, а наши соотечественники всегда найдут способ отлынивать. Волонтёрский контингент делится на 2 категории: добровольцы, участвующие в лагерях или местных одноразовых АКЦИЯХ (тоже модное слово) и профессиональные волонтёры, то есть, организаторы, лидеры этих сообществ. Обычные добровольцы - это нормальные люди, они съездят пару раз в лагерь, посмотрят на западную жизнь изнутри и на этом успокоятся. Ведь нужно учиться, думать о завтрашнем дне, получать профессию, да мало ли что ещё. А вот профессиональные активисты – это другое дело. У большинства из них среднее образование и нет определённой профессии, хотя в России как раз больше образованных людей. Если же волонтёрский лидер и закончил высшее учебное заведение, то его специальностью будет нечто обтекаемое – социальный педагог, социальный психолог, политолог. Учатся они долго, с перерывами, так как много путешествуют по семинарам, и годам к 35 получают, наконец, диплом. Никто не женат, не замужем, детей нет. Очень, очень редко попадаются состоящие в браке персоны. Все прекрасно говорят на английском, большинство знает несколько иностранных языков. Интересная деталь: среди волонтёров почти отсутствуют половые различия, мальчики и девочки одеты одинаково(джинсы, бесформенная футболка из Second Hand, рюкзак за спиной). На монотонной ежедневной работе им неуютно, скучно, куда лучше слоняться годами с семинара на семинар, встречаться с новыми людьми – это круто! Некоторые из них представляют собой довольно печальную картинку: представьте девицу около 30 лет, незамужнюю, без детей, не имеющую профессии и не работавшую никогда на постоянной основе. В течение 10 лет она кочует по семинарам, участвует в долгосрочных проектах, наловчилась свободно рассуждать на 3-х языках о правах человека и меньшинств. Постоянно в дороге, она убеждена, что живет полноценной интересной жизнью, в отличие от большинства «простых» людей, обывателей, загнавших себя в рамки семьи и быта. Московская волонтёрская организация была создана девушкой-тантристкой Шаши (бывшая Света)на базе турфирмы, в которой все сотрудники по очереди проводят в Индии чуть ли не больше времени, чем в России. Потом ей волонтёры наскучили, и она передала управление одному из активных членов – молодому человеку по имени Дауд. Раньше он звался Дима, но потом проникся идеями всемирного халифата и сменил имя. Понятно, что смена имени и веры не являются признаками любви или хотя бы лояльности к своей Родине, к семье, истории страны. Едва ли найдутся среди волонтёров СНГ социально адаптированные личности, в основном, они не могут вписаться в окружающую действительность, не признают российские законы или законы своей страны, и мечтают кто о господстве тантры и буддизма, кто о переходе всех православных в ислам, а кто о приходе войск НАТО в соседний двор. Это они протестуют против принятия закона об НКО, против вмешательства государства в их деятельность, организуют митинги протестов и "акции гражданского неповиновения". Россию, Украину, Белоруссию они хотели бы превратить в такие же "демократические" и "толерантные" страны, как Бельгия, Франция и т.п. Навязчивая тяга к бродяжничеству не позволяет им оставаться на одном месте больше полугода. Чтобы вписаться в волонтёрскую тусовку нужно соответствовать предлагаемым обстоятельствам, отвечать негласным требованиям добровольцев:
- читать книжки "продвинутых" авторов (психопатов и придурков типа Джерри Рубина; заумных псевдоинтеллектуалов или порнографов) - проявлять толерантность к гомосексуализму - принадлежность к христианской религии не должна демонстрироваться (собственно, это не проблема, так как большинство является атеистами, но круто, если ты - кришнаит или русский мусульманин) - почаще улыбаться, всем показывать, как вы им рады, всех обнимать - поддерживать палестинцев в их справедливой борьбе - призывать к освобождению Чечни - уметь ловко оперировать терминологией и формулировками - высказывать только одобряемые мысли, не настаивать на своём, если это идет вразрез с общим мнением.
Не получив образования, не имея профессионального опыта, легко можно поверить во всё то, что пропагандируется среди волонтёров. Ведь как приятно почувствовать себя крутым, продвинутым, не таким, как отсталые сверстники, которые тянут лямку ежедневного труда и забот. Чем меньше ты на самом деле знаешь, чем глупее и невежественнее ты есть, тем проще на тебя повлиять тому, кто знает, как это сделать.
5. Специфика российских волонтёров. Российские волонтёры еще не настолько зомбированы, как их зарубежные коллеги. Многие из них формально поддерживают идеи «демократизации», «прав человека», но на деле только используют свои НКО в личных прагматических целях: для заграничных поездок, для временной работы, чтобы попрактиковаться в иностранных языках. Также и рядовые добровольцы. Перед всеми нами стоит проблема получения виз, если нет приглашения, то нет и возможности выехать за границу. Не так уж увлекательно ездить по путевке, с группой и ходить на экскурсии в сопровождении гида. Европа не стремится широко распахнуть нам двери, и нам приходится находить окольные пути проникновения. Поэтому, даже непомерно завышенный взнос за лагерь, который остановил бы любого скупердяя-европейца, россиян не пугает. Волонтёрские проекты для нас - это дополнительный вариант выезда за границу, но, конечно, и общение с иностранной молодежью тоже важно, что-то наподобие атмосферы студенческого общежития.
6. Семинары и конференции. Цель всех волонтёрских конференций и семинаров – промывка мозгов, навязывание идей и переориентация ценностей. Молодой человек, не имевший собственных взглядов и мировоззрения (как правило, просто в силу своего юного возраста, но многие и по врождённому скудоумию), после нескольких бесплатных поездок за границу на семинары становится активным проводником бредовых или антироссийских идей. Одна из любимых тем на всех семинарах – права человека в Чечне. Естественно, права чеченцев. Наряду с ПОЛНЫМ незнанием сути чеченской проблемы, истоков конфликта, причин войны и национальных особенностей, да что там, они элементарно не могут найти Чечню на карте, даже приблизительно, у волонтёров, тем не менее, хватает самоуверенности высказывать «своё», в кавычках, мнение и давать советы, как следует поступить российскому правительству. Возражения НЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ, как будто тебя не слышат. Вот типичный диалог:
Они: «Российские власти должны прекратить насилие в Чечне» Мы: «то, что вы называете насилием, мы называем контр.террористической операцией» Они: «дайте независимость Чечне!» Мы: «почему бы вам, испанцам, не дать независимость баскам, а французам не отдать Корсику?» Они: «Это несерьёзно, там действует только кучка экстремистов, тогда как весь чеченский народ сражается за независимость». Мы: «весь чеченский народ, как вы говорите, проголосовал на референдуме за то, чтобы быть в составе России». Они: «результаты референдума были сфабрикованы, а Путин контролирует ваше ТВ и газеты, и вы не можете получать правдивую информацию».
И так до бесконечности, одно и то же, без изменений. Никакие аргументы на них не действуют, поневоле начинаешь подозревать, а не является ли это следствием умственной неполноценности? Ну как можно всерьёз считать, что террор – это способ борьбы за независимость? Показываешь им данные о терактах на территории РФ за последние 10 лет – говорят, вы сами всё подделали, не может быть. «Это ваше КГБ всё взрывает». Заговоришь о правах русских детей в Латвии - на тебя смотрит остекленевший взгляд, повисает пауза, как будто было сказано что-то в высшей степени неприличное. Одна немка заявила, что цивилизованные демократические государства должны поднатужиться и научить Россию демократии, так как у нас, у россиян, нет опыта демократического строительства, а вот у немцев его - в избытке. Про Гитлера они не вспоминают, это неполиткорректно. Убеждены, что США победили во Второй мировой войне, а советские войска оккупировали Прибалтику и другие страны из бывшего социалистического блока. Настроены к нам иностранцы не сказать что враждебно, но с подозрением: чего от них ждать, от этих русских? Вдруг напьются, или останутся в нашей стране, не вернутся назад? Ведь всем известно, как тяжело жить в России, там разгул бандитизма, терроризма, нет демократии, и все мечтают уехать в западный рай. Посмотрим, что пишет их пресса о нас, какие заголовки: «Газ как средство порабощения Запада», «Политехнологическое оружие Кремля направлено против Украины», «России пора признать факт оккупации балтийских стран», "Возврат сталинизма" и т.д. Уже сколько поколений выросло с полным убеждением, что Россия – это чудовище, только побывав у нас, иностранцы потрясённо говорят, что они увидели совсем не то, о чем читали или учили в школе. Но на фоне массового одурачивания остальных таких «потрясённых» - единицы.
Российские молодые люди попадаются в волонтёрские сети до банальности просто: прежде всего, из-за желания съездить за границу, желательно бесплатно. Организаторы семинаров оплачивают от 50 до 70% всех затрат, наши люди наловчились предоставлять иностранцам липовые финансовые документы, завышающие расходы, таким образом можно даже с прибылью вернуться. Для участия в международных семинарах нужно быть возрастом от 18 до 30 лет и уметь говорить на актуальные темы: - альтернативная гражданская служба и миротворчество; - противодействие ксенофобии, дискриминации и экстремизму (по отношению к арабам во Франции, азербайджанцам в Москве и другим таким же миролюбивым гражданам, совершенно не склонным к поджогам, преступности); - ключевые ценности Европейского сообщества (права человека, демократия, уважение к культурным различиям); - Европа и мир, мировое гражданство; - обеспечение прав беженцев;
Желательно участвовать в местных АКЦИЯХ (кормление бомжей у Казанского вокзала, сбор одежды для детских домов и др.) Всем этим действиям всегда придаётся идея спасения общества от "тоталитарного" государства и "продажной" власти: якобы бомжам у нас некуда податься, дети в детдомах сидят голышом, и вот только одни бескорыстные волонтёры заботятся о несчастных согражданах. Но как-то "забывают" упомянуть, что органы социальной защиты у нас работает не так уж плохо, а столичные детдомовцы обеспечены одеждой - дай Бог каждому так. Если вы никогда не задумывались над такими вопросами – не беда, после одного дня обсуждений вы сможете так же сыпать трескучими фразами, как и остальные. Съездит юный волонтёр в летний лагерь, и возвращается окрылённый демократическими новшествами: оказыватся, негра нельзя назвать негром, а только афроамериканцем, а гомосексуализм - это такое невинное развлечение, и сами эти люди очень симпатичные. Но нельзя выходить за рамки навязанной вам роли. Помните, что «большинство россиян считает государственную власть коррумпированной, преступной или просто опасной: во всяком случае, власть не способна быть надежным защитником гражданских прав, как это происходит в западно-европейских странах. Государство не заботится о гражданском обществе» (выдержка из программного заявления московской организации «World 4U»). Желательно заканчивать своё выступление чем-нибудь вроде «Путин – кровавый убийца» - и тогда вы будете считаться за своего, вам будут довольно кивать и пригласят на следующий семинар, оплаченный Евросоюзом. Очень любят на семинарах тему несчастных косовских албанцев, ущемлённых палестинцев и чеченских беженцев. Таким образом юному, не имеющему собственных убеждений человеку, промывают мозги европейские борцы за мир.
7. Волонтёрство тесно связано с правозащитными организациями: Московская Хельсинкская группа, фонд «За гражданское общество», Молодежный центр прав человека, «Мемориал» и др. Вместе с ними они устраивают разные акции, как-то: рассылают письма с требованиями освободить осужденных за шпионаж (их они считают «узниками совести»); похороны российской демократии (прямо как у Ильфа и Петрова, прогулка с картонным гробом по городу); вывешивание транспаранта «Нет ядерным отходам» возле АЭС; демонстрация протеста против А. Лукашенко, и другие безумные антисоциальные выходки.
Удивляет самомнение волонтёрских и правозащитных лидеров, например, не имея юридического образования, они могут взяться за юридическое консультирование; не будучи психологами, ведут тренинги, пишут методички и обучают других, как нужно работать с наркоманами и бомжами, как вовлекать молодёжь в правозащитные акции.
Из книги афонского старца Паисия Святогорца "Духовное пробуждение": "- Геронда, есть ли прок от различных международных объединений, занимающихся борьбой за мир во всем мире? Помогают ли они его сохранить?
- Это зависит от многого. Есть и такие, кто затевает всё это с добрым расположением. Но бывает, что соберётся такой «букет»! Тут тебе и колдуны, и огнепоклонники, и протестанты – такая мешанина, в глазах рябит! И борются «за мир во всём мире»! Какой от них прок? Да простит меня Бог, но эти «винегреты» стряпает диавол. Если само объединение грешное, то какой там может быть мир! Как придёт мир, если люди не примирились с Богом? Только когда человек примиряется с Богом, приходит мир – и внутренний и внешний. Но для того, чтобы человек примирился с Богом, ему нужно прийти в чувство. Надо покаяться и жить согласно заповедям Божиим. Тогда в человека вселяются Благодать и мир Божий. И тогда он в состоянии помочь тому, чтобы вокруг него тоже сохранялся мир".