Клио, как известно тоже муза, и самая жестокая из всех богинь...Поторопились Вы так с порога всё отвергнуть. То что Вы назвали «тощими псевдонаучными концепциями», составляет существо современной западной теоретической истории. В основном это буржуазные позитивистские концепции, хотя и не только — Розов наряду с геополитической теорией Р.Коллинза рассматривает и мир-системный анализ Валлерстайна, а это одно из оснований нового исторического материализма — но всё равно, знать надо все концепции и понимать, почему и каким образом исторический материализм снимает их в себе. Приведу пример такого преодоления концепции. Проанализируем теорию происхождения государства Роберта Корнейро, рассматриваемую Розовым как образец успешной (объясняющийся имеющиеся и предсказывающей новые факты) исследовательской программы- http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti4-2.htm . По Корнейро государство есть результат войн в условиях стесненности — постоянные войны между первобытными племенами, не имеющих возможности свободно расселяться, приводят к тому, что одни племена подчиняют другие — возникают вождества, появляется возможность мобилизовать дополнительный прибавочный продукт на нужды войны,а в результате войн между вождествами остается единственное, которое и становиться государством, собирающим этот прибавочный продукт уже не регулярной основе. Это конечно сверхкраткое изложение, стадии процесса описываются несколько поподробнее, но в целом имеющиеся археологические данные и этнографические наблюдения примитивных обществ этот механизм подтверждают. Однако этот механизм скрывает собой становление нового способа производства, основанном на чистой эндогенной форме демографического взаимодействия. Стесненость это только катализатор фазового перехода от племен охотников и собирателей или в лучшем случае примитивных земледельцев и скотоводов, связанных друг с другом родом (дуально-родовые союзы) или кровной местью (охота за головами как экологический регулятор) к совершенно новой форме общения — профессиональному разделению труда - победившее племя, ставшее ядром вождества профессионализуется, воспроизводит своей родовой жизнью уже не всё многобразие телесно-духовного общения, а только одну профессию — профессию воина, которая, однако, опосредует собой все другие профессии, навязываемые военным насилием побежденным племенам в форме данничества. Когда борьба вождеств исчерпывается господствующая форма общения позволяет «инвестировать» изымаемый прибавочный продукт в расширенное воспроизводство демографического богатства — профессиональное разделение труда создает новую производительную силу - «машины из людей», например, слаженно действующие армии землекопов Египта, Междуречья или Китая, возводящие дамбы и каналы, изменяющие структуру агроценоза и резко увеличивающие его емкость. т.е. мощность этой «машины из людей», воины же превращаются в надзирателей и чиновников, обеспечивающих управление этими машинами — так возникает способ производства, называемый азиатским. Ресурс интенсивного накопления демографического богатства (т.е численности обученного профессиональным навыкам населения) за счет включения потока биохимической энергии в искусственно воспроизводимые биоценозы с доминированием человека рано или поздно заканчиваются (поскольку поток энергии ограничен ) и демографическое накопление становиться экстенсивным — работники производятся не внутри общества, а захватываются вовне — начинается эпоха классических империй древности, а фазовый переход из локального становиться глобальным. Простая кооперация труда азиатского способа производства сменяется общественной комбинацией труда рабовладения — представитель правящего класса меняет свое лицо из чиновника превращаясь в рабовладельца — хозяина своей собственной, частной «машины из людей», множество которых комбинируется в самых разнообразных сочетаниях в рамках мир-империи. Меняется и характер отношений между людьми — насилие заменяется правом, правда только между рабовладельцами — привести в движение раба рабовладелец может только насилием. Вообще для демографического взаимодействия, для чистой эндогенной формы рабовладения ( земледельческая община, азиатский и рабовладельческий способ производства суть стадии одной и той же формы) именно насилие является базовой формой идеального, господствующей ультраструктурой, подобно тому как базовой формой идеального при капитализме является деньги ( товарно-денежные отношения материальны, но деньги сами по себе идеальны — они только символ всеобщего труда — 100$ это не сам труд, производящий продукт на 100$, а только символ этого труда, который можно обменять на его продукт ), а господствующей ультраструктурой финансово-юридическая сфера взаимных договорных обязательств, обменивающихся друг на друга — так при политаризме или рабовладении люди общаются друг с другом не посредством договоров, а посредством насилия и принуждения, что и порождает у разного рода Дюрингов и их мелкобуржуазных последователей иллюзию того, что государство создается шпагой, а не общественным производством. Эндогенное насилие исчерпывает себя когда волны локальных фазовых переходов сталкиваются и экстенсивный источник человеческого «топлива» для «машин из людей» заканчивается, однако не исчерпываются затраты человеческого материала и конец рабовладельческой античности, сопровождаемый невероятным по масштабу истреблением людей (например гибель династии Хань сопровождалось более чем 10 кратным сокращением населения с более чем 50 до 7.5 млн. человек — сравнимо с мировыми войнами 20-го века) под аккомпанемент проповеди ненасилия, ознаменовавшей начало новой эпохи феодализма. Но это уже другая история.:)
Как видите один и тот же процесс может быть основанием совершенно разных теорий, потому как теоретическая история и вообще истрческая наука состоит из нескольких методологических уровней, описанных Розоваым как «методологическая лестница» -
Так вот, лекции в приведенных Вами ссылках объединяют теоретические модели, релевантные факты, нормализованные данные и эмпирические описания, т.е. представляют собой теоретизированное описание самого течение истории, то что Вы обозвали «псевдонаучными концепциями» - это теории и концепции - законы исторического процесса, средством исследования, сравнения между собой различных теорий концепций являются научные основания теории, и именно здесь Розов добился наибольших успехов, а расходимся мы с Розовым в области философских оснований теории — Розов опирается на позитивизм, мы на исторический материализм.