Первому заместителю
Генерального Прокурора
Российской Федерации
В.И. Колесникову
Уважаемый Владимир Ильич!
Сообщаем Вам, что при подготовке к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта Водного кодекса Российской Федерации и проекта федерального закона “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации”, принятых Государственной Думой в 1-ом и 2-ом чтениях, нарушены следующие статьи федеральных законов:
Ст. 11 федерального закона “Об экологической экспертизе” от 28.11.1995 № 174-ФЗ, требующая обязательного проведения государственной экологической экспертизы законопроектов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. Требования Закона нарушены, несмотря на обращение Общественной палаты РФ к Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову от 6 февраля 2006 года о необходимости проведения государственной экологической экспертизы законопроектов.
Ч. 2 ст. 19 Федерального закона “Об Общественной палате Российской Федерации” от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ, требующая обязательного рассмотрения Заключения Общественной палаты по проекту Водного кодекса Российской Федерации на пленарном заседании Государственной Думы. Обращение Общественной палаты к Государственной Думе от 6 февраля 2006 года на пленарном заседании Госдумы не рассматривалось. На это обращение Общественной палаты был дан только письменный ответ председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Н.В. Комаровой от 17 февраля 2006 года.
В этом ответе Н.В. Комарова сообщает, что статья 105 Регламента Государственной Думы в числе документов, представляемых при внесении законопроектов в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, заключение государственной экологической экспертизы не указано.
Игнорирование Заключения Общественной палаты по проекту Водного Кодекса не может быть оправдано ссылкой на ст. 17 этого Закона о рекомендательном характере решений Общественной палаты, поскольку идет речь не о принятии Общественной палатой решения по законопроекту, а только об обращении внимания Государственной Думы на необходимость исполнения Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
Считаем необходимым обратить Ваше внимание также на игнорирование Правительством РФ требований Федерального закона “Об экологической экспертизе” в этом случае, поскольку именно Правительство РФ внесло в Государственную Думу указанные законопроекты без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
По оценке экспертов - академика РАСХН Маслова Б.С., члена-корреспондента РАН Данилова-Данильяна В.И. - предусматриваемые указанными законопроектом новации - это последовательные этапы к окончательному разрушению системы управления водными объектами и их водными ресурсами, загрязнению источников питьевого водоснабжения и истощению их водных ресурсов, массовому нарушению прав и законных интересов граждан, к возникновению непреодолимых конфликтов между субъектами Российской Федерации.
Эти этапы включают замену разрешительного порядка предоставления водных объектов в пользование на договорный, прекращение прав пользования водными объектами только через суд, наделение водопользователей правом передачи прав пользования водными объектами другому лицу, передачу проточных озер и прудов, являющихся составной и неотъемлемой частью рек, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации, прудов и обводненных карьеров - в частную собственность, наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правами управления водными объектами, находящимися в пределах территории субъектов Российской Федерации, и распоряжения их водными ресурсами, а также другие неприемлемые предложения о внесении изменений в другие законодательные акты.
Замена разрешительной системы водопользования не может считаться оправданной, ибо вода, являясь основой жизни и деятельности человека, находится в постоянном движении и поэтому использование водных объектов не может регулироваться по правилам гражданского права.
Во всем мире наблюдается тенденция по сосредоточению управления природными ресурсами в руках государства. В законопроектах же, наоборот, предусматривается устранение государства от управления и распоряжения природными ресурсами и передача их в частную собственность.
Принятие данной редакции Водного кодекса РФ и федерального закона “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” представляет собою угрозу национальной безопасности страны.
Просим Вас, уважаемый Владимир Ильич, принять меры о приостановлении дальнейшего рассмотрения Государственной Думой проекта Водного Кодекса и проекта федерального закона “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на эти законопроекты.
Приложения:
Заключение Общественной палаты РФ по проекту Водного кодекса РФ, подготовленному ко второму чтению в Государственной Думе от 06.02.2006 г. - 4 листа.
Ответ Секретарю Общественной палаты Е.П. Велихову Председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользовании Н.В. Комаровой от 17.02.2006 г. - 8 листов.
Экспертное заключение академика РАСХН, ветерана водного хозяйства РФ Б.С. Маслова, опубликованное в газете “Советская Россия” (№ 23-24 от 11 марта 2006 года) - 1 лист.
Экспертное заключение директора Института водных проблем, члена-корреспондента РАН Данилова-Данильяна В.И., опубликованное в журнале Мировая экономика (№ 03, 2006 г.) - 1 лист.
Предложение Московской экологической федерации Комитету по экологии Государственной Думы на парламентских слушаниях по теме: “Об усилении ответственности за экологические правонарушения” от 17.01.2006г. - 1 лист.
Председатель ЦС Общероссийской
общественной организации “Всенародное
экологическое общество - зеленые 3000” В.Н. ЮРАШКО
Зам. генерального директора
Ассоциации юристов-экологов России И.Н. КУЛИКОВ
Председатель Московской экологической
федерации М.С. АЙВАЗЯН