От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 01.04.2007 10:25:54 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

"Ветер веет, огонь пылает...". (5ый элемент). Основная схема

"Огонь крепнет, Дерево стареет, Земля рождается, Вода становится
пленником, Металл умирает"


Вот и основная схема.
Конечно, цитата в заголовке из "Пятого элемента" (отличный фильм для
подростков)вставлена из-за совпадений некоторых ключевых "магических"
аспектов в этой подростковой фикшн - с почтенной, самой древней и по сю
времени живой и практичной , _научной теорией_ (в смысле,поворюсь
,раскрытой Еремеевым
http://science.rsuh.ru/eremeev/tri/symbol/index.htm
и особенно -Крушинским -он логик. а эти все -гуманитарии и их несет в
мистику)

Нет там мистики,нету. Есть рацио,отточенное тысячелетней практикой на
миллирадах людей, и "упакованное" в красивые и оч.нагруженные образы.
как и всё в китайских теориях,стратагемах и т.п.

Основная схема "рационализирована" для русских поджалуй впервые
уважаемой Диной Мухамедовной Табиеевой, она из Татарии. признанный
специалист и ученый-практик. Ее монографию (большой том в 600стр) со
всеми схемами подарил мне (поклон до земли)мой приятель из Кремлевской
больницы,хирург-анестезиолог, в _1983г_.,когда она вышла тиражом 30тыс в
изд-ве "Медицина"?, но достать ее было невозможно. Это прорывная работа
(недавно переиздана и ЕСТЬ В СЕТИ) впервые ввела в широкий оборот
практиков(медиков) элементы теории и сзематики китайской
традиц.науки -на четком,внемистичном, практикориентированном уровне.
Другие специалисты "почему-то" делать этого не отваживались -или им не
позволяли. У них в книгах ничего подобного просто нет(мы тогда этим -
традиц.кит.медициной- увлеклись и надолго). Дина Мухамедовна -горный
орел (с)

"Босоногие врачи"с набором иголок , как уже говорилось. по сю пору(см
Вокруг света 2003г) -основа массовой медицины

Про непростую связь "традиционной научной методологии" (сиречь , до
рационализации -магии) с "современной научной" был жестокий и долгий
флейм в ньюсах с моим участием,я там как раз приводил этот _кейс_. Я
не ошибся,что выбрал именно его. На нем и можно (поклон до земли Д.М.)
установить общие системные закономерности этой _натуралилстической_ и
_рациоанлистической_ методологии и провести разбор "схем" (мышления). У
Еремеева в книжке подробно рассказано об этапах развития медицины и ее
теории (он цитирует известного нем.исследователя). Натуралистическая
научная фаза медицины - наступила вслед за "демонической" и
"родовой",преемствуя последней. Первая фаза -неск.тысяч лет,вторая -
эпоха Чжоу (до 5 в до н.э), полностью оформленное учение -эпоха
Сражающихся царств *ок.5 в до н.э)

(цитата)
В эпоху "Сражающихся царств" появляется еще одно медицинское
направление, которое в дальнейшем стало определять специфику
традиционной китайской медицины. Этому направлению был свойствен
"натуралистический" подход в объяснении причин болезней. Такой подход
определялся мировоззренческими установками эпохи, в которой природа
стала мыслиться как самодостаточное начало, а категории рода и
духов-демонов отошли на задний план (см.: Unschuld 1982: 140-141).


Повторяюсь, выбран кейс,т.е. "капля в которой видно все целое"
Помимо эпицентра -иглорефлекостерапии -есть еще разумеется и
другие"подотрасли", частично смыкающиеся с первой
(диагностика -пульсовая, см. у Еремеева прекрасное описание, лечение
травами,диетика и пр. др)


Два отрывка -из книги Д.М.Табеевой (рекомендуется см.схемы на сайте,без
картинок трудно обойтись, картинки в общем простые,но разноцветные).
И из совр.управленческой разработки


Свои посты 9летней давности из той дискуссии в ньюсах отыщу. Я часть их
выкладывал (Наука и Магия), полностью они гуглятся в группе.
релком.сци.филозофи, часть кто-то выложил в ЧАВО по естественно-научной
философии в сети
-----

Москва, 10 января /МК-Новости/. Более чем трагически закончился не так
давно ужин официального представителя Службы внешней разведки РФ в
Германии генерала Рожкова (кстати, в прошлом заместителя директора СВР)
с куратором силовых ведомств ФРГ, федеральным министром Шмидтбауэром.
Тем же вечером российский разведчик скончался в своей квартире в Бонне.
Как стало известно агентству "МК-Новости" из источников в СВР,
вернувшись после ужина со Шмидтбауэром к себе домой, генерал-лейтенант
Рожков вышел на балкон покурить. Зайдя обратно в комнату, он неожиданно
почувствовал себя плохо и рухнул на ковер. Приехавшая через 14 минут
скорая помощь уже не смогла ничего сделать Ф Рожков скончался, не
приходя в сознание. Сотрудники Службы внешней разведки России считают,
что кончина 56-летнего генерал-лейтенанта никак не связана с
предшествовавшим ужином со Шмидтбауэром. Согласно результатам вскрытия,
причина смерти Рожкова Ф обширный инфаркт. На сегодняшний день тело
покойного уже возвращено на родину.



http://c-bajun-v.narod.ru/pg_Tabeev.html

http://c-bajun-v.narod.ru/IGL_TER/Tabee5_1_2.htm

Теория у-син

В предшествующем разделе мы попытались определить общее соотношение
концепций инь-ян с учением о пяти элементах.

По традиционном китайским представлениям все явления Вселенной возникают
из развития (движения) пяти элементов материал: дерева, огня, земли,
металла и воды. Они представлены, таким образом, пятью материальными
субстанциями, вовлеченными в оборот развития материального мира.
Несколько позже в китайской концепции свойства этих элементов были
абстрагированы от их материальных форм в целях объяснения функции вещей.
Они были поставлены в циклическую зависимость друг от друга (взаимное
содействие и взаимное ограничение) в процессе развития и поэтому
получили название "син" (движение).



....надо иметь ввиду историю формирования этой концепции. Многообразные
отношения внутри системы пяти элементов в медицине уже как бы "оторваны"
от этих элементов; они основываются на опыте , последующих столетий
изучения взаимоотношения человека и природы.

Учение о пяти элементах возникло из общей теории инь-ян. Древние
представления о диалектике развития мира, явлений формируются с
привлечением возможного в то время понимания формы развития, субстанций
бытия. Это обстоятельство важно еще раз подчеркнуть для понимания
следующих разделов, где рассматрива-ются особые свойства пяти элементов.

В традиционной китайской, и в целом древневосточной философии, не могли
не обратить внимания на взаимосвязанные циклические явления как в
природе, так и в человеческом организме: ночь-день, утро-вечер, -
зима-лето, а также бодрствование-сон, вдох-выдох, систола-диастола и
т.д. К примеру, связи внутри суточного цикла выглядят так: день
"рождает" вечер, вечер "рождает" ночь, ночь-утро, утро сменяется днем и
опять день "рождает" вечер т.д. (рис.2>. Древние ученые считали, что
цикличность свойственна всем явлениям. По их мнению, организация природы
и всей Вселенной представляет собой циклы чередования инь и ян, что
особенно наглядно иллюстрирует само течение года.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний: 1)
рождение (возрастание), что соответствует утру, весне и т.д; 2)
максимальная активность, что соответствует полдню, лету и т.д.; 3)
упадок, что соответствует вечеру, осени и т.д.; 4) минимальная
активность, что соответствует ночи, зиме и т.д.
Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так,
восток (восход солнца, утро) соот-ветствует рождению, юг - максимальной
активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минималь-ной
активности.

В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных
состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из
них свой смысл. Под ними подразумеваются следующие обобщения:

дерево- символ рождения, возрастания;

огонь- символ максимальной активности;

м е т а л л - символ упадка;

вода- символ минимальной активности.

Все четыре символа древние ученые назвали элементами основных этапов
каждого цикла. К этим символам, или элементам, они добавляют еще один,
пятый элемент, который, по их воззрениям, служит центром и осью для
циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент -земля, ибо все
циклические явления характерны для земли и происходят на земле (рис.3).

Данные элементы способствовали лучшему пониманию взаимодействия сил,
функционирующих в природе, и, что не менее важно, дали возможность в
дальнейшем объяснить существующие связи. Например, элемент "вода" может
соответствовать максимальному инь, элемент "огонь" является хорошо
выраженным его антиподом и по активности соответствует максимальному ян.
Элемент "дерево" хорошо отражает переход от пассив-ности к активности,
т.е. переход от инь к ян, и соответствует переходному ян. Его антипод -
элемент "металл", связанный с тенденцией к скованности и пассивности,
соответствует переходному инь. Пятым элементом, как уже отмечалось,
считалась земля, которая является центром природных явлений.

Итак, древние ученые, взяв за основу изложенное выше учение, дали
следующую схему организации Вселенной: в основе всего лежит цикличность;
каждый цикл в своем развитии проходит последовательные этапы,
символически обозначенные определенным элементом.

Данная схема Вселенной была принята как универсальная, т.е. ее элементы
могли быть распространены не только на целое (Вселенная), но и на
составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности,
представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации
Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя
соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека,
каждой физиологической функцией: микрозонами функционального
воздействия, представленными в виде определенных совокупностей точек
воздействия. Все явления природы также разделялись соответственно пяти
элементам (табл.б).


Таким образом, таблица соответствует классификации традиционной
медицины, раскрывает организацию как Вселенной (макрокосмос), так и
человека (микрокосмос) и их взаимодействие в процессе развития.


Во все времена и древние и современные медики испытывают желание
классифицировать физиологические и патологические особенности человека
на основе различных конституционных типов.


Несмотря на архаичность обозначений к символов древние представления о
зависимости человека от природы дают определенный подход к пониманию
жизненных начал человека как элемента биосферы. По движению четырех
времен года можно изучать рождение, рост, созрева-ние, стабильный период
н старость человека.
...

Основным положением теории у-син, имеющим практическое значение,
является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи.

Поскольку эта теория возникла на базе философского учения инь-ян, то эти
связи представлены в виде двух противоположностей, а именно: созидающей
(взаимостимулирующей) и д е с т p у к т и в н о й (взаимоослабляюшей)
связи (рис.5).

Дадим характеристику созидающей связи между элементами: дерево
стимулирует ("рождает") огонь; огонь стимулирует ("согревает") землю;
земля стимулирует ("рождает") металл; металл стимулирует ("дает") воду;
иода стимулирует ("питает") дерево, т.е. каждый элемент как бы
"контролирует", стимулирует элемент, следующий за ним. Следовательно,
созидающая связь оказывает действие, способствующее развитию.

Характеристика деструктивной связи между элементами выгладит так огонь
"угнетает" (плавит) металл, металл "угнетает" (режет) дерево, дерево
"угнетает" (подрывает корнями) землю, земля "угнетает" (впитыва-ет)
воду, вода "угнетает (тушит) огонь. Следовательно, деструктивная связь
оказывает действие, направлен-ное на регулирование путем "угнетения"
преобладания одного элемента по отношению к другому.

Таким образом, созидающая связь, являясь наружной, осуществляется по
кругу цикличности, а деструктив-ная, являясь внутренней, осуществляется
внутри "круга цикличности" (так называемый цикл звезды).

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, а деструктивная - на
угнетение, то они уравновеши-вают друг друга аналогично инь-ян.

....любое изменение одного из видов связи ведет к нарушению равновесия.
Этот процесс значительно усугубляется при изменении двух и более видов
связи.


(оттуда же,глава 9ая)
...

Ведущий английский специалист по акупунктуре F. Mann (1962) на основании
разбора точек пяти элемен-тов, исходя из цикла у-син и опираясь при этом
на сочетание двух деструктивных и одной созидающей связей, вывел
оригинальную таблицу - схему сочетаний точек акупунктуры.

При использовании схемы F. Mann необходимо поставить диагноз, установить
пораженный меридиан, а также характер поражения (избыточность,
недостаточность) и соотнести меридиан с элементами цикла у-син.

При синдроме избыточности (ян) следует:

1) оказывать воздействие тормозным методом на ту точку пяти элементов
пораженного меридиана, которая по элементной принадлежности
соответствует последующему меридиану, т.е. понятию "сына", а также на
точку "элемент в элементе" (точка "сын" пораженного меридиана);

2) оказывать воздействие тонизирующим методом на ту точку пяти элементов
пораженного меридиана, которая по элементной принадлежности
соответствует "противостоящему" меридиану (т.е. связанному с ним
деструктивной связью), а также на точку "элемент в элементе",
расположенную на "противостоящем" мери-диане.

При синдроме недостаточности (инь) следует:

1) оказывать воздействие возбуждающим методом на ту точку пяти элементов
пораженного меридиана, которая по элементной принадлежности
соответствует предыдущему меридиану, т.е. понятию "мать", а также на
точку "элемент в элементе", расположенную на предыдущем меридиане (т.е.
на точку "мать" пораженного меридиана);

2) оказывать воздействие тормозным методом на точку пяти элементов
пораженного меридиана, которая по элементной принадлежности
соответствует "противостоящему" меридиану, а также на точку "элемент в
элементе", расположенную на противостоящем меридиане.

....


 2. Закономерности в принципах подбора точек акупунктуры

Принципы и методы подбора точек для лечения являются одним из сложных и
узловых вопросов традици-онной акупунктуры. Следует отметить, что до сих
пор эта проблема не получила своего разрешения и всецело базируется на
древневосточных теориях и концепциях. Методы сочетания точек
разрабатывались тысячеле-тиями, представляют собой симбиоз эмпирического
подхода и логических догадок многих поколений специа-листов по
чжэнь-цзю.

Как уже отмечалось, современная медицина направляет свои усилия на
разрешение вопроса механизма акупунктуры, и в том числе на подтверждение
или опровержение принципов выбора точек, которые переда-вались из
поколения в поколение. Отсутствие теоретического обоснования метода,
который, однако, дает убедительный лечебный эффект, часто ставило в
неразрешимый тупик многих исследователей. И тем не менее, именно
указанная разобщенность теории и практики привлекает к себе самое
серьезное внимание исследова-телей. Данная проблема вызвала большой
интерес и у автора этой работы. Углубленное изучение древнево-сточных
теорий привело нас к мысли, что поскольку они в общем основаны на
определенных положениях, найденных эмпирически или выведенных логически,
то и принцип выбора точек имеет, по-видимому, анало-гичную
закономерность. Анализ древневосточных концепций показывает, что древние
философы, исходя из учения инь-ян в пространстве, выделяли верх (ян) и
низ (инь), наружный (ян) и внутренний (инь), левый (ян) и правый (инь),
что вполне соответствует трехмерному измерению пространства, с
разделением его на фрон-тальную, сагитальную и горизонтальную плоскости.

Учение инь-ян древними медиками было применено при изучении организма
человека, основываясь на этих положениях, считаем возможным рассмотреть
в свете учения инь-ян всю поверхность тела человека, на которой
расположены линии (меридианы) с точками воздействия в трехмерном
пространственном взаимоот-ношении инь-ян (табл. 42).

...

 3. Принципы выбора точек акупунктуры

Анатомо-физиологические подходы к выбору точек акупунктуры

Тысячелетняя практика не только обнаружила точки акупунктуры, но и
систематизировала их в двух направлениях. Первое направление заключается
в выделении двух групп точек: отдаленных и локальных. Второе
направление - это своеобразная классификация точек в виде линий
(меридианов), которые представ-ляют собой функциональную взаимосвязь
отдельных точек акупунктуры, объединенных достаточной одно-родностью
терапевтического эффекта. В каждом основном меридиане четко выделяется
группа проксимальных и дистальных точек, причем последней придается
большое значение.

Акупунктурная практика с большой убедительностью показала наличие
неодинаковой ответной реакции с разных дистальных точек, относящихся к
определенному меридиану. Одни точки акупунктуры оказывают
более, другие менее выраженное и целенаправленное действие на
функциональную активность меридиана (органа, системы). Этот факт
позволил нам выделить три подгруппы точек среди дистальной группы: точки
пяти элементов, точки ло и точки, не вошедшие в две предыдущие
подгруппы. Как показал проведенный нами анализ, почти все
канонизированные древневосточные методы сочетаний точек выведены из
первой и второй подгрупп дистальной группы. В традиционной акупунктуре
при использовании точек первой подгруппы применяется отношение
"тонизация-дисперсия", а для второй подгруппы используются отношения
"верхний-нижний" и "левый-правый".

Проксимальные точки не имеют предусмотренных сочетаний, исключение
составляют точки сочувственная и глашатай. И, наконец, точки первой
подгруппы дистальной группы (точки пяти элементов) не только сочетаются
между собой, но могут и взаимозаменяться (отношение
"тонизация-дисперсия"). Точки, "непос-редственно отвечающие за состояние
меридиана", т.е. тонизирующая и седативная, выведенные из числа точек
пяти элементов на основании отношения "тонизация-дисперсия", могут
заменяться подобными себе точками, но уже других меридианов. В этом
случае существует два варианта: а) замена идет по циклу пяти элементов с
применением отношения "тонизация-дисперсия" и б) это же отношение
применяется к ритмической почасовой взаимосвязи меридианов. Положение о
взаимозаменяемости не распространяется на точки общего действия, которые
относятся к проксимальной группе. Например, точки сочувственная и
глашатай применяются только при патологии своего меридиана.

Итак, в выполнении практических действий при сочетании точек дистальной
группы руководствуются своеобразной методикой, основанной на
определенных отношениях. В основе отношения "тонизация-диспер-сия"
заложена идея о возможности замены точек воздействия, и, используя это
отношение, можно заменять точки, выделенные нами условно в первую
подгруппу дистальной группы. Отношения "верхний-нижний", "левый-правый"
применяются для сочетания точек второй подгруппы дистальной группы. Это
показывает, что не следует рассматривать поперечный ло-пункт, который
применяется при избыточности, как единственный вид взаимосвязи
меридианов.

Разделение точек акупунктуры на дистальную и проксимальную группы
можно объяснить с современных анатомо-физиологических позиций

....

Общеизвестно, что практическая акупунктура тесно связана со своеобразной
классификацией точек по признаку меридиана. Мы считаем, что не следует
подходить к 12 основным меридианам с утилитарной точки зрения, считая,
что воздействием на точки акупунктуры определенного меридиана можно
влиять на функци-ональное состояние только того органа, наименование
которого носит данный меридиан. Подход к "основным органам" только с
анатомических позиций не оправдан потому, что в диапазоне показаний к
применению точек акупунктуры основных меридианов встречаются показания,
выходящие за пределы органа, а также тех областей, где проходят данные
меридианы. Поэтому эти "основные органы" следует рассматривать как
системы взаимосвязей в организме, которые были эмпирически обнаружены
при изучении его функций.

Определенные связи представлены в виде понятия "внутренний ход
меридиана". На функциональное состо-яние всех органов, по которым
проходит внутренний ход меридиана, можно оказывать влияние с точек
акупунктуры, составляющих наружный ход меридиана.

Часть связей представлена в виде понятия "вторичные меридианы", и через
точки ло можно оказывать влияние не только на тот орган, в меридиане
которого находится данная точка, но и на другие органы (меридианы),
которые связаны между собой поперечными ло-пунктами или просто точками
ло по правилу "верхний-нижний", "левый-правый".

И, наконец, между многими основными меридианами существуют связи,
которые представлены в виде "чудесных" меридианов.

Таким образом, тысячелетнее эмпирическое изучение функций организма
представило отдельные системы связей в организме в виде "основных
органов с меридианами", а также интеграцию этих связей в виде "чудесных"
меридианов.

Закономерность объединения точек акупунктуры в линейно-пространственные
комплексы (меридианы) можно обосновать фактом существования в
центральной нервной системе соматотопического принципа
сома-товисцеральной афферентации, о чем говорилось выше.



( а вот и интерпретация древней концепции -с точки современной
теор.медицины. До сих пор,впрочем, теор.медицина не являестя полноценной
наукой. Д.М. делает свой вклад в нее,основываясь на своей "достройе"
традиц.китайской медицины -СП)

Согласно современным данным (Удельнов М.Г., Копылова Г.П., 1972; Булыгин
И.А., 1976; Ноздрачев А.Д., 1978 и др.), вегетативная нервная система
является не только эффекторной, т.е. проводящей импульсы из центральных
структур к внутренним органам, но и афферентной системой.

....

В случае патологии внутреннего органа вследствие чрезмерной афферентной
импульсации увеличивается на уровне таламических ядер зона
представительства афферентной системы данного органа за счет уменьше-ния
зоны представительства "соматического гомолога", т.е. соматической
афферентации определенного уча-стка поверхности тела. Раздражение точки
акупунктуры, расположенной в зоне "соматического гомолога" висцеральной
афферентации, ведет к увеличению соматической афферентации на
конвергирующие нейроны, расположенные на уровне таламуса и коры. Таким
образом, повышение потока соматической афферентации, происходящее при
воздействии иглой на наружные покровы тела, динамично, управляет зоной
представитель-ства висцеральной афферентации (которая при патологии
внутренних органов бывает расширена за счет ограничения импульсации
соответствующего "соматического гомолога"), способствуя уменьшению ее
(восста-новлению) до размера фокуса, проектируемого в обычных условиях.
Иначе говоря, по-видимому, действие иглотерапии направлено на
восстановление того структурного соотношения соматовисцеральной афферент
а-ции на уровне таламуса и коры, которое сложилось в процессе эволюции и
представлено в здоровом организме. Этим косвенно подтверждаются выводы
практической акупунктуры о том, что она не оказывает или оказывает
незначительное влияние на функции здорового организма.


(конец цитат -далее см.книгу -СП)


( управленческая адаптация -СП)
У-син и "цикл звзеды" в управленческом консалтинге 1990х


Омская региональная маркетинговая ассоциация

к.э.н., В.Н.Крючков,
ООО "4М",
к.филос.н., В.И.Разумов,
МГУК (Омский филиал)

Символ "пентаграмма" в диагностике состояния фирмы
и модель Мак-Кинси "7S"

Проект построен на базе имеющихся в литературе, а также оригинальных
разработок в области системной интерпретации символов и схем восточной
философии с их применением к анализу конкретных объектов.

1. Анализ управления компанией в терминах цикла "у-син"

В качестве средства для интерпретации результатов изучения состояния дел
компании используется китайское учение о пяти элементах или цикле
"у-син", которое далее представляется с помощью символа "Пентаграмма".
Этот символ настолько содержателен и удобен для интерпретации сложных
систем, что на его основе строится обоснование традиционной китайской
медицины [1]; последнее время большое внимание уделяется общесистемным
комментариям этого символа и применению аккумулированных в нем
закономерностей в освоении разных предметных областей [1 - 7]. Один из
соавторов статьи ранее предпринял ряд работ по использованию символов "
ба-гуа", "свастика" в решении познавательных задач [8], анализе
поединков и создании методики тренировок [9], решении задач по анализу
систем [10]. Наметился интерес к использованию классических символов
непосредственно в решении проблем управления.
Цикл у-син представим в виде звезды, вписанной в окружность, или
Пентаграммы. В этом случае мы будем иметь дело с наложением "порядка
взаимопорождения" и "порядка взаимного преодоления" элементов цикла
у-син [5, с. 66].

...

Рис. 1. Изображение цикла у-син с выделенными нормальными и
патологическими функциональными связями, исходящими от элемента Дерево.

Любой объект есть смешение всех пяти первоэлементов (стихий), но они
присутствуют с разными весовыми включениями, а потому от того, какой из
элементов преобладает, определяется тип объекта (земля, металл, вода,
дерево, огонь), его состояние в данный год, т.е. какое из пяти начал в
нем в настоящий период времени выражено сильнее остальных, а также
соответствие внутренней динамики начал объекта развитию внешней среды.
В изображении Пентаграммы элементы занимают фиксированное положение, что
характеризует, каким образом между ними рассредоточен ресурс системы, в
каком состоянии (активном - "яньском" или пассивном - "иньском")
находятся ее компоненты и какие функциональные связи существуют между
ними. Для того, чтобы понять, - почему между пятью элементами выделяется
именно такая конфигурация связей, напомним о том, что в цикле у-син
распределены начала "ян" и "инь". Соотношение этих начал в каждом из
элементов в данный период времени характеризует его взаимоотношения с
остальными. В древнем трактате "Хуайнань-цзы" говорится:

"Дерево крепнет, Вода стареет, Огонь рождается, Металл становится
пленником, Земля умирает.
Огонь крепнет, Дерево стареет, Земля рождается, Вода становится
пленником, Металл умирает.
Земля крепнет, Огонь стареет, Металл рождается, Дерево становится
пленником, Вода умирает.
Металл крепнет, Земля стареет, Вода рождается, Огонь становится
пленником, Дерево умирает.
Вода крепнет, Металл стареет, Дерево рождается, Земля становится
пленником, огонь умирает" [6, с. 66].
Приведенное высказывание объясняет, почему между элементами Пентаграммы
выделяются два нормальных (они соответствуют "здоровью" системы)
отношения (в символе они направлены по ходу часовой стрелки) - это
поддержка (правило "мать - дитя"), она направлена от предыдущего
элемента к последующему, и угнетение (правило "дед -внук"), которое идет
от данного к противоположному элементу. К примеру Дерево - мать Огня и
дед Земли. Патологические отношения связаны с избыточной активностью
либо ослабленностью элемента. Они расположены против часовой стрелки.
Это отношения обратной поддержки (правило "дитя - мать") и
противоугнетения (правило "внук - дед"). К примеру, в случае
гиперактивности элемента Дерево он оказывает обратную поддержку Воде и
Противоугнетает Металл. В известном смысле использование терминов
"норма" и "патология" условно, те и другие неизбежно присутствуют во
всякой системе, однако, первые усиливают систему, а вторые ослабляют.
Поэтому гибель системы в каждом конкретном случае происходит через один
элемент, нарушение активности которого перешло допустимый для данной
системы предел.
Цикл у-син связан с летоисчислением (лунный календарь), на его основе
образован десятиричный период или "десять небесных стволов",
согласованный с двенадцатиричным календарем (он называется "двенадцать
земных ветвей"). На каждый из элементов приходится два года, так что в
первый год преобладающей активности данного элемента в нем доминирует
начало "Ян", а во второй год начало "Инь".
В Пентаграмме выделены отношения 4-х типов. Два изображены в виде
стрелок, направленных по ходу часовой стрелки, а два против хода
стрелки. Первая пара отношений рассматривается естественными,
нормальными. Они соответствуют естественному ходу событий и оптимальны
по соотношению (расход ресурса/ эффект). Сравним такие отношения со
следующим набором образов: движение вниз по течению реки, воспитание
старшим младшего, управление начальником подчиненного. Отношения второй
пары представляются обыкновенно противоестественными, поэтому иногда их
называют патологическими. На самом деле их природа связана с тем, что в
производящем их элементе сосредоточен избыток ресурса. В сравнении с
первой парой эти отношения менее выгодны для системы, т.к. требуют
значительно больших затрат для достижения целей. К примеру, сложнее, чем
в первом случае, следующее: плыть против течения, ребенку управлять
действиями родителя, подчиненному руководить начальником.
Каждый из четырех типов отношений имеет синонимы и его можно сопоставить
со следующими образами:
Первая пара
1. Поддержка (порождение, активация) - подготовка ресурса, стимуляция,
участие в развитии последующего элемента. Выражается правилом "Мать -
Дитя".
2. Угнетение (подавление, сдерживание) - ограничение сферы действия,
контроль, блокирование развития, управление функционированием и
развитием. Выражается правилом "Дед - Внук".
Вторая пара
3. Обратная поддержка (противоподдержка) - передача ресурса тому, кто
должен помогать (поддерживать) данный элемент. Выражается правилом
"Дитя - Мать".
4. Противоугнетение (обратное угнетение, противоподавление, обратное
сдерживание, оскорбление) - сопротивление со стороны угнетаемого,
контролируемого элемента. Иногда это сопротивление становится таковым,
что элемент, который должен быть подавлен сам оказывает такое действие
на противоположный элемент (См. изображение Пентаграммы). Но это
отношение требует избыточного ресурса, сосредоточенного в том элементе,
который оказывает противоугнетение, или значительное ослабление
элемента, который должен угнетать. Это отношение наиболее опасно для
системы. Оно связано с выраженным дисбалансом в распределении ресурса
системы между ее элементами. Выражается правилом "Внук - Дед".
С помощью изображения Пентаграммы схематизируем сложившееся на
сегодняшний день соотношение структурных подразделений компании, а затем
в терминах концепции у - син опишем взаимодействия между ними (См. рис.
2).
...

....

Литература

1. Очерки восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан. - 3 е изд..,
перераб. и доп. - Новосибирск, 1991. - 431 с.
2. Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: уровень протосхем и
символов - ГУА. - Препринт. - М.: Ин-т истории естествознания и техники.
АН СССР, 1989. - 78 с.
3. Li D. XU, Ling X. Li. Complementary Opposition as a Systems Concept
// Systems Research. Vol. 6. N 2. P. 91 - 101.
4. Лукьянов А. В лабиринтах Дао // Проблемы Дальнего Востока. - 1990. -
N 6. С. 187 - 198.
5. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. 2-е изд., доп. - М.: АСМ, 1993. -
383 с.
6. Хуайнань-цзы // Чжуцзы цзичен / Корпус китайской классики/. Т. 7.
7. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической
философии. - М.: Наука. Изд. фирма "Восточная лит-ра", 1993. - 432 с.
8. Разумов В.И., Ушаков А.Н. Выбор типов организации содержательных
представлений для концептуального проектирования // Освоение и
концептуальное проектирование интеллектуальных систем: Тез. докл. и
сообщ. - М., 1990. Ч. 2.



( в заключение - еще одна цитата из Еремеева)

к III в. до н.э. иглоукалывание и прижигание моксой получило новое
теоретическое объяснение на основе концепций инь-ян и пяти стихий, что
придало этим медицинским учениям более систематический и абстрактный
характер.

Существует еще несколько лечебных правил, основа которых заложена в
арифмосемиотических закономерностях отношений между меридианами, а
также, естественно, между соответствующими им органами. Для примера
можно рассмотреть правила "муж-жена", "мать-сын", "дед-внук".

Правило "муж-жена" выражает отношение между меридианами, проецирующимися
на левые и правые пульсовые точки (цунь, гуань, чи) на запястьях.
"Янские" меридианы, т. е. те, которые проецируются на левую руку, - это
"мужья"; "иньские", проецирующиеся соответственно на правую руку, - это
"жены" (рис. 1.6.5). "Мужья" действуют угнетающе на "жен". Согласно
этому правилу, следует учитывать, что при нарушении в меридиане левой
руки возникает угроза для параллельного меридиана правой руки. В связи с
этим предписываются определенные методы лечения.


Правило "мать-сын", или, иначе, "отец-сын", описывает взаимоотношения
органов и их меридианов аналогично порядку "взаимопорождения"
символизирующих их стихий (рис. 1.6.7). Стихия-мать порождает
стихию-сына. Например, для огня "матерью" будет дерево, а "сыном" -
почва.


Рис. 1.6.7

Согласно правилу "мать-сын", при недостаточности энергии в
соответствующем органе нужно стимулировать лечебными методами его "мать"
, а при избыточности энергии - угнетать его "сына". Таким способом
исключалось непосредственное воздействие на сам больной орган, что
способствовало лечебному эффекту.

Правило "дед-внук" основывается на закономерности, которая в теории пяти
стихий связана с порядком "взаимопреодоления". На схеме, где по кругу
пять стихий расположены в порядке "взаимопорождения", последовательность
их "взаимопреодоления" выражается в виде пентаграммной фигуры (рис.
1.6.8). Считается, что любая стихия будет "отцом" для следующей по кругу
(на котором представлен порядок "взаимопорождения") и "дедом" для
следующей через одну, которая связывается с предыдущей в порядке
"взаимопреодоления". Например, для почвы дедом будет дерево.


При лечении по принципам теории пяти стихий учитывались также
закономерности, определяемые суточными, месячными и годовыми ритмами. К
ним добавлялись числовые характеристики стихий и их корреляции с нотами
пентатоники, планетами, сторонами света и т.д. В целом все это
представляло сложную систему символов и чисел, в которой
нумерологический компонент явно доминировал. Однако в ней имелись и
некоторые естественнонаучные соображения (типа необходимости баланса в
организме, связи его с внешней средой и т.д.), опираясь на которые и
используя практический опыт и интуицию, китайским врачам удавалось
довольно-таки успешно проводить лечение своих пациентов. Кроме того,
китайская медицина со всем ее символическо-понятийным и процедурным
аппаратом представляла собой еще некую форму ритуала, в котором
выздоровление обеспечивалось за счет как суггестивных средств, так и
посредством приобщения пациентов к неким духовно-энергетическим потокам,
которые поддерживались в социоприродном "организме" китайской
цивилизации всем комплексом выработанных ею ритуалов.



-----------------------------