Не знаю, смогу ли я ответить на эти вопросы. В моем окружении в основном воцерковленные язычники, у которых принадлежность к церкви определяется домашним воспитанием и модой.
Если говорить о верующих с активной жизненной позицией, то судя по моим знакомым, это люди, пережившие глубокий духовный кризис, связанный с распадом общества в последние 20 лет. У них был ограниченный выбор: спиться, сойти с ума, поверить в бога. Уход в религию был настоящим спасением. Это тот самый «опиум для народа» который облегчает страдания. Некоторые успешно сочетают два распространенных антидепрессанта: запои и веру. Для них потеря веры означает духовный распад. Отсюда крайняя упертость в вопросах религии. Другой момент - они очень подвержены влиянию попов, в которых видят своих спасителей и учителей. И в точности повторяют их стереотипы поведения. Главная роль в формировании активных православных принадлежит клиру.
Преемственность мракобесия я бы объяснил особенностью современного православия. В отличие от западных христианских конфессий, православие - церковь реванша. Наши попы поголовно обскурантисты, потому что в отличие от западных на личном опыте знают - начинается все наукой и образованием, заканчивается угольным складом в церкви, потому что «комиссия не включила здание в перечень памятников архитектуры». Поэтому они враги всякой науки. Они хотят в средневековье. Больше нигде им места нет. Они много вопят о репрессиях. Это понятно – в лагере можно быть мучеником за веру, про взорванный храм можно врать, что это был шедевр архитектуры. Это материал для героического мифа. И молчат о главном – страна жила без них. Индустриализация, Победа, Наука, Космос – высшие достижения России свели на нет символический капитал церкви. Увеличить его относительную ценность можно только отказавшись от развития. К чему они и призывают.
Государство видит единственный способ легитимации власти в религии. Попам открыто дали понять, что сейчас их время. Отсюда их и их добровольных помощников беспрецедентная наглость. Отвыкшие от сопротивления попы врут напропалую. Я этим летом ездил в Вырицу на Ефремовские чтения. Прошло все на ура, но завершилось мероприятие экскурсией в местную достопримечательность – деревянную церковь в честь какого-то местного святого. Святой этот примечателен тем, что во время войны духовно окормлял православных румынских солдат осаждавших Ленинград. То есть человек, прославляющий этого святого, знает, что было в Ленинграде во время блокады, и знает, что слушатели это знают, и уверен в том, что никто его не одернет, потому что поддержка церкви - государственная политика.
Заодно рассказали байку о том, что якобы был послан в Вырицу специальный лейтенант НКВД чтобы взорвать эту церковь. И было ему видение, от которого совесть в нем пробудилась и он прямо в церкви застрелился из нагана. :)))) Взрослые образованные люди слушали этот бред, видно было по лицам, как они это воспринимают, но, не желая портить настроение местным энтузиастам, организовавшим чтения, все промолчали. Ерничали потом в автобусе.
В Киев ездил этим же летом частным порядком. Вроде никому ничем не обязан, молчать не нужно. Экскурсоводу в лавре сказал: «Хорош заливать. Рассказывай про южнорусское барокко». Она тут же «со святыми упокой» прекратила и, как бы извиняясь, сказала, что она по образованию историк, «но сейчас это востребовано». Это для меня новое явление – православие как элемент престижного потребления, «церковный гламур».