От Константин Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь
Дата 02.05.2007 18:54:19 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Эстонский транзит

Интересно узнать какую долю Эстонского ВВП даёт россиийский транзит и заодно стравнить скажем с Латвией.
%------------------------------------------

http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=3676&print=Y

ЭСТОНСКИЙ ТРАНЗИТ

В то время как российский вице-премьер Сергей Иванов эмоционально призывает россиян не покупать эстонские продукты, а ветеринарная служба РФ проверяет их качество, ряд российских частных бизнес-структур успешно отстраивает отношения с государством, глумящимся над могилами и памятниками нашим воинам. Как известно, именно российские предприниматели создают в Эстонии новые транспортные мощности, вкладывая в эти проекты колоссальные деньги. Из-за этого уменьшается загрузка железных дорог, нефтепроводов и портов в соседних с Эстонией регионах РФ российскими же грузами. По эстонским данным, с 2007 года за счет российского грузотранзита Эстония будет получать до 150-170 млн долларов в год вместо нынешних 100-115-ти млн. При этом Эстония собирается и дальше богатеть на российских грузах.

По оценкам эстонского Центра балтийских исследований и Ассоциации стран бассейна Балтийского моря, за 2007-2008 годы за счет низких транспортных тарифов, дноуглубительных работ и круглогодичной эксплуатации все эстонские порты увеличат перевалку российских грузов минимум на 20%.

Эстонская статистика такова: за март 2007 года в портах Эстонии обработано более чем на 20% больше грузов, чем в марте 2006-го. До 65-70% из них приходится на российский внешнеторговый транзит. Преимущественно это вывозимые из РФ нефтепродукты, алюминий, химические удобрения, лесоматериалы, зерно и уголь.

По данным эстонских транспортных и внешнеторговых ведомств, шесть крупных российских фирм, представляющих нефтяной, лесной, угольный, металлургический, химический и зерновой бизнес, совместно вложат полтора миллиарда крон в дальнейшее расширение порта Мууга, запланированное к 2010-2011 годам. К тому времени сюда даже намечено проложить нефтепровод (!) из Ленинградской области, что минимум на треть удешевит транзит российских нефтегрузов через Эстонию. По данным еженедельника «Ээсти Пяэвалехт» (Таллин), главные российские инвесторы в эти проекты – «Проминвесторс», «Русал», «Северстальтранс» и «Акрон». Так, «Акрон» строит новый терминал для перевозки минеральных удобрений, а фирма «Северстальтранс», которой руководит известный в Эстонии бизнесмен Андрей Филатов, создаст терминал по перевалке контейнеров и металлов.

По информации газеты «Молодежь Эстонии» (Таллин-Нарва) и других эстонских СМИ, в порту Силамяэ, что в 45 км от границы с РФ, с апреля работает один из самых крупных во всей Балтии терминалов по перевалке жидких химических грузов из России. Российской фирме «Танкхим» (TankChem) вручено разрешение на эксплуатацию терминала. В церемонии его открытия участвовал, например, руководитель российской компании «Еврохим» (EuroChem) и ее дочерней фирмы в Эстонии «Танкхим» (TankChem) Павел Яковлев. При выборе места строительства терминала, как заявил Павел Яковлев, учитывались прежде всего удобное географическое положение порта Силламяэ и его близость к российской границе, наличие свободных территорий, хорошая транспортная инфраструктура, сбалансированные железнодорожные тарифы. «В Усть-Луге (порт в Ленинградской области на Финском Заливе. – А.Ч.) технически невозможно было построить такой терминал, какой мы построили так быстро в Силламяэ», – отметил Павел Яковлев. По его словам, строительство и использование российской компанией этого терминала – «и есть бизнес вне политики».

Между тем, Проект в Силамяэ, по словам эстонского аналитика Аарве Вяйхи (Тартуский университет), практически «закрыл» аналогичный проект вблизи российской Усть-Луги. В будущем строительство новых терминалов для транзита, опять-таки, российских внешнеторговых грузов намечено на эстонских островах Сааремаа и Хийумаа.

Транзитному обогащению Эстонии будет способствовать и намеченное на 2010-2011 годы паромное сообщение по Чудскому озеру – между Гдовом и Муствэе: этот эстонский озерный порт соединят скоростной 60-километровой железной дорогой с упомянутым балтийским терминалом Силламяэ. По прогнозам управления Эстонских железных дорог и Центра Балтийских исследований, такие проекты, в сочетании с продолжением снижения транзитных тарифов в Эстонии, понизят минимум на треть загрузку российских транспортных объектов в Ленинградской им Псковской областях.

Суждено ли сбыться этим оптимистическим прогнозам эстонских властей? Очевидно, что в Таллине до сих пор рассчитывают на то, что их российские лоббисты в Москве урегулируют все проблемы и замнут скандал вокруг событий 26-28 апреля. Хочется надеяться, что хотя бы на этот раз представления эстонских министров о России как стране, где национальное достоинство может быть предметом торга, разойдутся с реальностью.