Видите ли, если автор книги о вкусной и здоровой пище напишет, что Земля - плоская, то я буду очень осторожно читать его советы, как, например, жарить картошку.
Так и с книгой Хлевнюка, которую Вы так хвалите.
Плоская Земля - 1. Автор утверждает, что форсированная индустриализация - ультралевая авантюра Сталина. Обоснований сему утверждению нет. Но если встать на другую точку зрения - форсированная индустриализация была необходима, то рассыпается и тезис автора: Сталин был самодуром, для которого главной целью была личная власть.
Плоская Земля - 2. В Заключении автор пишет (извините за длинную цитату):
======
Очевидно, что все эти предположения по поводу противостояния "фракций" в Политбюро имеют принципиальное значение для понимания политической истории 30-х годов. Если придерживаться этой точки точки зрения, то механизм функционирования высшей партийно-государственной власти в СССР описывается при помощи достаточно четкой, непротиворечивой схемы. Прежде всего, наличие и противоборство двух "фракций" объясняет колебания "генеральной линии" в 30-е годы между всплесками государственного террора и "реформами". Понятно, что в том случае, когда верх брали радикалы, усиливались репрессии и преобладала чрезвычайная политика, победа же "умеренных" приводила к попыткам "реформ". Более объяснимыми становятся также обстоятельства подготовки "большого террора" и сам террор 1937-1938 гг. Наличие "умеренных" сдерживало Сталина и его радикальных сторонников. Воспользовавшись ослаблением позиций "умеренных" после убийства Кирова и смерти Куйбышева, Сталин, опираясь на радикалов, сделал окончательный выбор в пользу массовых репрессий. Причем "умеренные" члены Политбюро, ограничивающие власть Сталина, были одной из первых целей террора. Их уничтожение способствовало завершению сталинской "революции сверху", утверждению единоличной диктатуры Сталина.
Эта достаточно логичная схема всегда подтверждалась определенными источниками и фактами. Уже современники событий наблюдали некоторые колебания политики высшего советского руководства. В экономике — от индустриальных скачков до резкого снижения планов промышленного роста, от коллективизации и раскулачивания до поощрения личных приусадебных хозяйств, от попыток свернуть торговлю и ввести прямой продуктообмен до провозглашения "социалистичности" товарно-денежных отношений. В идеологии — от проповеди "революционного аскетизма" до лозунгов "зажиточной жизни". Во внешней политике — от обличения социал-демократии до поддержки "народных фронтов".
======
Задумаемся. Есть ли другие объяснения так называемых колебаний?
Например, изменения в политике могли быть вызваны изменением условий. Далее. Инструкций по строительству нового государства в изменяющихся условиях у руководства не было - приходилось действовать методом проб и ошибок.
Или возьмем, например, взаимоотношения между коммунистами и социал-демократами. Так ведь коммунисты и возникли, как отколовшаяся группа социал-демократов. Если с социал-демократами объединяться, то зачем было откалываться? Кроме того, длительное время социал-демократы и коммунисты в друг друга стреляли. Насмерть.
Только после прихода Гитлера к власти условия изменились настолько, что можно было говорить о каком-то объединении.
Как теперь можно верить автору?
Плоская Земля - 3. В Заключении автор пишет: "Странным образом даже Хрущев, в распоряжении которого находились все архивы партии предпочитал пользоваться воспоминаниями старых коммунистов, вернувшихся из лагерей."
Странно, что автор находит это странным. Он почему-то не предполагает, что самое простое объяснение: если бы Хрущев открыл архивы, то мог бы и сам предстать в весьма неприглядном виде. А если бы автор представил бы это возможным, то обрушился бы его тезис, что репрессии шли исключительно сверху, из Москвы, а секретари обкомов были просто вынуждены исполнять волю Сталина.
Юрий Жуков в книге "Иной Сталин" как раз и доказывает противоположное. Извиняюсь за длинную цитату.
=======
Таким образом, на 11 июля в ПБ поступили сведения о намеченном составе «троек» от 43 из 71 первых секретарей ЦК нацкомпартий, крайкомов и обкомов, прямо подчиненных ЦК ВКП(б). Иными словами, треть их совсем не торопилась, а может быть, и вообще не собиралась воспользоваться весьма сомнительными правами, свалившимися на них столь неожиданно. Не собирались ни создавать «тройки», ни проводить карательные акции. Это, а также указанные в шифротелеграммах по 43 регионам страны из 78, установленных новой конституцией, цифры «лимитов» по обеим категориям — расстрел, высылка — позволяют назвать поименно тех партократов, кто более других жаждал крови, и отнюдь не в переносном смысле.
Оказалось, что численность намеченных жертв свыше пяти тысяч определили семеро: А. Икрамов — Узбекская ССР, 5441 человек; К.М. Сергеев — Орджоникидзевский (бывший Ставропольский) край, 6133; П.П. Постышев — Куйбышевская область, 6140; Ю.М. Каганович — Горьковская область, 6580; И.М. Варейкис — Дальне-Восточный край, 6698; Л.И. Мирзоян — Казахская ССР, 6749; К.В. Рындин — Челябинская область, 7953. Сочли, что число жертв «троек» должно превысить 10 тысяч человек, уже только трое: А.Я. Столяр — Свердловская область, 12 000; В.Ф. Шарангович — Белорусская ССР, 12 800, и Е.Г. Евдокимов — Азово-Черноморский край, 13 606 человек. Самыми же кровожадными оказались двое: Р.И. Эйхе, заявивший о желании только расстрелять 10 800 жителей Западно-Сибирского края, не говоря о еще не определенном числе тех, кого он намеревался отправить в ссылку; и Н.С. Хрущев, который сумел подозрительно быстро разыскать и «учесть» в Московской области, а затем и настаивать на приговоре к расстрелу либо высылке 41 305 «бывших кулаков» и «уголовников».
Но 11 первых секретарей — четверть всех, принявших на 11 июля новые правила игры, практически отписались, определили для своих регионов число тех, кому намеревались установить либо высшую меру наказания, либо высылку, в пределах тысячи человек. Вполне возможно, это были те, кто уже был арестован и ожидал суда.
=======
Ю.Жуков приводит и пример конкретного человека (случай, так сказать, местничества):
Полностью на киевских властях лежит вина за самоубийство П.П. Любченко, председателя СНК УССР. 23 августа по инициативе С.В. Косиора ПБ утвердило решение «О буржуазно-националистической антисоветской организации боротьбистов» — давно не существующей украинской партии левых социалистов-революционеров (боротьбистов). Выделившаяся из левого крыла украинских левых эсеров в марте 1919 г., она сразу же сблизилась с РКП(б) и КП(б) Украины, активно сотрудничала с ними в годы гражданской войны, в июле 1920-го самораспустилась, а ее члены в персональном порядке вступили в РКП(б). И вот теперь без каких бы то ни было причин на Украине началась охота на бывших боротьбистов, в том числе и на Любченко, действительно состоявшего в этой партии. Однако в Москве, пойдя на признание боротьбистов «активными врагами народа», отказались санкционировать арест главы правительства УССР Решение его судьбы передали на рассмотрение пленума ЦК компартии Украины. Но в Киеве были неумолимы, и 30 августа сняли своего вчерашнего товарища с должности председателя СНК УССР и исключили из партии. На следующий день П.П. Любченко, не без оснований опасаясь ареста, застрелился.