От Potato Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей
Дата 18.06.2006 03:23:56 Найти в дереве
Рубрики История & память; Управление & методология; Версия для печати

Ведомственность была, а местничества не было?

Ведомственность была, а местничества не было?

Видите ли, если автор книги о вкусной и здоровой пище напишет, что Земля - плоская, то я буду очень осторожно читать его советы, как, например, жарить картошку.

Так и с книгой Хлевнюка, которую Вы так хвалите.

Плоская Земля - 1. Автор утверждает, что форсированная индустриализация - ультралевая авантюра Сталина. Обоснований сему утверждению нет. Но если встать на другую точку зрения - форсированная индустриализация была необходима, то рассыпается и тезис автора: Сталин был самодуром, для которого главной целью была личная власть.

Плоская Земля - 2. В Заключении автор пишет (извините за длинную цитату):
======
Очевидно, что все эти предположения по поводу противо­стояния "фракций" в Политбюро имеют принципиальное зна­чение для понимания политической истории 30-х годов. Если придерживаться этой точки точки зрения, то механизм функ­ционирования высшей партийно-государственной власти в СССР описывается при помощи достаточно четкой, непроти­воречивой схемы. Прежде всего, наличие и противоборство двух "фракций" объясняет колебания "генеральной линии" в 30-е годы между всплесками государственного террора и "ре­формами". Понятно, что в том случае, когда верх брали ради­калы, усиливались репрессии и преобладала чрезвычайная политика, победа же "умеренных" приводила к попыткам "ре­форм". Более объяснимыми становятся также обстоятельства подготовки "большого террора" и сам террор 1937-1938 гг. На­личие "умеренных" сдерживало Сталина и его радикальных сторонников. Воспользовавшись ослаблением позиций "уме­ренных" после убийства Кирова и смерти Куйбышева, Ста­лин, опираясь на радикалов, сделал окончательный выбор в пользу массовых репрессий. Причем "умеренные" члены По­литбюро, ограничивающие власть Сталина, были одной из первых целей террора. Их уничтожение способствовало за­вершению сталинской "революции сверху", утверждению единоличной диктатуры Сталина.

Эта достаточно логичная схема всегда подтверждалась оп­ределенными источниками и фактами. Уже современники со­бытий наблюдали некоторые колебания политики высшего со­ветского руководства. В экономике — от индустриальных скачков до резкого снижения планов промышленного роста, от коллективизации и раскулачивания до поощрения личных приусадебных хозяйств, от попыток свернуть торговлю и вве­сти прямой продуктообмен до провозглашения "социалистичности" товарно-денежных отношений. В идеологии — от про­поведи "революционного аскетизма" до лозунгов "зажиточной жизни". Во внешней политике — от обличения социал-демок­ратии до поддержки "народных фронтов".
======
Задумаемся. Есть ли другие объяснения так называемых колебаний?
Например, изменения в политике могли быть вызваны изменением условий. Далее. Инструкций по строительству нового государства в изменяющихся условиях у руководства не было - приходилось действовать методом проб и ошибок.
Или возьмем, например, взаимоотношения между коммунистами и социал-демократами. Так ведь коммунисты и возникли, как отколовшаяся группа социал-демократов. Если с социал-демократами объединяться, то зачем было откалываться? Кроме того, длительное время социал-демократы и коммунисты в друг друга стреляли. Насмерть.
Только после прихода Гитлера к власти условия изменились настолько, что можно было говорить о каком-то объединении.
Как теперь можно верить автору?

Плоская Земля - 3. В Заключении автор пишет: "Странным образом даже Хрущев, в распоряжении которого находились все архивы партии предпочитал пользоваться вос­поминаниями старых коммунистов, вернувшихся из лагерей."
Странно, что автор находит это странным. Он почему-то не предполагает, что самое простое объяснение: если бы Хрущев открыл архивы, то мог бы и сам предстать в весьма неприглядном виде. А если бы автор представил бы это возможным, то обрушился бы его тезис, что репрессии шли исключительно сверху, из Москвы, а секретари обкомов были просто вынуждены исполнять волю Сталина.

Юрий Жуков в книге "Иной Сталин" как раз и доказывает противоположное. Извиняюсь за длинную цитату.
=======
Таким образом, на 11 июля в ПБ поступили сведения о намеченном составе «троек» от 43 из 71 первых секретарей ЦК нацкомпартий, крайкомов и обкомов, прямо подчиненных ЦК ВКП(б). Иными словами, треть их совсем не торопилась, а может быть, и вообще не собиралась воспользоваться весьма сомнительными правами, свалившимися на них столь неожиданно. Не собирались ни создавать «тройки», ни проводить карательные акции. Это, а также указанные в шифротелеграммах по 43 регионам страны из 78, установленных новой конституцией, цифры «лимитов» по обеим категориям — расстрел, высылка — позволяют назвать поименно тех партократов, кто более других жаждал крови, и отнюдь не в переносном смысле.

Оказалось, что численность намеченных жертв свыше пяти тысяч определили семеро: А. Икрамов — Узбекская ССР, 5441 человек; К.М. Сергеев — Орджоникидзевский (бывший Ставропольский) край, 6133; П.П. Постышев — Куйбышевская область, 6140; Ю.М. Каганович — Горьковская область, 6580; И.М. Варейкис — Дальне-Восточный край, 6698; Л.И. Мирзоян — Казахская ССР, 6749; К.В. Рындин — Челябинская область, 7953. Сочли, что число жертв «троек» должно превысить 10 тысяч человек, уже только трое: А.Я. Столяр — Свердловская область, 12 000; В.Ф. Шарангович — Белорусская ССР, 12 800, и Е.Г. Евдокимов — Азово-Черноморский край, 13 606 человек. Самыми же кровожадными оказались двое: Р.И. Эйхе, заявивший о желании только расстрелять 10 800 жителей Западно-Сибирского края, не говоря о еще не определенном числе тех, кого он намеревался отправить в ссылку; и Н.С. Хрущев, который сумел подозрительно быстро разыскать и «учесть» в Московской области, а затем и настаивать на приговоре к расстрелу либо высылке 41 305 «бывших кулаков» и «уголовников».

Но 11 первых секретарей — четверть всех, принявших на 11 июля новые правила игры, практически отписались, определили для своих регионов число тех, кому намеревались установить либо высшую меру наказания, либо высылку, в пределах тысячи человек. Вполне возможно, это были те, кто уже был арестован и ожидал суда.
=======
Ю.Жуков приводит и пример конкретного человека (случай, так сказать, местничества):
Полностью на киевских властях лежит вина за самоубийство П.П. Любченко, председателя СНК УССР. 23 августа по инициативе С.В. Косиора ПБ утвердило решение «О буржуазно-националистической антисоветской организации боротьбистов» — давно не существующей украинской партии левых социалистов-революционеров (боротьбистов). Выделившаяся из левого крыла украинских левых эсеров в марте 1919 г., она сразу же сблизилась с РКП(б) и КП(б) Украины, активно сотрудничала с ними в годы гражданской войны, в июле 1920-го самораспустилась, а ее члены в персональном порядке вступили в РКП(б). И вот теперь без каких бы то ни было причин на Украине началась охота на бывших боротьбистов, в том числе и на Любченко, действительно состоявшего в этой партии. Однако в Москве, пойдя на признание боротьбистов «активными врагами народа», отказались санкционировать арест главы правительства УССР Решение его судьбы передали на рассмотрение пленума ЦК компартии Украины. Но в Киеве были неумолимы, и 30 августа сняли своего вчерашнего товарища с должности председателя СНК УССР и исключили из партии. На следующий день П.П. Любченко, не без оснований опасаясь ареста, застрелился.