От Кактус Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь Ответить по почте
Дата 06.06.2006 17:01:09 Найти в дереве
Рубрики История & память; Управление & методология; Версия для печати

Re: по_моему_выходит,_

Здравствуйте,

Вы отметили, что у тех кто занимался каким-то трудом помимо земледельческого, уровень жизни был выше, чем у деревни в целом. В случае, который я описываю, все наоборот - промыслы были массовыми. Тех, кто ими не занимался, жили бедно, но их было меньшинство. Возможно, это определяется природно-климатическими условиями, но мне кажется, что в черноземной полосе России они сходные.

Достаток семьи складывался из доходов от земледелия и промыслов. Первое было основным. Второе (промыслы) не было обязательным т.к. можно было худо-бедно прожить и земледелием. Но денежные доходы от промыслов позволяли как платить налоги, так и выкупать землю у банка. Все поголовно занимались изготовлением полушубков, валенок. Зимой возили по замерзшей Волге хлеб, плотничали. Брались за ту работу, а которую был спрос. Чем меньше у крестьянина было земли, тем больше ему приходилось работать вне поля.

Как сложился тот слой советских уже крестьян, которые жили только за счет работы в колхозе? До столыпинской реформы уход в город означал исключение работника из переделов земли. Реформа позволила выделиться из деревни как самым сильным, так и самым слабым. Первых было три семьи, вторых – более двадцати. Получив собственность на землю, бывший деревенский бедняк спокойно (без опасения потерять) сдавал ее в аренду односельчанам и уезжал в город. Из богатых семей только одна сдавала землю в аренду, сама на ней не работая. Две другие построили хутор на отрубе и жили своим трудом. Деревня воспринимала столыпинские порядки как несправедливые, так как считала, что человек неспособный обрабатывать землю не должен ей владеть. Вообще право частной собственности на землю воспринималось крестьянами как юридическая база для жуликов.

Нужно отметить, что «вешатель» Столыпин был мягче, чем крестьяне. Они хотели, чтобы беднота ушла в город без земли, а Столыпин подал «лишним» людям в деревне хотя бы соломинку в виде возможности сдать земельный участок в аренду или продать его. Это был как бы страховой фонд на период адаптации в городе. Гуманизм и справедливость – не одно и то же.

При переделе земли весной 1918 года результаты столыпинской реформы были аннулированы. Землю поделили между теми, кто реально мог ее обрабатывать. Помещика не было. Выселили единственного кулака, который держал лавку, давал деньги в рост и сдавал землю в аренду. В его доме сделали библиотеку. После топливного кризиса 1918 года промышленность стала. Городские рабочие стали возвращаться в деревню. Если один из сыновей большой семьи работал в городе, то по возвращении ему приходилось выделять землю, так как лошади и инвентарь в семье были. А если вчерашний горожанин такой поддержки не имел, то дела его были плохи, потому что людей в деревне было слишком много, не хватало земли и лошадей. Фраза «мы вам припомним восемнадцатый год» относится именно к разделу земли, а не к идеологическим спорам. Роль этих обездоленных в Гражданской войне и коллективизации хорошо описана. Но я не об этом. В нашей деревне прослойка людей, не имевших доходов помимо земледелия от какого-то ремесла, сформировалась в ходе столыпинской реформы и проявилась сразу после революции. Она не была массовой.

>по колхозному периоду крестьянства должны быть нормальные неангажированные исследования, но что-то пока ничего не попадается.

Я потратил много времени на составление родословной своего семейства, лазил по архивам и краеведческим музеям, проверяя семейные байки, заставлял всю родню писать отчеты по заранее составленному вопроснику. Причина – неудовлетворенность описанием деревни в официальной истории. Но история одной семьи -очень узкая база для обобщений. А объективное профессиональное исследование мы увидим не скоро.

С уважением Сергей