Potato сообщил в новостях
следующее:2869@vstrecha...
> Так что же пишут Шушарин и Энгельс?
>
> "Уже под конец своей жизни Энгельс неожиданно обнаружил, как
примитивно, упрощенно научились думать некоторые последователи этой
теории. Все и всяческие явления необъятной жизни так называемые
вульгарные марксисты стали напрямую объяснять экономической
обусловленностью: мол, экономическое бытие определяет сознание, и точка.
Да нет же, убеждал Энгельс своих корреспондентов в письмах 90-х годов
(они получили название "Писем об историческом материализме"),
экономический детерминизм действует как тенденция, как нечто очень и
очень заглубленное, очень часто не имеющее непосредственной связи с
реальными событиями. На характер этих событий подчас более сильное
влияние оказывают воспитание, религия, идеология, мораль, да и просто
случайности. Их влияние надо глубоко изучать. Экономическая
необходимость прокладывает себе дорогу лишь "в конечном счете"..."
это одна из самых заехженных и зацитированных цитат Энгельса 1895,
которым недалекие ортодоксы с ходу отбивали предъявы в "экономическом
детерминизме".
Специально проблемой занимался Г.С.Батищев. Статьи его "Экономический
материализм" и прилежащие по теме были в Философской энциклопедии 1970г
т.5
конкретно методолгически хорошо анализировал процесс "складывания нового
автоматизма" в базисе и взаимовляиние суперструктуры(настроек)и
базиса(по немецки юбербау\унтербау) Грамши. Я полгода назад в очредной
раз в тред по разъяснению теории Грамши (пять лет идет)приводил эти его
цитаты. Из раздела об экономике , тейлоризму и фордизму. Первый том
недоизданнного у нас ПСС Грамши 1991
Шушарин этих работ не проработал, а может и не читал . Батищева читал,
ноего обзоры,очень широкие, в Полилогии относятся в осн. к журнальным
публикациям 1990х - тогда они пошли потоком. Поэтому он плотно
зацепляется за концепции Бурдье, Батищева, Давыдова-Громыко и т.д. -ЗА
ТО ЧТО НАДО - и порой выражает полное их приятие, даже восхищение -но
полных текстов напр того же Бурдье (книг 10) он " ниасилил" по
объективным причинам. Умер в 2004
>
> То есть, экономическое положение может быть неплохим, но если
достаточно большая часть населения в силу "воспитания, религии,
идеологии, морали, да и просто случайности" возжелает разнести
государство на кусочки, то пиши пропало...
конечно. Более того, при глубоком кризисе революционность вовсе не прямо
пропорциональна бедности или там недопотреблению "благ"