|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Кактус
|
|
Дата
|
19.03.2011 20:35:40
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Возможно ли развитие через катастрофу?
>>>В Японии никто не тушил, никто не пошел к реактору, никто не полетел к нему на вертолете потому что умирать за деньги желающих нет. Это капитализм. Когда грохнуло на Саяно-Шушенской ГЭС весь свободный персонал станции быстро оказался на ближайшей сопке. Это тоже капитализм.
>
>>Ну и кто Вам об этом сказал? Когда Вы это писали как раз на вертолете то и полетели :-) — в этот четверг начали сбрасывать воду и с вертолетов,когда в том возникло необходимость. Надо полагать люди, которым положено бороться с аварией выполняют свой долг — в Фукусиме человеческий фактор не сыграл столь фатальной роли как в Чернобыле — нашим то не понадобилось землетрясения и цунами, чтобы довести аварию до седьмой категории опасности. Что впрочем не отменяет последующей героической ликвидации, показавший большой запас прочности советской техносистемы. Вот только надо помнить, что героизм это всегда последний аргумент, и требовать его нужно прежде всего от себя. Поэтому дальнейшие спекуляции предлагаю прекратить за неэтичностью и сосредоточиться на техническом аспекте.
>
>1) Руководитель энергетической компании говорит что не знает состояния реактора потому что к нему не могут подойти из-за высокого уровня радиации.
>2) В новостях сообщают что охлаждают реактор водой с помощью гидромониторов потому что не могут протянуть трубу по земле. Причина та же.
>3) Пресс-служба той же энергетической компании жалуется что экипаж вертолета оснащенного дозиметрической аппаратурой отказался лететь над реактором. Причина, понятно, та же.
>4) На ютубе ролик в котором вертолет Чинук сбрасывает воду с борной кислотой на реактор с большой высоты и не долетая до самого реактора т.е. поливают территорию станции. В Чернобыле клали мешки с дробью прямо в пролом в крыше энергоблока с 60 метров, балансируя в восходящем потоке горячего воздуха.
>5) Цунами конечно цунами, но разместить аварийные дизель-генераторы на морском берегу и не предусмотреть варианта с подключением другого внешнего источника питания мог только большой специалист.
>Человечество вынуждено осваивать такие мощности что при выходе их из под контроля без героизма вряд ли удастся обойтись. Дело не в этике. Японское общество - семья и господствующий тип социализации там семейный (клановый, иерархический, мафиозный и т.п.) За родню видимо пожертвуют всем. А других ценностей нет. Вот и вся этика. Романтический патриотизм эпохи Мэйдзи кончился в 1945 году. Связан он был не со становлением капитализма, а с национально-освободительной борьбой. Буржуи любят себя путать с Родиной. Последние самураи сгорели в торпедоносцах над океаном. И наступили серые капиталистические будни. Где все имеет свою цену. В баксах.
Эти пять пунктов уже нечто более определенное, но всё равно не отменяет уже сказанного. Необходимые мероприятия проводятся, но людьми стараются не рисковать. На ЧАЭС основные жертвы были из числа ликвидаторов, что далеко не всегда было оправдано, просто в тех обстоятельствах, когда неизвестно было дальнейшее развитие событий, иного выхода не было. В отличии от ЧАЭС, на Фукусиме авария более локализована — если разгон на быстрых нейтронах надежно заблокирован самим фактом заглушения реактора (не знаю, возможен ли самопроизвольный запуск цепной реакции, в крайнем случае полного расплавления активной зоны), то нет особой необходимости рисковать персоналом — остаточное энерговыделение постепенно снижается, а реакторы итак уже не подлежат восстановлению., население из 30-километровой зоны эвакуировано. Более того, на ЧАЭС руководители отрасли, вроде Легасова сами шли в первых рядах, что давало им моральное право требовать того же и от остальных, от японского корпоративного менеджмента этого не дождешься (да и толку там от менеджеров), а требование самопожертвования во имя корпорации превратит порочную систему корпоративного капитализма в явно преступную. Вообще конечно, в одном Вы правы- Фукусима это такой же «звоночек» для японских корпораций, каким стала авария на ЧАЭС для советской технократии. Человеческая жизнь слишком высокая плата за мощность , не говоря уж о прибыли - решение проблем составляет дао человека как всемирно-исторической личности, но только качественный прорыв в развитии может уравновесить прекращение существования личности. Чернобыльская трагедия заставила пересмотреть стандарты проектирования АЭС — теперь в первую очередь рассматривают не технико-экономические показатели, а возможность надежной локализации запроектных аварий. После Фукусимы пересматривать нечего — да, нужно ускорить вывод старых энергоблоков, и в целом «усилить бдительность», но современные стандарты безопасности оказались вполне достаточными для того, чтобы более новые блоки на Фукусиме-2 и других АЭС выдержали землетрясения, да и даже советские ВВЭР-440 70-х годов на Кольской и Армянской АЭС выпуска были способвы благополучно пережить отключение электроснабжения вследствие урагана и Спитакское землетрясение. Изменения должны коснуться не сколько безопасности атомной энергетики, сколько системы технологической безопасности вообще. Развитие через социальный ароморфоз (т. е. революционно, а не только эволюционно), о котором я неоднократно здесь писал, отталкиваясь от Переслегина, предполагает готовность всего общества к адекватным действиям в условиях масштабных техногенных катастроф. Япония такой готовности не продемонстрировала, в России соответствующие институции (МЧС) используются для компенсации последствий социальной деградации. А ведь институт гражданской обороны это совсем недавнее социальное приобретение. Мировые войны потребовали мобилизации масс в том числе и для борьбы последствиями воздействия противника на промышленный потенциал и условия существования населения. В последующий период противостояния двух систем поле боя стало во много виртуальным, переместившись в сферу ускоренного научно-технического прогресса, что и создало предпосылки ароморфозов в имманентном развитии технологии. С другой стороны, постоянная готовность ядерной войне начала создавать особую социальность, стремящуюся воспроизвести себя и после тотального разрушения. Здесь и заложены зародыши тех стандартов поведения, которые потребуются человечеству при качественном расширении среды обитания, например при массированном освоении космоса — звезды ждут человека, но только в коммунистическом будущем.