|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
20.02.2011 18:41:13
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Да, кейс интересный.
Вообще, насколько я понимаю, до Галилея и Кеплера астрономические наблюдения велись в основном с астрологическими целями. Если есть два причинно несвязанных периодических процесса, то один можно использовать в качестве «часов» для другого. Нечто подобное и делали древние люди — солнечная система отсчитывала время для долгопериодических автоколебаний в биосфере (и обществе). Естественно такого рода «предсказания» были чисто эмпирическими, вроде эпициклов Птолемея — так движение планет можно описать (что-то вроде разложения траектории ив ряд Фурье), но нельзя объяснить. Поэтому объяснения осуществлялись в рамках магической причинности как у азандов — человек случайно споткнуться о пенек и поэтому сломать ногу не может, случайная причинность объясняется магическим детерминизмом. В этом смысле астрология уходит корнями в дохристианские, магические представления о времени и причинности. На этом фоне поражает масштаб нововременной революции 17 века, когда тысячелетние традиционные представления о причинно-следственных связей подверглись рефлексии через эксперимент и было осознано что явления на небе и на земле протекают по одинаковым законам — изменение общественно бытия потребовало появления рефлексирующего сознания.