|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
17.04.2010 20:51:50
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Занятные комментарии из ЖЖ или о собственности, отчуждении и свободе.
Иногда захожу почитать ЖЖ нашего коллеги по форуму Evgeniy_K и других заметных активистов левого рунета — периодически попадаются интересные заметки.
http://evgeniy-kond.livejournal.com/34846.html?thread=160030#t160030
>> отчуждение труда — присвоение всеобщего труда частью общества
>Как это "часть" может присвоить "всеобщее"?
Как же так может быть, если на протяжении всей человеческой (пред)истории только так и получается? Это обсуждение началось с того что такое собственность вообще и частная собственность в особенности. Собственность это не юридический титул - чтобы не получилось замкнутого круга необходимо определить отношения собственности до их надстроечной фиксации в праве. Ю. Семенов определяет частную собственность как собственность части общества на весь общественный продукт. Это несколько механистично и напоминает игру в определения с бесконечным уточнением понятий, но определенный смысл есть — в основу понятийного различения частного и общественного кладется господство частного интереса над всеобщим — интересов отдельных капиталистов и или класса капиталистов в целом над интересами общества.
Частная собственность бывает не только капиталистическая, не только на средства производства. Только при определенных общественных условиях обладание средствами производства обеспечивает гегемонию. Феодальный крестьянин является собственником своих средств производства, но гегемония принадлежит не ему, а феодалу . Можно было бы сказать, что феодал обладает самым важным средством производства — землей, но земля становиться средством производства и обращается на рынке как и все прочие формы производственного капитала только при капитализме. Но крестьянин вовсе не арендует землю как средство производства — он не выплачивает помещику за истощение земли — о воспроизводстве её плодородия крестьянин вынужден заботиться сам (собственно это и составляет содержание его хозяйствования), помещику же он выплачивает за размещение своего производства в пространстве, только за то , чтобы последний не изгнал первого с земли. Феодальная собственность это собственность на пространство производства.
Обобществление средств производства еще не уничтожает отчуждения труда. Мало отнять у буржуев фабрики и заводы — надо научиться ими управлять. Социализм это способ производства и от капитализма он отличается прежде всего не юридически и политически, а способом использования средств производства, причем первоначально тех же самых (того же конвейера и т.д.). А это не больше не меньше чем создание новой онтологии, но об этом ниже. Ключевой вопрос для социализма - мера отчуждения труда. Смена товарного производства потоком производящей мощи позволяет накапливать неовеществленный труд и уничтожает тем самым эксплуатацию, но отчужденный труд не исчезает сразу. Если разбить рабочее время на время воспроизводства, экстенсивного и интенсивного расширения производящей мощи, то первые две части составят время отчужденного труда. В условиях социализма рост производительности снижает долю отчужденного труда, однако ускоряющееся технологическое накопление порождает структурные дефекты производства, составляющие тайну частной собственности трудовых коллективов на технологию(Шушарин).
Частная собственность это общественное отношение. Установить является ли некоторое общественное отношение отношением частной собственности можно только ответив на вопрос воспроизводит ли это отношение отчуждение труда. Теоретическое описание общественных отношений это теория типа «Капитала», описывающего лишь одну эндогенную форму производства и общения капитализм.
Возвращаясь к вопросу о соотношении частной собственности и труда при капитализме, полезно установить следующие равенства:
конкретный труд =целесообразная производственная деятельность единичного рабочего
абстрактный труд = труд вообще, общественно необходимое время конкретного труда. Могут возразить что последнее ни что иное как стоимость, и действительно различии между абстрактным трудом и стоимостью не столь велико, хотя и существует — стоимость это мера абстрактного труда, затраченного на производство товара, а это ни что иное как время — инвариантная мера деятельности.
конкретно-всеобщий труд =процесс общественного производства
Конкретный и абстрактный труд это категории «клеточного» уровня — отношений единичного капиталиста и пролетария как условных субъектов особого рода отношений. Абстрактно-всеобщий и конкретно-всеобщий труд это категории общественного производства взятого в целом - логические формы и отношения с этими категориями справедливы для общества в целом, для классов и т.д., причем для всякого реального производства, как интегральные сущностные свойства, но для индивидуальных капиталистов и пролетариев они могут нарушаться и вообще быть невыделяемы.
Капиталист присваивает конкретный труд рабочего — конкретный труд оказывается предметом деятельности капиталиста — деятельности по организации производства, в результате которого возникает тело товара. А вот покупает капиталист как раз способность к абстрактному труду -способность трудиться определенное время. И этим временем капиталист имеет право распоряжаться как ему заблагорассудиться. Отсюда метафора — «пролетарий — наемный раб» -только господин распоряжается рабом всё время, а капиталист пролетарием только рабочее, впрочем он стремиться максимально расширить последнее, и даже покушается на свободное время(дешевые развлечения, масс-медиа и пр.) В высокоавтоматизированном конвейерном производстве, собственник может воткнуть рабочего на любой участок «цаппу крутить», в случае квалифицированного труда это уже не совсем так. - изменение участка работ требует дополнительных затрат на переобучение, и в принципе повышение эффективности образования пролетаризует и квалифицированных специалистов. Впрочем, собственник может и проявить самодурство, поставив профессионала выполнять идиотскую работу, а безграмотного человека — квалифицированную, но такого капиталиста либо ждет разорение, либо загнивает весь капитализм. В последнем случае отчуждение абстрактного труда, т.е. отчуждение времени особенно ярко проявляется в непроизводственной сфере — функционирование «офисного планктона» строго зарегламентировано корпорацией, в то время как он даже стоимости не производит, а только участвует в её перераспределении.
И дело не только в том что капиталист отчуждает время рабочего. Стоимость определяется мерой абстрактного труда и чем эффективнее осуществляет капиталист свой конкретный труд по распоряжению конкретным трудом рабочих, тем меньше доля его абстрактного труда в стоимости товара. Поскольку стоимость рабочей силы меньше чем производимая ею стоимость, возникает прибавочная стоимость, являющаяся целью капиталистического производства. Накопление прибавочной стоимости, описанное Марксом, приводит к тому что капитал как система общественных отношений воспроизводит отчуждение в расширенном масштабе.
Борьба рабочих за свои права ограничивает произвол капиталиста в распоряжении рабочим временем. Экономическая борьба рабочих это борьба за время, за свободное время. Политическая в конечном счете тоже — за создание таких общественных условий условий когда «свободной развитие каждого будет условием свободного развития всех» - а время развития это именно свободное время — время которым человек сам распоряжается, свободно выбирая себе цели, средства и методы деятельности.
Присвоение всеобщего труда частным образом это ни что иное как зафиксированное в «Капитале» противоречие между общественным характером производства и с частным характером присвоения. История развития капитализма это история постепенного обобществления производства. Предшествовавший капитализму феодальный крестьянин самодостаточен —имеет место частное производство и частное присвоение. В современном монополистическом капитализме производство обобществлено в планетарном масштабе. Абсурдность же частного присвоения особенно очевидна в сфере «нематериального производства » (Негри), точнее неовеществленнного труда — производство программного обеспечения, наука и т.д. - здесь производство и потребление непосредственно обобществлены , в то время как капитал только накладывает на них клеймо копирайта и с помощью государственного аппарата принуждения собирает сверхприбыли — результат возросшей вследствие применения неовеществленного труда производящей мощи. Другой пример — приватизированная кучкой монополистов уже прошедшая обобществление советская техносистема (точнее её производственная инфраструктура как объект приватизации) — трудовые коллективы, добывающие нефть, выплавляющие алюминий, прокладывающие трубопроводы и т.д. воспринимаются как силы природы (и именно поэтому не воспроизводятся в рамках типологически более низкой системы — отечественные олигархи ведут себя как первобытный собиратель на поле культурного земледельца) -нефть в трубе сама заводиться (как булочки на деревьях в представлении королевской фаворитки) и протекает на благословенный запад — остается только срубить бабло и попилить его между собой. В финкапе серьезный человек производством заниматься не должен — это медленно скучно, малоприбыльно -серьезный человек должен рулить финансовыми потоками.
>Насколько я понимаю, для шушаринцев понятие Деятельность принципиально. Это труд принудителен, а деятельность - его противоположность, неотъемлемый атрибут человека. Присваивая деятельность рабочих, капиталист превращает ее в труд. Но не наоборот - рабочие не могут принудить к труду капиталиста (хе-хе, при капитализме). http://evgeniy-kond.livejournal.com/34846.html?thread=160798#t160798
Подмечено верно. Деятельность — исходное понятие, форма существования человека, субстанция социальной материи. Понимание материального мира через деятельность его осваивающую, когда мы интересуемся не сколько вещами в себе, сколько организацией деятельности с ними, схемами этой деятельности, включающими в себя объективную истину предмета — истину предмета как способ его изменения (Ильенков) Громыко вслед за Львом Щедровицким назвал организационно-деятельностной онтологией — философская линия Фихте — Маркс — Г.П.Щедровицкий - как раз является проработкой деятельности как предельной онтологии.
В отличии от деятельности, труд почти всегда предстает в форме отчужденного труда — в этом смысле это почти тождественные понятия. Труд это всякая целесообразная деятельность. Отчуждение труда — установление внешней целесообразности, подчинение деятельности человека, целям. чуждым субъекту деятельности. Но цель деятельности всегда во вне её - целесообразность есть целосообразность (Ильенков) — цель деятельности устанавливается обществом — смысл деятельности определен отношением ко всем прочим видам деятельности.
Только только в классовом обществе человек приучается к систематической целесообразной (а не ритуальной ) деятельности. Труд возникает вместе с отчуждением труда в рабовладельческом (шире — демографической форме производства) обществе. Военное насилие между племенами из прямого уничтожения становиться символическим - принуждением к труду посредством насилия — старая ритуальная деятельность превращается в воспроизводство трудовых навыков винтика «машины из людей». Люди разделяются на управляемых и управляющих и всё дальнейшее развитие протекает в рамках усложнения отчуждения труда, вплоть до высшей формы отчужденных общественных отношений — капитала.
Начало освобождения деятельности человека от отчуждения положила Октябрьская Революция. Тогда бывало капиталиста принуждали к труду — труду по управлению собственным предприятием в 1918 году посредством комиссара с маузером - если трудился плохо — пускали в расход, Вряд ли бы современные топ-менеджеры оказались бы в этом плане производительными работниками.
Дальнейшее развитие социализма вплоть до нынешнего слома линейной формы с трагическим откатом в историческое прошлое, тем не менее создает предпосылки для полного освобождения деятельности.
Свободная деятельность человека это решение проблем. Проблем не только научных и технических. Но и в целом проблем развития общества. Проблемы возникают объективно в силу материальности мира. Акт свободной воли это выбор конкретной проблемы для решения. Где будет решена проблема, туда. В том или ином масштабе, пойдет История. Именно в делании Истории и свободен человек. Тем не менее и эта свобода исторична — такая свобода есть иное как редукция неисчерпаемого богатства социальных форм деятельности к формам научного производства когнитивного социализма — но в том то и состоит историзм, что этот «когнитивный фетишизм» мы пока преодолеть не можем, поскольку История еще не свершилась.