От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 18.07.2009 12:37:21 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

"Gramsci-Meets-Bourdieu" topic now

>одна из актуальных работ. Вторую ,2003г,ту написала какая-то голландка по той же связке- пока не нашел


http://www.rethinkingmarxism.org/cms/node/1266
Editors’ Introduction
in * 21-3


The Editors
Source:
Rethinking Marxism: A Journal of Economics, Culture & Society, Routledge, Volume 21, Number 3, p.327 - 333 (2009)

...
P. Kerim Friedman, for his part, draws attention to Ives's treatment of the Gramscian notion of hegemony as not only a sociological but also an ethical and moral concept, one that encompasses such terms as organic intellectual, spontaneous philosophy, and progressive hegemony. Friedman agrees with Ives in that, while these devices may sound utopian, Gramsci utilized them in a “resolutely anti-utopian” manner. Thus, for example, Gramsci supported the emergence of a unified Italian language, instead of imposing either a specific dialect (like Tuscan) or a universal language (like Esperanto), as an organic process, one that takes place “from the bottom upwards.”

In Friedman's view, Gramsci's conception of hegemony, in which organic intellectuals work out the tensions between spontaneous and normative grammars, has a strong resemblance to Pierre Bourdieu's theory of the habitus. They are, in one sense, quite similar: both hegemony and habitus comprise spontaneous and normative grammars as well as the interaction between them. Thus, the two terms—hegemony and habitus—are often used interchangeably. But, Friedman argues, the terms are not the same: while Bourdieu's theory of the habitus relies on the institutionalization of dominant cultural and linguistic forms, and thus the forces of social reproduction, Gramsci emphasizes the process of their institutionalization, and thus the way alliances between classes are created and how changes in prevailing norms take place. What this means is that, in comparison to Gramsci, Bourdieu fails to analyze either how the dominant culture comes to be institutionalized or the role played by organic (as opposed to traditional) intellectuals. At the same time, Friedman seeks to demonstrate that Bourdieu's theory of symbolic capital provides a useful addendum to Gramsci “by elaborating the hidden mechanisms through which the legitimacy of hegemonic forms are inculcated in the habitus.” It then becomes possible to distinguish two terms Gramsci used almost synonymously—prestige and hegemony—and, with the aid of Bourdieu's notion of symbolic capital, to understand how the prestige accorded to an existing normative grammar can serve “to undermine efforts to bring about a progressive hegemony.”


http://kerim.oxus.net/wp-content/uploads/2007/05/habitushegemony.pdf
http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=1&url=http%3A%2F%2Fkerim.oxus.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2007%2F05%2Fhabitushegemony.pdf&ei=7oBhSsjgAoz0nQOU5JX4Dw&usg=AFQjCNEJ48v-15Cth2CQ2QoetN92IjZaSg&sig2=gntK7j2Xb9nWYYrAYjmg2w

http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=3&url=http%3A%2F%2Fsociology.berkeley.edu%2Ffaculty%2Fwacquant%2Fwacquant_pdf%2FPPB2W2-CONF-ABSTRACTS.pdf&ei=7oBhSsjgAoz0nQOU5JX4Dw&usg=AFQjCNEUPbGxEvgC5oAyJKSBwqa6Bv5yGA&sig2=v5t0cJqpmexDUjCdVTpJeQ

http://www.havenscenter.org/files/II.Gramsci%20Meets%20Bourdieu_0.pdf
http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&url=http%3A%2F%2Fwww.havenscenter.org%2Ffiles%2FII.Gramsci%2520Meets%2520Bourdieu_0.pdf&ei=7oBhSsjgAoz0nQOU5JX4Dw&usg=AFQjCNFavJP8-2KksNh4aKalx5C_x73U9A&sig2=29Kqg6H-XsxudtbE0yxCjA


от нашего стола
http://www.situation.ru/app/news.htm?op=4&rand=9202

http://www.situation.ru/app/j_art_700.htm
Тюремные тетради (V). Заметки по экономике А.Грамши Находятся ли в противоречии свобода и так называемый автоматизм? Автоматизм находится в противоречии с произволом, а не со свободой. Автоматизм есть групповая свобода, в противоположность индивидуалистическому произволу. Когда Рикардо говорил: "введя данные условия, мы будем иметь данные последствия в экономике", он отнюдь не превращал ни в "детерминистскую" саму политэкономию, ни в "натуралистическую" ее концепцию



мой конспект отрывка Грамши из редкого рус.перевода
http://www.situation.ru/app/j_art_770.htm
Комментарий к фрагменту
"Естественное,противоестественное, искусственное и т.п."

http://www.vif2ne.org/nvz/forum/12/archive/85/85449.htm

Грамши предвосхищается тут роль, которую позднее социологи
(Бурдье)отвели инкорпорированной совокупности связей, отношений и
привычек в виде "прошитого биоса" в человеке, в его "бортовом компьютере" - габитуса (по-русски -"привычкинс")

Блестящий марксистский методологический анализ, подход - динамический, поэтому постоянно требующий привлечения диалектических методов. Вводной к нему служит отрывок "Что такое человек", открывающий ТТ ( проходил на форуме).
http://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/117/117554.htm
Там четкая общая постановка "группо-социального" подхода в отношении "ансамбля ОО" и человека как"узелка" в этой сети, который, однако, своим действием этот узел может преобразовывать



http://www.situation.ru/app/j_art_191.htm
...
6.1.(Возникновение понятий закономерности и необходимости в истории).
Понимание закономерности и неоходимости в историческом развитии возникло на почве политэкономии. В той форме и при помощи той методологии, которые развил Давид Рикардо. Например, им введено понятие "определенного рынка", т. е. указание на то, что исторически сложились определенные - решающие и постоянные - силы, действующие с известным "автоматизмом", который позволял прогнозировать с определенной уверенностью результаты действий агентов процесса. Сказать "определенный рынок" - значит подразумевать "определенный тип производственных отношнений", а совокупность производственных отношений(ПО) образует основу социальной структуры общества. Соотношение социальных сил - а это главное выражение ПО -закрепляется политически,правовым, идеологическим образом и является предметом социологии.
6.3. ("Автоматизм").
"Автоматизм", то есть независимость от индивидуального произвола и вмешательства, имеет преходящий характер, он складывается и эволюционирует. Поэтому путь к поиску закономерности идет через выявление постоянно действующих факторов, путем абстрагирования от массы фактов . Между выявленными факторами устанавливаются отношения причины и следствия и на этой основе дается схема политэкономической основы определенного общества. Когда и если такой автоматизм нарушен - надо искать новую абстрактную схему, начиная с выявления факторов и т.д.

6.4. (Закономерность).
Значения понятий "закономерность", "автоматизм" в применении к историческим, социальным феноменам иное, чем в сфере естественных наук. Речь не идет об универсальных закономерностях, о постоянно и механически действующей причинности . Речь идет о том, чтобы выявить, какие и как в процессе развития складываются (относительно) постоянные силы, действующие с определенной закономерностью. Рикардо не только развил теорию стоимости в политэке, но и подсказал способ осмысления общественной жизни, способ установления посылки и вывода, тип детерминации. Это научный, беспристрастный анализ и констатация - по типу точных наук, а не гуманитарных.
С осмыслением закономерности связано понимание необходимости и случайности в процессах. Необходимость всегда конкретно-исторична, а не существует вообще, не абстрактна.Тут Грамши своеобразно, в противовес механицизму с одной стороны и волюнтаризму с другой, идя дальше экономического детерминизма, говорит о соотношении "предпосылки" и "действия", а также "предвидения" и "действия".
-------