|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
30.06.2009 10:18:58
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Место Бурдье в социологии рядом с Марксом
Мы все наверное для себя сложили работы ученых в мозаику, например у меня Грамши соединяет Маркса и Вебера, объясняет зачем капиталистам создавать собственную веру. Где здесь место Бурдье?
Каждая ЧЭФ производит только два продукта – людей и социальные формы в которых они взаимодействуют. Причем социальные формы в нормальных ЧЭФ вторичны. Рассмотрение ЧЭФ с точки зрения накопления чего-либо для следующей ЧЭФ должно вызывать делезовский вопрос – а почему вы смотрите на проблему сквозь то, чего в ней не хватает? Рабовладение накапливает работников заимствуя их из предыдущей ЧЭФ. Но делается это с целью повысить мощность (по Кузнецову) или энергетическую плотность (по Ларушу) до уровня достаточного для освоения территории и воспроизводства полноценных граждан (рабовладельцев). Феодализм делает тоже самое на своей собственной базе за счет технологий накопленных в рабовладении. Капитализм совершает переворот (это первая ненормальная шизофреническая ЧЭФ) – ставит на первое место производство не людей, а социальных форм, которые позволяют утилизировать мощность человека для товарного накопления. Это первая ЧЭФ в которой накопление становится самоцелью, в других оно вторично. Социализм – просто капитализм поставленный с головы на ноги, в нем восстановлена осевая линия развития человечества – производство людей. Создание коммунистической ЧЭФ требует овладения производством социальных форм. Практический опыт конструирования социальных форм при капитализме – это и есть работа Бурдье. Не освоив его наработок говорить о реализуемой коммунистической теории сложно.