>Пока что не сбывается. Как сообщит Обама о своем кандидате на пост министра - биржа идет вверх.
биржа будет дергаться туда сюда еще долго
Ведомости
На десять лет назад
В следующем году промышленность вернется в дефолтный 1998 год: индустрию ждет спад на 2,4%, предполагает Минэкономразвития
Ольга Кувшинова
Надежда Иваницкая
Ведомости
03.12.2008, №229 (2251)
«Ведомостям» удалось ознакомиться с одним из последних вариантов прогноза социально-экономического развития России на 2009-2011 гг., который подготовило и должно на этой неделе представить в правительство Минэкономразвития.
Следующие три года будут для промышленности тяжелыми. В 2009 г. при $50 за баррель нефти в среднем за год — именно такой вариант министерство рекомендует считать базовым — рост промышленности составит минус 2,4%, инвестиций в основной капитал — минус 5%. В 2010 г. рост промышленности составит 0,7%, в 2011 г. — 2,3%.
Этот вариант не окончательный, пояснил чиновник одного из органов исполнительной власти. Но вопрос лишь в конкретных цифрах, знает другой федеральный чиновник, тренд не меняется: спад промышленности в 2009 г. и медленное восстановление после. При этом рост экономики в целом не будет отрицательным даже при $30 за баррель нефти, уверяет чиновник (при $50 за баррель Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 3-3,5%).
Пока по итогам 10 месяцев промышленность выросла на 4,9%, в октябре темпы упали до 0,6% (к октябрю прошлого года) и уже по итогам ноября могут стать отрицательными. В 2009 г. индустрия может уйти в минус более чем на 2%, полагает экономист ЦМАКП Владимир Сальников: падение уже произошло, и первое, что начали сокращать компании, — это инвестпланы. Антикризисная политика компаний заставляет их резать инвестрасходы, соглашается Игорь Николаев из ФБК: по его оценкам, спад инвестиций в 2009 г. составит 10%, промышленность упадет на 5%. Ожидается падение выпуска практически по всем отраслям, признается федеральный чиновник. Последний раз спад в промышленности по итогам года был в 1998 г., напоминает экономист Центра развития Валерий Миронов.
По данным Росстата, до сих пор розничный товарооборот и номинальные зарплаты оставались единственными показателями, на чьи темпы роста не повлиял кризис. Падение индустрии приведет к росту безработицы и снижению доходов, указывает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Реальные зарплаты будут расти втрое медленнее — на 4-5%, считает он. Замедлится втрое и рост розничной торговли — до 4,5%, такие темпы останутся и в 2010-2011 гг., прогнозирует Минэкономразвития.
Некоторые результаты первой стадии суперкризиса. «Впаривать» народам своих стран монетаристские «мульки» поздно
Семь лет назад Михаил Хазин вместе с Андреем Кобяковым и Олегом Григорьевым сформулировали теорию нынешнего экономического кризиса. Теория обладает редким качеством в экономической науке, поскольку не только описывает фундаментальные причины этого кризиса, но и является абсолютно операбельной, так как с детальной точностью показывает механику его развития. Что особенно заметно на фоне комментариев действующих лауреатов Нобелевских премий по экономике, которые единодушно, за исключением, может быть, Лео Стиглица, демонстрируют абсолютное непонимание того, что происходит в мировой экономике. Кстати, некоторые из них получили свои Нобелевские премии именно за то, что доказали: того, что происходит сейчас, не может быть никогда.
комментарий с ворлдкризис.ру
то что МЛХ не стал предсказывать дальнейшие действия обезьяны с гранатой - так это естественно ..... Это же не предсказуемо. Тем более, что всё таки общее русло действий оной обезьяны "чтобы своих спасти" он всё-таки обозначил.
ЗЫ: А вообще про кризис уже надоело ..... Потому что самая интерсная часть, когда все гадали "будет/не будет" уже прошла. Осталась рутина. Я когда-то давно поверил МЛХ (вернее его выкладкам, в пользу будет) и не жалею об этом. Счас мне про кризис рассказывают те, кто год назад считал меня сумасшедшим ...... а я их не слушаю - неинтересно. http://worldcrisis.ru/crisis/549388
>>
Сегодня уже можно подвести некоторые результаты процесса начала острой стадии мирового экономического кризиса. Начать следует с уточнения формулировок, поскольку появилось множество неквалифицированных или умышленно искаженных оценок.
...
только что (я, кстати, стал использовать сайт Эха для вопросов и комментов, это быстро и удобно )
А. САМСОНОВА: Михаил Леонидович, у нас очень много вопросов к Вам. Один из основных касается цен и инфляции. В США в период кризиса регулярно падает инфляция, и в еврозоне за 12 месяцев она снизилась с 3,7% до 2,3%, а в России инфляция, несмотря на кризис, растёт, растут и цены на товары в магазинах, в отличие от Америки и Европы, где ценники постоянно переписываются. Как так получается, что во всем мире кризис приводит к падению цен, а в России – к росту.
М. ХАЗИН: Кризис у нас и кризис в мире – совершенно разный. В США, в Европе и во всем мире это кризис избытка денег, а у нас недостатка денег. И в этом смысле сравнивать невозможно. Кроме того, надо учесть, что в нашей стране совершенно другой механизм ценообразования и работают другие механизмы. На Западе на большинстве потребительских рынках имеется довольно мощная конкуренция, которая заставляет при снижении спроса падать ценам.
В нашей стране имеет место сильная монополизация. Монополисты не любят снижать цены, что бы там не случилось. Кроме того, существуют достаточно жесткие ограничения. Существует такое понятие, как «постоянные издержки». Это издержки, которые несёт торговля, независимо от уровня цен и от кризиса. Грубо говоря, владельцы торговых площадей должны платить дань СЭС, пожарным, чиновникам и всем остальным, независимо от того, какие цены.
Наоборот – чем сильнее кризис, тем выше эта дань, потому, что чиновники хотят жить хорошо, и такая мелочь, как кризис, их волнует мало.
А. ПЛЮЩЕВ: То есть, независимо от кризиса мы всё равно будем понимать дорого. Дефляция нам не грозит. Вы понимаете, что мы как потребители рассуждаем, и надеемся, что в магазинах мы отметим хоть какое-то снижение цен.
М. ХАЗИН: Нет, кое в чём у нас есть снижение цен. Например, цены на автомобили падает.
А. ПЛЮЩЕВ: «Тойота» и ВАЗ дорожает. Это где падает, где нет.
М. ХАЗИН: На квартиры падает, кстати. Даже в Москве.
А. ПЛЮЩЕВ: На квартиры – это правда. Я хочу задать несколько вопросов от наших слушателей. Один из них повторяется в разных вариациях. «Были планы в начале 2009 года продать машину, добавить деньги, купить новую. Сейчас оказалось, что старую продать практически невозможно, скопленная сумма зависает на неопределенный срок. Скажите, как сохранить деньги до миллиона». «Михаил, во что нужно вкладываться, чтобы сохранить хоть часть дохода?» «Расскажите, как распорядиться ежемесячными доходами остается от трат порядка 40 тысяч в месяц?»
М. ХАЗИН: Дать универсальный ответ невозможно. Это зависит от колоссального количества факторов, в т.ч. от темперамента владельца. Есть такая шутка – темна украинская ночь, но сало нужно перепрятать. Если вы хотите каждую ночь перепрятывать сало, то никакого рецепта нормального вам не дать. А желание перепрятать никак не связано с экономическими обстоятельствами. Сегодня рубль будет падать. И ЦБ, и правительство это нам уже последние две недели говорят, хотя это было известно пару месяцев назад.
Я не понимаю их политики, им бы надо было девальвировать рубль быстро и после этого не допускать, чтобы граждане из рублей переходили в валюту. Вместо этого они рубль…
А. ПЛЮЩЕВ: Я прошу прощения, я хочу остановиться на этом месте – не позволять гражданам переводить. То есть, запретить продажу валюты?
М. ХАЗИН: Я не исключаю, что что-то в этом роде будет. Разумеется, в полном объеме это не получится, потому, что есть обязательства перед МВФ, есть международное соглашение, но, например, в США эта проблема решена радикальным способом. Там невозможно гражданину, если он не живёт в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, невозможно купить что-то, кроме доллара. Например, ЦБ может взять и отобрать валютную лицензию всех банков, кроме трёх. А Сбербанку запретить конвертировать валюту. Зачем вам валюта? Вы же в России живёте!
А. ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, что чёрный рынок валюты будет.
М. ХАЗИН: Чёрный рынок, но на нём довольно высоки издержки, т.е. стоит ли переходить в валюту, чтобы выиграть 20%, если эти 20% вы должны будете отдать перекупщику?
А. ПЛЮЩЕВ: Я видел такую же ситуацию в Туркмении, там так и было. Все продавали и скупали доллары.
М. ХАЗИН: Что я могу сказать? В реальности, сегодня, если говорить об активах долгосрочных, т.е. на 3-5 лет, то я по-прежнему считаю, что интересным является золото. Но физическое, не золотые счета в банках, а физическое золото, монеты. Имеются люди, которые со мной не согласны. Что касается краткосрочные – 3-4 месяца, то сегодня, конечно, это валюта. Причём, совершенно неважно какая – доллар или евро. Они будут друг относительно друга колебаться, но и та, и другая будет расти относительно рубля.
А. ПЛЮЩЕВ: Наши читатели замечают, что Вы раньше высказывались про крах доллара. Александр, менеджер из Москвы спрашивает, когда он окончательно рухнет? За 40 секунд это можно сказать?
М. ХАЗИН: Дело в том, что когда я говорил о крахе доллара, я имел в виду крах мировой долларовой системы. Доллар перестанет быть мировой валютой. И это крах. А кросс-курс в рамках валютообменных операций может быть самым разным. Кому интересен сегодня курс монгольского тугрика? Никому.